Практическая работа
«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира
Цель. Усвоение 2 учебных задач:
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.
Литература.
История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
Самостоятельная работа (дома, для некоторых групп). Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
Проблема работы.
«МОСКВА, 25 сентября 2012 года. /Корр.ИТАР-ТАСС Вероника Романенкова/. Президент России Владимир Путин высказался за ужесточение наказания за вождение автомобиля в пьяном виде. "Придется ужесточать законодательство", - заявил сегодня глава государства, комментируя субботний случай, когда пьяный водитель убил 7 человек в Москве.
Путин обратил внимание на заявление водителя: "Я делаю всегда все, что хочу". "Ворота свободы открылись, и мы начали считать, что дозволено все, границы свободы, обязанностей размыты", - подчеркнул Путин. По его мнению, данная трагедия это не только проблема низкого общего культурного уровня. "За некоторые вещи нужно карать, по-другому не получается", - убежден глава государства.
Президент назвал виновника субботнего ДТП "преступником и убийцей". В качестве примера он привел "благообразные страны, где очень жестко относятся к тем, кто совершает такие действия". "Если этого не делать, такие трагедии будут происходить повсеместно", - отметил глава государства.
"Нужна работа нас всех более серьезная в плане повышения культурного уровня, может быть, мы все в этом виноваты", - отметил Путин. По его словам, "мы должны делать гораздо более тонкую, основательную работу по повышению культурного уровня".
Таким образом президент отреагировал на выступление кинорежиссера Карена Шахназарова, который признался, что у него "не идет из головы" субботняя история с наездом пьяного водителя на людей. Шахназаров не исключает, что этой аварии не случилось бы, если бы культурный уровень водителя был бы более высоким. "Может быть водитель бы ходил в Исакиевский собор, может быть это бы помогло", - сказал он.»
Задания для студентов.
Определите по тексту 1 основные характеристики массовой культуры. Почему такие разные изображения в тексте объединены под термином «массовая культура»?
Создайте небольшой видеоролик, посвященный определению термина «Массовая культура».
3. Проблема, которую предстоит решить: выживет ли в условиях нашествия массовой культуры культура национальная? Рассмотрим эту проблему на примере национальных культур Карелии. Для этого создадим презентации по темам (выбрать одну):
1) «Национальная культура славян, ее достижения и проблема ее сохранения»
2) «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»
3) «Культурная политика администрации г. Льгова»
4) «курская область – поликультурный регион. »
5) «Объекты культурного наследия Льгова. Башня Шамиля.»
«Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете– это работа-исследование.
Текст 1
Россия – многонациональная и многоконфессиональная (неизвестные термины можно найти в Интернете) страна. В течение долгого времени ее культура формировалась на основе развития национальных культур населяющих ее народов, с разной степенью взаимовлияния. Подобно большинству стран Запада, в настоящее время Россия столкнулась с проблемой сохранения исторического культурного наследия в условиях нашествия такого глобального явления как масскульт, или массовая культура.
Массовая культура – явление глобализирующегося мира.
Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.
Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: работа и досуг. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены, прежде всего, для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.
Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.
Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.