Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения в Челябинской области




 

Отрасль здравоохранения постоянно сталкивается с рядом остро стоящих проблем, для разрешения которых необходимо применение комплексных программных методов. В связи с этим Министерством здравоохранения был создан и постоянно пополняется комплекс федеральных целевых программ, некоторые из них неоднократно упоминались выше. Эти программы рассчитаны на определённые довольно длительные сроки и подразумевают достижение вполне конкретных результатов. На основе федеральных программ в субъектах федерации разрабатываются территориальные целевые программы, учитывающие определённую специфику конкретных регионов. Далее рассмотрим наиболее значимые из муниципальных целевых программ для Челябинской области. Одной из первых целевых программ стала муниципальная комплексная программа "Сахарный диабет в городе Челябинске". Сахарный диабет - одно из наиболее распространенных хронических заболеваний в промышленно развитых странах. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 150 млн. больных диабетом, в связи с чем ВОЗ охарактеризовала сахарный диабет, как эпидемию неинфекционного характера. Во всем мире сахарный диабет является острейшей медико-социальной проблемой и относится к приоритетам первого порядка национальных систем здравоохранения большинства стран. В России по данным обращаемости зарегистрировано 2 млн. больных диабетом. Однако с учетом выборочных эпидемиологических исследований количество больных достигает 8 млн. человек и еще такое же количество приходится на лиц с нарушенной толерантностью к глюкозе (преддиабет), у которых клинические признаки диабета появляются спустя несколько лет. Сосудистые осложнения сахарного диабета: нефропатия, ретинопатия, ИБС, синдром диабетической стопы, нарушение мозгового кровообращения являются главной причиной высокой летальности больных сахарным диабетом. Среди больных сахарным диабетом смертность регистрируется выше в 2-3 раза, нарушение зрения - в 10 раз, нарушения со стороны почек (нефропатия) - в 15 раз, гангрена и ампутация конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом. Заболеваемость и распространенность сахарного диабета в г. Челябинск за последние годы остаются высокими, ежегодно заболевает 1600 - 1700 человек. Увеличивается число больных инсулинозависимым сахарным диабетом. На 1 января 2012 года в городе зарегистрировано 26575 больных сахарным диабетом, из них 16723 (63,4%) больных имеют осложнения: гипертония - 54,7%; стенокардия - 31,9%; ретинопатия - 44,6%; нефропатия - 26,6%; нейропатия - 43,8%. Из общего числа зарегистрированных больных сахарным диабетом 215 человек составляют дети и подростки, 4307 пациентов получают инсулинотерапию. Выход на инвалидность в 2010 году составила 263 человека, в 2011 году - 199 человек, из них 79 человек трудоспособного возраста. Учитывая возрастающую распространенность сахарного диабета на территории города Челябинска, быстро прогрессирующие его осложнения, приводящие к ранней инвалидизации больных и с целью улучшения организации лечебной помощи, лекарственного обеспечения и качества жизни больных сахарным диабетом, профилактики осложнений, снижения инвалидизации и смертности, городской Думой была принята нижегородская муниципальная комплексная программа "Сахарный диабет в городе Челябинске". Она была разработана в рамках областной межведомственной комплексной медико-социальной программы "Сахарный диабет в Челябинской области" с целью гарантированного со стороны государства высококачественного лечения и профилактики сахарного диабета, его осложнений, а также социальной и правовой защиты больных сахарным диабетом. Основными целями и задачами программы являются: Улучшение организации лечебной помощи и качества жизни больных сахарным диабетом. Внедрение в клиническую практику современных методов и средств диагностики, лечения и профилактики сахарного диабета. Гарантированное обеспечение больных диагностическими системами, сахароснижающими средствами: высококачественными инсулинами, таблетированными препаратами. Профилактика острых и хронических диабетических осложнений. Организация правовой и социальной защиты больных сахарным диабетом. Ожидаемые результаты реализации программы: Уменьшение числа случаев слепоты, обусловленных диабетом. Снижение на 50% числа ампутаций конечностей по поводу гангрены, обусловленной диабетом. Снижение показателей заболеваемости от ишемической болезни сердца у больных диабетом. Снижение числа больных диабетом с конечной стадией почечной недостаточности на 30%. Снижение летальности больных сахарным диабетом вследствие сосудистых осложнений на 50%. Также одной из важнейших целевых программ на 2010-2012 годы должна стать межведомственная целевая программа "По предупреждению в Челябинской области распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции " (программа "Анти-ВИЧ/СПИД"). До 2000 года ситуация с ВИЧ-инфекцией в Челябинской области казалась вполне благополучной. Ситуация резко изменилась в 2001 году, этот год стал переломным - со второй половины начался эпидемический подъем этого заболевания среди наркоманов, практикующих внутривенное введение наркотиков. Таким образом, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) попал в среду наркоманов и ситуация практически вышла из-под контроля в силу специфики использования наркотиков в этой среде. Через использованные шприцы и иглы вирус попадает в кровь, вызывая заражение. Официальными основаниями для разработки данной программы должны стать: Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г. N 38-Ф3. Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2010-2012 годы ("Анти-ВИЧ/СПИД"). Целями программы являются ограничение распространения ВИЧ-инфекции в Челябинской области, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом посредством решения задач, направленных на совершенствование комплекса профилактических мероприятий и системы оказания ВИЧ-инфицированным медико-социальной помощи. Приведём перечень основных мероприятий по данной программе: Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом. Развитие информационно-пропагандистской системы мероприятий профилактики ВИЧ-инфекции. Укрепление материально-технической базы специализированной службы профилактики и борьбы со СПИДом. Совершенствование системы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей. Профилактика профессиональных заражений. Подготовка кадров по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции. Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семьи. Научное обеспечение и профилактика ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы. Очевидно, что выполнением всех этих мероприятий должны заниматься не только структуры, относящиеся к здравоохранению. Как было указано выше, программа является межведомственной, и ответственными за выполнения мероприятий должны быть целый ряд министерств и ведомств: Министерство финансов Правительства Челябинской области; Органы и учреждения Министерства здравоохранения Правительства Челябинской й области (Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом, Областной кожно-венерологический, наркологический диспансеры, Челябинская областная станция переливания крови, центр профилактики); ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Челябинской области"; центры госсанэпиднадзора в городах, районах области; Органы и учреждения здравоохранения ведомственного подчинения; Учреждения здравоохранения федерального подчинения. В связи с тем, что все рассмотренные выше программы рассчитаны на длительный период времени, в качестве одной из мер по совершенствованию управления в сфере здравоохранения предлагаю - стратегическое планирование. В ходе подготовки научных основ такого планирования в Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ было проведено исследование управленческих решений, принимаемых региональными медицинскими структурами. В 97% случаев - это решение частных задач. Анализ выполнения указаний вышестоящего руководства показал также сквозную потерю управляемости отраслью, потерю уважения к директивным документам. Региональные органы управления игнорируют все, что исходит из Минздрава РФ, а муниципальные точно так же реагируют на документы из региональных органов.

По данным руководителей органов здравоохранения стратегическое планирование занимает только 0,9% всего планирования, тогда как рутинное (периодическое) планирование - 74, б%, остальное - это тактическое (годовое) и текущее (оперативное) планирование. В 87% случаев руководители принимают решения единолично, а для этого надо быть суперобразованными, опытными людьми, однако их исключительно частая сменяемость говорит о недостатке необходимого опыта. Стратегическое планирование возможно только во взаимодействии с тактическим и оперативным планами работы. Основные принципы стратегического планирования являются общими для любой отрасли (системность, целостность и непрерывность развития), но есть специфические принципы, присущие здравоохранению, в том числе единство планов. Система здравоохранения не может развиваться вне системы других отраслей, и только в едином планировании общего социально-экономического развития региона или муниципального образования можно поставить достижимые отраслевые цели. Особенно это относится к разработке программ усиления профилактики и укрепления здоровья населения. Важна также непрерывность планирования: пяти-, двух - и однолетние (оперативные) планы. Так теперь начинает работать целый ряд регионов. Не меньшую роль играет гибкость планирования. Перечислим общие подходы к организации стратегического планирования. Ситуационный анализ, включающий оценку внешней и внутренней среды. Как правило, российские целевые программы всегда недоучитывали, в какой ситуации в стране, в регионе развивается вся отрасль или данное ЛПУ. При прогнозе ситуации важно использование экспертного метода ее оценки. Прогноз развития системы в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий. Анализ 50 региональных целевых программ показал, что такие условия практически ни в одной программе не учитывались. Определение направления и целей развития (генеральной и фрагментарных). Разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям. Ресурсы, необходимые для достижения стратегической цели. Контрольная оценка выполнения и оценка эффективности. Разновидностью стратегического планирования является программно-целевой метод. Он направлен на более жесткое решение проблемы, для чего необходимо сосредоточение материальных, кадровых, технических, финансовых ресурсов. Этот метод никогда не предполагает постановку целей типа "улучшить", "повысить", "изменить". Он всегда предусматривает четкость в постановке целей, подцелей и результатов, например, "снизить материнскую смертность на столько-то процентов". Целевое планирование, как правило, используется в неустойчивой внешней среде, неустойчивом социально-экономическом положении. Его преимущества: обеспечение целевого распределения ресурсов для решения какой-то конкретной проблемы, привлечение дополнительных источников финансирования, усилий других отраслей (но под руководством врачей), оценка достижения цели и эффективности (как правило, этот элемент отсутствует в программах). В этих программах государственная составляющая должна быть абсолютной, поскольку сами программы являются элементом государственного регулирования. Здесь следует развивать такое направление, как обеспечение финансирования наиболее приоритетных программ (независимо от их уровня - регионального или муниципального) из федеральных источников при условии, если их выполнение может кардинальным образом изменить состояние какой-нибудь проблемы. Суммируя недостатки практики целевого планирования, можно отметить размытость целей, отсутствие должного обоснования (прежде всего, ситуационного анализа), отсутствие окончательного решения проблемы и увязки с системой правовых, нормативных и других документов, слабое управление программой (это должна быть отдельная структура, работающая до конца выполнения программы). В медицинских учреждениях должно иметь место так называемое формирование стратегической мысли, которая должна дать ответ на два вопроса: что должно и что не должно делать ЛПУ. Кроме того, там необходимо установить разделы стратегического планирования, провести критический экспертный анализ внутренней среды организации, в том числе материально-технической базы, кадрового состава с тем, чтобы выявить, кто может наиболее профессионально выполнить планируемые задачи. Не менее важно провести анализ внешней среды, имеющей прямое или косвенное отношение к функционированию организации. Затем следует сформировать целевые рубежи организации. Это сложная задача, так как здесь нужно очень четко знать, куда движется муниципальное, региональное и федеральное здравоохранение. После этого формулируются целевые показатели и мероприятия, обеспечивающие их достижение. Одна из последних коллегий Минздрава РФ показала, что в стране много целевых программ, которые должны быть укрупнены. Это уже делается, в частности, федеральные программы борьбы с туберкулезом, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией объединены в единую программу борьбы с социально обусловленными заболеваниями. С учётом вышеизложенного необходимо отметить, что стратегическое планирование обязательно должно входить в программы подготовки руководителей здравоохранения всех уровней.

Таким образом, необходимость стратегического планирования в здравоохранении очевидна в современных условиях. В частности, программно-целевой метод в силу своей жёсткости и чёткости в решении проблем, способен вывести региональную систему здравоохранения на качественно новый уровень в условиях неустойчивой внешней среды.


Заключение

 

Отрасль здравоохранения в настоящее время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась медико-демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения. Реформы ударили по финансированию отрасли и по вертикали управления, которая была фактически разрушена. Положение относительно улучшилось после принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постепенно активизировалась деятельность по профилактике заболеваний.

Были внедрены современные методов профилактики, диагностики и лечения наряду с повышением эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Впервые была введена программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Несомненным прорывом стало использование в управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем.

На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации. Проблему недостаточного финансирования отрасли призван решить принятый Закон об обязательном медицинском страховании. Введение системы медицинского страхования позволило кардинально изменить подход к финансированию здравоохранения. Наряду с положительными результатами работы системы существует, конечно, и немалый спектр проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему медицинского страхования.

здравоохранение стратегическое государственное управление


Список использованной литературы

 

1. Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств <https://medi.ru/doc/8210905.htm> // Экономика здравоохранения, 2011, №9. С.15-20

. Кучеренко В.З. <https://www.books.ru/shop/books/65126> Российское здравоохранение: вхождение в рынок / - Птб.: Юрист, 2001.341 с.

. Отчет министерства здравоохранения Челябинской области за 2011 год и основные задачи на 2012 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: