Сестринский уход, который поможет справиться с горем и




ПОТЕРИ. ГОРЕ. СМЕРТЬ.

Потери.

Потери возникают в случаях, когда близкий человек, любимое животное, ценная вещь, жизненная ситуация изменяются или делаются недоступными так, что значимость или ценность уменьшаются или уничтожаются.

 

Виды потерь.

 

Потеря части тела или функции какого-либо органа.

Потеря способности осуществлять самоуход.

Потеря роли главы семьи, кормильца.

Смерть, являющаяся наиболее тяжелой из всех потерь.

 

Типы потерь.

 

Действительные – это потери, которые распознаются другими также как и самим пострадавшим.

- потеря конечности

- потеря супруга (не обязательно смерть)

- потеря денег

- потеря работы.

 

Чувственные – это потери, которые ощущает только сам пострадавший.

- потеря юности, молодости

- потеря финансовой независимости

- потеря привычной окружающей среды

 

Ожидаемые потери – человек выражает горе своим поведением перед ожиданием потери. Это происходит, например, в семье тяжелобольного.

 

Горе.

Горе (горевание) – это эмоциональная реакция на потерю. Горевание помогает потерпевшему привыкнуть к потере и прийти к пониманию полного осмысления потери в своей жизни.

Скорбь (страдание) – это высшая степень горевания. Скорбь начинается с момента установления диагноза о неизлечимой болезни. Жизнь уже никогда не будет прежней и каждая фаза ухудшения – это новая потеря как для скорбящих, так и для больного. Во время длительной болезни часть переживаемого горя приходится на период до наступления смерти, особенно если болезнь разрушает «непосредственно личность». Например, опухоль головного мозга приводит к полному изменению человека, как личности. Скорбь помогает привыкнуть внутренне к реальности внешних событий.

 

Стадии горевания.

 

Шок. Оцепенение. Неверие – обычно определяется, как отказ принять сам факт потери из-за того, что факт смерти недостаточно проник в сознание скорбящего.

Разлука и боль – у пострадавшего появляется постоянное чувство тоски, желание увидеть того, кто умер. Он видит сны об умершем, посещает любимые места в надежде обнаружить там того, кто умер, «видит» умершего на улице.

Осознание случившегося - выражается в отчаянии и может проявляться такими эмоциональными реакциями, как злость, раздражительность, нервозность, чувство вины, пустоты, печаль, беcпокойство.

Восстановление – эта стадия включает религиозные, культурные (национальные), социальные проявления траура. Например, похоронные обряды.

Принятие случившегося - скорбящий способен умом принять потерю раньше, чем эмоции позволят допустить ему это.

Идеализация – выражается преувеличением хороших качеств умершего человека.

Принятие решений и перестройка жизни – это окончание процесса горевания. Поскольку прежний образ жизни неприемлем, новая жизнь без умершего берет свое и скорбящий вступает в период радикальных решений и перестраиваний. Постепенно скорбящий способен вспоминать умершего без подавляющих эмоций и готов начать новую жизнь.

 

Реакция на горе – это процесс непостоянный и меняется от человека к человеку. Каждый человек переживает горе по-своему и не предполагает, что скорбь от одного состояния к другому переходит по определенному порядку.

 

Факторы, влияющие на процесс горевания.

- возраст

- взаимоотношения в семье

- социально-экономическое положение

- культура

- религия.

 

Отрицательные последствия периода утраты.

 

Скорбь:

- предрасполагает людей к физическим и психическим заболеваниям

- ускоряет болезнь и смерть

- обостряет течение заболевания

- приводит или обостряет вредные для здоровья привычки (курение, алкоголизм, наркомания)

- приводит к депрессии

 

Смерть.

Виды смерти и реакции горя.

 

Смерть может быть результатом различных причин и реакция горя часто зависит от причин.

1.Смерть от болезни вызывает следующие реакции горя:

- смерть, как наказание (например, смерть от СПИДа у наркоманов, гомосексуалистов)

- страх и паника, если смерть происходит от особо опасного инфекционного заболевания (чума, натуральная оспа, холера)

- чувство вины, если родственники и друзья верят, что могли бы предотвратить смерть («Если бы мы раньше отвезли в больницу….», «Если бы только я это сделал….»).

2.Случайная смерть чаще всего вызывает ощущение несчастья, чувство вины, особенно если то случайная смерть ребенка.

3.Смерть, как защитника Отечества, обычно в обществе является почетной

4.Насильственная смерть. Этот вид смерти случается ежедневно, особенно в больших городах. Самый большой процент в структуре насильственной смерти занимает суицид. Наиболее часто этот вид смерти вызывает чувство вины у родственников и иногда друзей.

 

Смерть - это не основная трагедия жизни. Кроме тех, кто умирает внезапно и неожиданно, всегда приходит время естественной смерти, а следовательно в определенных обстоятельствах пациент «имеет право умереть». Медицинские работники не имеют юридического, морального, этического права использовать медикаменты, методы или аппаратуру, если их использование может быть расценено, как продление патологического процесса или муки умирания. Если физические или психо-эмоциональные мучения считаются непереносимыми или трудноуправляемыми, самое радикальное средство – это ввести пациента в состояние сна, а не лишать его жизни. При этом, кроме случаев когда смерть близка, нельзя исключать возможность улучшения состояния пациента.

Умирающий пациент нуждается в общении. Цели подобного общения сводятся к следующему:

- избавить от неопределенности

- придать новое значение отношениям с окружающими

- помочь пациенту и семье в уходе и взаимоотношениях. Это может быть выражено следующими словами:

- «мы можем облегчить вашу боль»

- «чтобы не случилось, мы не оставим вас»

- «я буду регулярно наблюдать вас»

- «один из нас всегда будет в вашем распоряжении»

- «вы умираете, но вы по-прежнему важны нам»

- «давайте выясним, как можно помочь вам и вашей семье»

Общение на основе правдивости в сочетании с постоянной поддержкой и подбадриванием почти всегда ведет к зарождению надежды.

 

Права умирающего пациента:

 

1. Я имею право на лечение, как обычный человек, до самой смерти.

2. Я имею право поддерживать чувство надежды и оптимизма.

3. Я имею право получать уход тех, кто верит в чувство оптимизма.

4. Я имею право на выражение чувств и эмоций по-своему до самого приближения смерти.

5. Я имею право на участие в планировании ухода за мной.

6. Я имею право на продолжение врачебного и сестринского внимания, хотя лечебная цель должна быть заменена на цель создания удобства.

7. Я имею право не умирать одному.

8. Я имею право на обезболивание.

9. Я имею право получать честные ответы на мои вопросы

10. Я имею право не быть решительным.

11. Я имею право иметь помощь от семьи при принятии смерти.

12. Я имею право умереть в мире и достойно.

13. Я имею право сохранять свою индивидуальность в принятии решений, которые могут быть противоположны убеждениям других.

14. Я имею право обсуждать и расширять свои религиозные и духовные познания, что бы это не значило для других.

15. Я имею право получать уход от заботливых, сочувствующих, знающих людей, которые пытаются понять мои нужды и способны получать удовлетворение при уходе за мной.

16. Я имею право ожидать уважительного отношения к моему телу после смерти.

 

Сестринский уход, который поможет справиться с горем и

Смертью.

1. Оцените основные знания пациента и его семьи о заболевании пациента и предыдущем уходе

2. Определите степень осознания настоящей ситуации пациентом и родственниками.

3. Определите слабые и сильные стороны пациента и семьи и используйте их при планировании ухода.

4. Определите приоритетные проблемы ухода.

5. Поощряйте пациента и семью активно участвовать в планировании и осуществлении ухода.

6. Позволяйте себе показывать свои подлинные чувства огорчения. Не стесняйтесь плакать с пациентом и его семьей.

7. Поощряйте вопросы и отвечайте на них с уверенностью и конкретно.

8. Оставайтесь с семьей в течение их первого визита в клинику для обеспечения необходимой информацией и поддержкой.

9. Употребляйте простую терминологию при объяснении ухода и лечения.

10. Развивайте доверительные отношения между семьей, пациентом и собой.

11. Поощряйте семью приносить знакомые и любимые предметы из дома (картины, фотографии и т. д.).

12. Поощряйте независимость пациента в самоуходе как можно дольше, правильно спланировав свою помощь ему.

13. При общении с пациентом слушайте его внимательно, прикасайтесь к нему, т.к. это важное средство передачи пациенту уверенности и комфорта.

14. Если пациент хочет, побеседуйте с ним о вере, духовных ценностях.

15. Заверьте семью, что пациент получает достаточный и правильный уход.

16. В беседе с родственниками акцентируйте, что персонал, ухаживающий за пациентом, опытный и обучен специализированному уходу.

17. Регулярно сообщайте родственникам об изменениях в состоянии пациента.

18. Помогите семье понять нужды и эмоции умирающего.

19. Подготовьте родных к смерти пациента, рассказав об обычном процессе горевания.

20. Разговаривайте с пациентом, включая находящихся в коме, когда выполняете уход.

21. Поощряйте семью обсуждать между собой и пациентом этические, правовые (юридические), денежные, религиозные аспекты и похоронные мероприятия.

22. В случае смерти поощряйте семью, не стесняясь выражать свои чувства, но не говорите им, что они должны чувствовать и делать.

23. Выполните сестринские обязанности по уходу за телом.

24. Разрешите родным говорить об умершем столько, сколько они хотят. Поощряйте обсуждать характерные особенности умершего и их воспоминания о нем.

25. Убедите родственников, что они сделали все, что могли, и что медицинская помощь была лучшей.

 

 

Дети и смерть.

Реакции детей различного возраста на смерть.

1. До 2-х лет: протест, ведущий к печали, что тот, кто был все время рядом, не возвращается. Затем отдаленность и равнодушие.

2. От 2-х до 7-ми лет: дети этого возраста видят смерть, как что-то неопределенное, недолгое отсутствие. Ребенок может сказать: «Папа умер. Ему не стало лучше, и он умер». Но его следующей фразой может быть: «Пойдем, найдем его».

3. От 7-ми до 12-ти лет: ребенок понимает теперь, что смерть – это конец, но его единственным жизненным опытом может быть информация, идущая из газет, телевидения и т. д., поэтому он может спросить: «Бабушка умерла. Кто убил ее?».

4. Подростковый возраст: у подростка будет много двойственных чувств, связанных с собственными ощущениями и его взаимоотношениями как с умершим, так и с живыми родственниками.

 

 

Влияние скорби на детей.

 

- увеличение нервозности

- ребенок становится привязчивым

- преувеличенный страх разлуки

- повышенная плаксивость, преувеличение реакции по поводу мелочей

- нарушение сна

- нарушение аппетита, дневной и ночной энурез, (которого не было до этого), физические симптомы у детей постарше, которые часто похожи на те, что были у умирающего родителя.

 

Помощь ребенку.

 

1. Ребенок, который понимает, что случилось, который проводил время с больным родителем перед его смертью и попрощался с ним после его смерти, способен лучше соотносить новую ситуацию с самим собой.

2. Ребенку нужно дать возможность выразить свои чувства. Дедушка, бабушка или друг, которые убеждают ребенка не плакать, чтобы не расстроить живого родителя, не должны этого делать.

3. Детям иногда нужно давать разрешение выразить свое горе. Им необходимо видеть горе родителя и разделить его с ним.

4. Должны быть удовлетворены элементарные запросы ребенка: регулярное питание и режим сна, освобождение от финансовых проблем.

5. Школа должна быть осведомлена о критическом состоянии ребенка.

6. Ребенку нужно дать простую конкретную информацию и возможность задавать одни и те вопросы, а взрослому необходимо знать наверняка, что ребенок понял ответы на свои вопросы.

7. Ребенку необходимо постоянно обсуждать случившееся, иногда в течение месяцев, и эту возможность он должен иметь.

8. Ребенку необходима уверенность, что ему по-прежнему будет оказываться внимание, а обещания будут выполняться.

9. У ребенка не должно быть состояния отрицания. Если ребенок не задает вопросов и ведет себя так, как будто ничего не случилось, взрослому следует помочь ребенку выразить свои скрытые чувства и незаданные вопросы.

10. Даже с маленькими детьми нужно разговаривать и помочь им понять, что умерший отец/мать не вернется.

11. Если оставшийся родитель и ребенок могут вместе скорбеть о том, кто умер, воскрешая в памяти обоих доброе и плохое, ребенок будет чувствовать себя более уверенно насчет раздвоенности чувств по поводу умершего родителя. Ему также нужна уверенность, что он не причинил и не способствовал ни болезни, ни смерти родителя.

 

 

Виды боли.

 

 

«Боль – это властелин человечества, который ужаснее самой смерти» (Альберт Швейцер).

Боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, которое связано с реальным или возможным повреждением тканей организма. Иначе говоря, боль – это соматопсихический феномен. Ее восприятие меняется в зависимости от настроения пациента, его морального духа, от того, какое значение имеет боль для пациента. Так как боль имеет многоуровневую природу, необходимо рассматривать ее с позиций концепции тотальной боли. Суть этой концепции в том, что страдание имеет физический, социальный, духовный и психологический аспекты.

В зависимости от локализации, причины, интенсивности и продолжительности следует различать несколько видов боли:

- Поверхностная боль. Может проявляться при механических повреждениях.

- Глубокая боль. Эта боль локализуется в мышцах и суставах.

- Боль внутренних органов. Возникает в области сердца, желудка и т.п.

- Невралгия. Боль, которая появляется при повреждении периферической нервной системы.

- Иррадиирующая боль. Может быть при стенокардии, инфаркте миокарда и сопровождается распространением в левое плечо, лопатку, ключицу и левую половину шеи.

- Фантомные боли. Эти боли возникают после ампутации конечности, пациент ощущает как покалывание в конечности, но затем это проходит.

- Психологическая боль. Видимых физических раздражителей нет, но пациент испытывает боль реальную, но не воображаемую.

Возможно обострение боли при бессоннице, усталости, страхе, грусти, депрессии, при психической изоляции, социальной заброшенности.

Устойчивость к восприятию боли повышают хорошее настроение, релаксация, творчество и сопереживание окружающих.

 

 

Факторы, влияющие на ощущение боли.

Боль сильнее, когда она занимает все внимание человека. Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности, которая дает больше, чем пассивное проведение времени.

Ощущение боли зависит от следующих факторов:

- прошлого опыта,

- индивидуальных особенностей человека,

- состояния тревоги, страха, депрессии,

- внушения,

- религии.

Пациент чаще видится с медицинской сестрой, чаще обращается к ней за помощью. Медицинской сестре следует выяснить у пациента характер боли, причины вызывающие ее. Медицинская сестра должна всегда проявлять сочувствие и помогать пациенту.

- обучать и разъяснять пациентам и ухаживающим за ним родственникам правила приема лекарств,

- действовать быстро,

- оказывать психологическую поддержку пациентам и их родственникам,

- способствовать тщательности ведения документации о болевом синдроме,

- наблюдать за невербальными признаками боли (мимика, подавленное состояние и т.д.),

- обсуждать ситуацию с пациентом.

Интенсивность боли оценивается из ощущений боли самим пациентом. Установить интенсивность боли возможно при использовании масштабных линеек со шкалой, оценивающих силу боли.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: