в масштабе 1/72 от Special Hobby




Обзор

Противолодочного самолета Short Brothers «Sunderland» Mark III

в масштабе 1/72 от Special Hobby

Доброго времени суток, уважаемые коллеги моделисты! Позвольте предложить вашему вниманию, обзор новинки от чешского производителя Special Hobby (далее – Производитель либо Special Hobby) модели летающей лодки в Short Brothers «Sunderland» Mark III варианте противолодочного самолета Королевских военно-воздушных сил в масштабе 1/72. Номер по каталогу Special Hobby - SH 72304. Данная модель является перепаком ранее выпущенной модели Short Brothers «Sunderland» Mark V Mk.V "Fighting Commies in Europe and the Far East" (SH72162), увидевшей свет в 2019 году. О новинке Производитель заявил в начале августа 2020 года, обещая начать продажи модели конце 3 квартала 2020 года. Модель еще не появилась на прилавках наших магазинов, поэтому обзор модели я буду делать по информации, полученной с сайта Производителя (www.specialhobby.eu) и других сайтов, в том числе:

https://www.super-hobby.com/products/Short-Sunderland-V.html, https://www.scalemates.com/ru/kits/special-hobby-sh72304-sunderland-mkiii--1283963,

https://www.kfs-miniatures.com/1-72-short-sunderland-mk-v-special-hobby/

, ,

 

Рис.1. Лицевая сторона коробки.

Вот, лишь малая информация о самолете, которую можно легко найти в Интернете:

Береговое командование британских Королевских ВВС (служба, отвечавшая за охрану побережья и морского судоходства) постоянно испытывало потребность в гидросамолетах большого радиуса действия, способных осуществлять дальнюю морскую разведку, а также сопровождение конвоев и защиту их от подводных лодок. 23 ноября 1933 г. командование RAF утвердило спецификацию (техническое задание) R.2/33, в соответствии с которым предусматривалось создание четырехмоторного многоцелевого гидросамолета с дальностью полета 2593 км (1400 морских миль) и рабочим потолком 4572 м (15 000 футов). Вооружение должно было состоять из бомб различного назначения, а также четырех оборонительных установок с 7,69-мм пулеметами (требовалось также предусмотреть замену пулеметов в носовой установке 37-мм пушкой).

Свои предложения по спецификации R.2/33 представили пять авиастроительных фирм: компании "Супермарин, "Блэкборн" "Фэйри", "Сандерс-Ро" и "Шорт Бразерс". Победителями были призваны две последние компании. Эти компании получили контракты на строительство опытных экземпляров самолетов по предложенным ими проектам под индексами А.33 и S.25 соответственно. В ноябре 1936 года S.25 официально получил наименование " Сандерленд " в соответствии с тогдашней британской традицией давать крупным многомоторным боевым самолетам имена по названиям графств, городов или провинций Британской империи.

Надо отметить, что "Сандерленд" создавался на базе гражданского, почтово-пассажирского самолета S.23, названного "Эмпайр" - первой английской четырехмоторной летающей лодкой, спроектированной по схеме свободнонесущего моноплана, цельнометаллической конструкцией с гладкой дюралевой обшивкой. Довольно плавные обводы фюзеляжа несколько портил двойной редан на днище.

Немного гидродинамики: Назначение редана – уничтожить подсасывающее действие воды (подсос) при разбеге, уменьшить этим сопротивление воды, дать возможность лодке «отлипнуть» от воды. Редан, нарушая плавность обводов лодки, естественно, способствует вихреобразованию; при увеличении скорости хода по воде интенсивность вихреобразования возрастает, начинается срыв водяных струй с редана и, как следствие, кавитация (от лат. cavitas – пустота) – нарушение сплошности внутри жидкости с образованием полостей, заполненных воздухом (кавитационных пузырьков). Эта воздушная прослойка способствует отрыву воды от зареданного участка днища, что приводит к общему значительному всплытию лодки, – начинается режим глиссирования (гидропланирования), или режим бега на редане.

Применяя двойной редан на S.25, конструкторы жертвовали аэродинамикой в пользу гидродинамики, поскольку от летающей лодки требовались не только хорошие летные, но и высокие мореходные качества. Силовую установку составляли 4 девятицилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" X мощностью по 920 л.с.

Опытный образец "Сандерленда" был спущен на воду 14 октября 1937 г., а два дня спустя он впервые поднялся в воздух. На самолете были установлены двигатели воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" X. Вооружение пока отсутствовало, хотя самолет нес носовую и хвостовую турели. К концу октября прототип совершил еще три испытательных полета, после чего его возвратили на завод для установки новых двигателей "Пегасус" XXII мощностью по 1010 л.с. Кроме того, немного изменили конструкцию крыла, придав ему стреловидность 4,50. Это оказалось необходимым, поскольку установка задней четырехпулеметной стрелковой башни, гораздо более тяжелой, чем изначально предусмотренная проектом однопулеметная, заметно сдвинула назад центровку самолета.

Летающая лодка имела все необходимые качества морского патрульного самолета. Она имела объемистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости. В распоряжении экипажа был камбуз, "столовая" и "спальня" на шесть коек, что дало повод военным летчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолет "летающим отелем". Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней контрольных приборов и органов управления, расценивалась пилотами как "идеальная". Большая продолжительность полета и неплохая для столь крупной машины маневренность в сочетании с хорошим обзором делали "Сандерленд" прекрасным патрульно-противолодочным самолетом.

Первая серийная модификация "Сандерленд" Mk.I в целом соответствовала прототипу, хотя и строилась по уточненной спецификации R.22/36. Вооружение серийных самолетов состояло из семи 7,69-мм пулеметов. Пять из них размещалось в цельноповоротных застекленных стрелковых башнях "Фрэзер-Нэш" с гидроприводом. Один пулемет "Виккерс" с дисковым магазином стоял в передней башне типа FN. 11 и четыре "Браунинга" с ленточным питанием - в задней FN. 13. Кстати, "Сандерленд" стал первой в мире летающей лодкой, получившей подобные стрелковые установки. Ранее стрелкам приходилось довольствоваться простыми турелями с ручным приводом.

Величина бомбовой нагрузки "Сандерленда" оказалась довольно скромной на фоне солидных габаритов и взлетного веса машины. В фюзеляжном бомбоотсеке размещалось всего 2000 фунтов (907 кг) бомб. Дабы не нарушать вырезами под бомболюки герметичность и прочность днища лодки, конструкторы применили своеобразное решение: боеприпасы с помощью электропривода выдвигались на специальных штангах через люки в бортах фюзеляжа под крылом, а затем - сбрасывались, после чего штанги втягивались обратно. Номенклатура боеприпасов включала 500-фунтовые (227-кг) фугасные авиабомбы, а также глубинные бомбы двух калибров - 100-фунтовые (45,4-кг) и 250-фунтовые (113-кг).

Штатный экипаж "Сандерленда" Mk.I состоял из семи человек - двух пилотов, штурмана, радиста, бортинженера, бомбардира (обслуживающего также носовую турель) и стрелка хвостовой турели, но объем фюзеляжа позволял без труда разместить сменный экипаж. Двигатели остались те же, что и на прототипе - "Пегасус" XXII.

В общей сложности построили 89 "сандерлендов" первой модификации (без учета прототипа).

Большинство "сандерлендов" второй модификации получило противокорабельные радары ASV Mk.II, с помощью которых экипаж осуществлять поиск субмарин, всплывших для вентиляции отсеков и подзарядки аккумуляторов. Эта станция, работавшая 1,5-метровом диапазоне, "украсила" самолет целым лесом антенн, включая четыре антенны-излучателя на крыше фюзеляжа перед килем, по два ряда принимающих антенн на каждом борту фюзеляжа (в общей сложности 16 антенн) и две дипольные антенны "Яги-1" под консолями крыла. За характерный внешний вид немецкие летчики прозвали такие "сандерленды" "летающими дикобразами" ("Флигенд стахельшвайн"). На суше "Сандерленд" выглядел неуклюжим и тяжелым, но его характеристики в воздухе удивили многих пилотов противника, которые научились уважительно относиться к этому самолету.

Следующая модификация "Сандерленд" Mk.III отличалась от предшественников измененными обводами фюзеляжа - с днища исчезли ярко выраженные реданы, сменившись плавными "волнами". Благодаря этому, удалось улучшить аэродинамические характеристики самолета - скорость и дальность полета,но при этом, но вот мореходные качества стали заметно хуже.

15 декабря поднялся в воздух первый серийный Mk.III. Эта модификация "Сандерленда" стала самой массовой - построен 461 такой самолет. В ходе производства постепенно совершенствовалось бортовое оборудование "Сандерлендов". Первые серии Mk.III, подобно предыдущей модификации, оборудовались РЛС ASV Mk.II.

Но вскоре после того, как немцам достался почти не поврежденный образец ASV Mk.II, снятый с потерпевшего катастрофу в Тунисе английского самолета "Хадсон", немецкие подводные лодки получили эффективное средство противодействия - антирадар FuMB1 "Метокс", Этот прибор засекал излучение британских радаров на дистанциях до 60 км, позволяя лодке погрузиться прежде, чем над ней появится самолет-охотник. Поэтому в дальнейшем "сандерленды" получили РЛС ASV Mk.III сантиметрового диапазона, разработанную на основе "бомбардировочного" радара H2S. Излучение этой станции не обнаруживалось "Метоксом". Гораздо более компактные антенные устройства ASV Mk.III размещались в двух подкрыльевых обтекателях. Модификация с этим типом РЛС, обозначенная "Сандерленд" Мк.IIIА, появилась в начале 1943 г.

Слабым местом всех "троек" являлась маломощная и не особо надежная силовая установка, поскольку на них часто устанавливали "бэушные" моторы, уже отслужившие свой срок на бомбардировщиках. Новых "пегасусов" для "сандерлендов" не хватало. Поэтому главным отличием последнего серийного варианта летающей лодки - Mk.V. стали американские 14-цилиндровые двухрядные двигатели "Пратт энд Уитни" R1830-90B "Твин Уосп" мощностью по 1200 л.с. Повышение энерговооруженности самолета не привело к существенному улучшению летных характеристик, но повысило живучесть - "пятерка" получила возможность осуществлять полет без потери высоты даже при двух неработающих двигателях на одном крыле!

Война для "сандерлендов" началась 3 сентября 1939 г., когда экипажи 210-й АЭ отправились в первый патрульный полет. Именно эти самолеты осуществили первую во Второй мировой войне воздушно-морскую спасательную операцию, имевшую место 21 сентября. В тот день два "Сандерленда" приняли на борт 34 члена экипажа торпедированного германской подлодкой в Северном море транспорта "Кенсингтон Корт".

Несмотря на широкий спектр решаемых задач, главной для "сандерлендов" оставалась борьба с германскими "U-ботами". Первая удачная атака подводной лодки была осуществлена "Сандерлендом" 30 января 1940 г., когда самолет из 228-й эскадрильи повредил в Ла-Манше лодку U55, до того уже атакованную британскими и французскими надводными кораблями и вынужденную всплыть. Вследствие этого ПЛ выбросилась на мель. 1 июля 1940 г. первую ПЛ записала на свой счет австралийская 10-я АЭ. Лодка U26, получившая накануне повреждения от глубинных бомб шлюпа "Гладиолус", была обнаружена в надводном положении у юго-западного побережья Ирландии экипажем "Сандерленда". Четырех 500-фунтовых бомб оказалось достаточно, чтобы вынудить экипаж оставить тонущую субмарину.

В течение следующих трех лет дислоцированные в метрополии "сандерленды" обнаруживали и атаковали подводного врага множество раз, однако случаи успешных бомбометаний, приводившие к уничтожению или серьезным повреждениям лодок были относительно редки. Тем не менее, эффективность действий "сандерлендов" считалась высокой - ведь обнаружение и бомбардировка "U-бота" почти наверняка вели к срыву его атаки на охраняемый конвой.

Появление в 1943 г. более эффективного противолодочного радара ASV Mk.III позволило противолодочным самолетам перейти от сопровождения конвоев к наступательной тактике, пытаясь перехватить противника на пути в районы его "охоты".

Главным районом патрулирования "Сандерлендов" стал Бискайский залив, где проходили маршруты германских ПЛ, базировавшихся в портах французского атлантического побережья. Здесь снова отличились австралийцы, открывшие счет победам "Сандерлендов" в этой акватории - 2 мая 1943 г. экипаж 461-й АЭ отправил на дно U465, а 8 мая добился успеха экипаж 10-й эскадрильи - его жертвой стала лодка U663. В общей сложности к концу 1943 г. "Сандерленды" потопили в Бискайском заливе шесть "U-ботов", причем пять из них - самостоятельно, а одного - во взаимодействии с бомбардировщиками "Галифакс". Еще шесть ПЛ они отправили на дно в других районах Атлантики.

Но Бискайский залив находился в зоне досягаемости тяжелых истребителей Люфтваффе, что вынуждало экипажи "сандерлендов" неоднократно вступать в воздушные бои. Надо сказать, что летающие лодки оказались для противника "крепким орешком". Например, 2 июня 1943 г. восьмерка "юнкерсов" Ju88C атаковала "Сандерленд" Mk.III борт ЕJ134 из 10-й АЭ. В ходе боя летающая лодка получила множество повреждений. Была выведена из строя радиостанция, большинство из 11 членов экипажа ранено, а один из стрелков погиб. Но в итоге три "юнкерса" были сбиты, три других - повреждены, а "Сандерленд" сумел дотянуть до побережья Корнуолла (один из представленных в модели вариантов борт).

Дюжина лодок была потоплена экипажами "сандерлендов" в 1944 году, десять из них - самостоятельно, еще две - во взаимодействии с надводными кораблями. Как и прежде, главным районом "охоты" был Бискайский залив, где английские морские летчики отправили на дно семь субмарин. Особенно удачным оказался день 7 июня, когда экипажи 201-й и 228-й эскадрилий потопили сразу два "U-бота" - U955 и U970. "Закрыла" же "сезон охоты" 201-я АЭ - 6 декабря 1944 г. ее экипаж потопил у Оркнейских островов ПЛ U297.

В дополнение к RAF, этот тип использовался другими авиационными крыльями союзников, включая Королевские ВВС Австралии (RAAF), Королевские канадские ВВС (RCAF), Южноафриканские ВВС (SAAF), Royal New Zealand Air Force (RNZAF), ВМС Франции, ВВС Норвегии и ВМС Португалии.

"Сандерленд" состоял на вооружении: в Великобритании с июня 1938 года, в Австралии - с марта 1944 года, во Франции - с июля 1943 года (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 года), в Новой Зеландии - с декабря 1944 года, в ЮАС - с апреля 1945 года, а также в Канаде.

Дополнительно оShort Brothers «Sunderland»можно прочитать: https://www.airwar.ru/enc/sww2/sunderld.html или тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Short_Sunderland или вот тут: https://pro-samolet.ru/samolety-england-ww2/60-gidrosamolet/238-gidro

Рис.2. Проекции Short Brothers «Sunderland» Мк.III

Рис.3 Компоновка Short Brothers «Sunderland» Мк.III

 

Модели модификаций Short Brothers «Sunderland» в разное время и в разном масштабе выпускали:

В масштабе 1/32 - не выпускались;

В масштабе 1/33 - выпускалась модель из бумаги, производитель Fly Model, каталожный номер - 117;

В масштабе 1/48:

Alpha Flight, каталожный номер AF4811, модель из смолы, год издания - 2008 г.;

Sinifer, каталожный номер SN 48001, вакуумформ, год издания - 1996 г.;

Sanger, каталожный номер 26, вакуумформ, год издания – двухтысячные года.;

В масштабе 1/72:

Airfix, каталожный номер 06001-1, год выпуска 1975г;

Airfix, каталожный номер 06001, год переиздания 2012;

Italery, каталожный номер 1302; год выпуска 2012 г;

 

и это, далеко не полный перечень…

 

Однако за исключением моделей от Airfix и Italery в 72 масштабе, остальные модели являются исторической редкостью. Special Hobby заявляет, что разработал совершенно новую модель.

 

Итак, приступаем к обзору самой модели. Вес коробки 810 г. Сверху коробка закрывается крышкой из картона с рисунками и описанием прототипа самолета. На лицевой крышки коробки изображен Short Brothers «Sunderland» буквенный код ЕК591/2U выходящий из успешной атаки в водах Северной Атлантики на подводную лодку нацистов. Переводя с английского надписи на лицевой стороне коробки узнаем, что в коробке модель самолета Short Brothers «Sunderland» Мк.III в противолодочной модификации (убийцы подводных лодок). Модель включает 4 варианта бортов Short Brothers «Sunderland» Мк.III: 3 британских (1 канадский (422 RCAF Sgn. RAF) и 2 австралийских (10 и 461 Sgn. RAAF RAF)) и один французский (343 French Sgn. RAF). Каталожный номер 72304, модель выполнена в масштабе 1/72.

Производитель дает 2 варианта окраски бортов: три борта - в ровном белом цвете (Flat White) – бОльшая часть гидросамолета, с нанесенным на верхнюю часть фюзеляжа, крыла и горизонтального оперения темного морского серого цвета (Extra Dark Sea Grey) и один борт - в ровном белом цвете (Flat White) – бОльшая часть гидросамолета, с нанесенным на верхнюю часть фюзеляжа, крыла и горизонтального оперения темного сланцево серого цвета (Dark Slate Grey) поверх которого идут разводы темного морского серого цвета (Extra Dark Sea Grey). На каждый представленный борт Производитель дал краткую историческую справку.

 

 

Немного более развернутой истории про данный борт: Short S.25 Sunderland Mk. III (серийный номер EK591), код 2-U из 422-й эскадрильи RCAF, базирующейся в Королевских ВВС Кастл-Арчдейл, Северная Ирландия, 10 марта 1944 года потопил немецкую подводную лодку U-625. Командиром данного борта был Уорент-офицер 2-го класса У. Ф. Мортон, причем это был его первый боевой вылет в качестве командира летающей лодки. В этом вылете У. Ф. Мортон и его команда атаковали и потопили U-625 к западу от Ирландии на позиции 52º53'N 20º19'W.

Командиром потопленной лодки Type VIIC, состоящий из 53 человек, был обер-лейтенант Зигрид Штрауб. Подводная лодка была атакована на 11 день своего патрулирования.

Во время вышеуказанной атаки фашистским подводникам удалось повредить атакующий самолет из зенитной пушки.

 

Рис.4 Вариант окраски бортов – борт 422 RCAF Sgn. RAF

 

 

Рис.5 Вариант окраски бортов – борт 343 French Sgn. RAF

 

Немного более развернутой истории про данный борт: 2 июня 1943 года «Сандерленд» N / 461 «N for Nuts» взлетел со своей базы в доке Пембрук в Уэльсе и отправился в обычное противолодочное патрулирование над Бискайским заливом. Как только они прибыли на свою патрульную станцию, им было приказано следить за выжившими из гражданского авиалайнера KLM / BOAC (на самом деле замаскированного Douglas DC-3), который был сбит тяжелыми истребителями Люфтваффе, когда летел из Лиссабона в Британия. Нападение на этот авиалайнер на протяжении многих лет было окутано различными теориями заговора, но это явно была решительная попытка Люфтваффе сбить невооруженный гражданский самолет, поскольку они послали несколько тяжелых истребителей Junkers Ju-88C для перехвата.

На борту KLM DC-3 находился: по первой версии - известный британский актер Лесли Ховард., который во время 2 мировой войны также был чрезвычайно успешным британским пропагандистом, которого ненавидел министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс, по второй - британский премьер-министр Уинстон Черчилль, который в то время путешествовал по Средиземному морю, направляясь на встречу в Гибралтаре, и немцы думали, что он может быть на борту DC-3. (я склоняюсь ко 2 версии, т.к убийство руководителя страны противника более приоритетно, чем убийство пропагандиста, при всем моем уважении к последнему)

Когда «Сандерленд» приблизился к району поиска, самолет подвергся согласованной, почти неистовой атаке не менее восьми тяжелых истребителей Ju-88C - совершая многочисленные атаки, самолет, казалось, был полон решимости уничтожить Сандерленд, независимо от того, какой ущерб он им нанесет. Их первая атака разрушила внешний двигатель Сандерленда, а последующие атаки нанесли существенный дополнительный ущерб самолету и ранили нескольких членов экипажа.

В конце 45-минутного боя, выдержав не менее двадцати отдельных атак истребителей, «Сандерленд» был серьезно поврежден, несколько членов экипажа были ранены, один, погиб. Пулеметы «Сандерленда» выпустили по атакующим истребителям более семи тысяч выстрелов, и во время боя были сбиты три Ju-88. Еще двое были серьезно повреждены, вероятно, через некоторое время упали в море, а оставшиеся истребители вернулись на базу, более чем вероятно изрешеченными многочисленными пулевыми отверстиями. Сам, «Сандерленд» находился в довольно плохом состоянии и находился более чем в трехстах милях от дома - без компаса, радио или индикатора скорости полета, а уровень топлива отображался как пустой, команда направилась домой и помолилась.

Short Sunderland EJ134 «N for Nuts» сумел «доковылять» обратно в Великобританию, но не раньше, чем винт левого внешнего двигателя просто сорвался с его креплений и упал в море. Фюзеляж был изрешечен более чем пятью сотнями пулевых отверстий, но ему удалось добраться до Праа-Сэндс у побережья Корнуолла, где он совершил жесткую посадку (буквально упал) в море около 11 часов вечера. Летчик-лейтенант Колин Уокер сделал серию знаменитых фотографий потерпевшего крушение самолета, когда он лежал разбитым на песках на следующий день.

Рис.6 Вариант окраски бортов – борт 461 Sgn. RAAF RAF

 

Рис.7 Вариант окраски бортов – борт 10 Sgn. RAAF RAF

 

 

Продолжаем обзор модели: снимаем крышку и открываем коробку. В коробке находится инструкция по сборке модели на 23 страницах, 1 лист декали, 10 рамок с деталями из серого пластика (рамка «А», «В», «C», «D», «F», «I», «J», «K», «L», «N»,) 2 рамок из серого пластика с повторяющимся буквенным обозначением «I», одна рамка с деталями из прозрачного пластика (рамка «СP») и 4 деталей из смолы – выхлопных коллекторов двигателей. Всего 327 деталей различного размера (много повторяющихся (иллюминаторы, бомбы, пилоны, антенны) из которых 65 не используется.

Рис.8. Декали

Декали производства Cartograf нанесены на тонкую подложку. Отлично читаемые, смещение цветов отсутствует. Тонкая глянцевая несущая пленка обрезана рядом с областями печати. Наклейки на приборной панели также очень четкие. Декали, помимо бортовых кодов с номерами эскадрилий и самолета в ней, регистрационных номеров, дают технические (эксплуатационные) надписи. Схема расположения технических надписей приведена в инструкции для каждого борта.

 

Рис.9. Рамки «А», «В», «C»

 

Рис.10. Рамки «F», «D», «I», «I», смоляные выхлопные коллекторы

Рис.10. Рамки «L», «J», «K», «N»

 

Рис.11. Рамка «СР»

 

 

Рис.13 Вид внутренней стороны рамки «А»

 

Рамка «А» содержит детали всего 2 детали – левую и правую половину фюзеляжа. Расшивка наружных сторон фюзеляжа внутренняя, даны вырезы в бортах фюзеляжа под иллюминаторы, люки и редан. (Наличие в наборе двух видов реданов, 65 вышеуказанных неиспользуемых деталей говорит, что Производитель планирует выпустить, еще не одну модификацию Сандерленда. (По большому счету, главное внешнее отличие Мк.III от МкII в форме редана, а от Мк.II отличается от Мк.I отсутствием антенн локаторов и вместо верхней фюзеляжной турели на Мк.II, на первой модификации по бортам находятся люки для стрелков пулеметов, так что Производителю, при данном членении модели, будет легко выпускать разные модификации Сандерленда.) Внутренняя часть половин фюзеляжа содержит наружную имитацию продольного и поперечного силового набора. Давая каждый иллюминатор отдельной деталью, Производитель повышает сходство модели с оригиналом, но в тоже время, учитывая малый размер прозрачных деталей, возможность сделать только одну дверь на левой половине фюзеляжа, внутреннюю красоту будет сложно увидеть, а вклеивание по отдельности каждого иллюминатора, его маскирование при окраске, при отсутствии в модели масок, предоставит массу «приятных минут» моделисту при склеивании модели. В хвостовой части каждой половины фюзеляжа с внутренней стороны даны две линии по 4 не сквозных углубления в каждой линии - направляющих для сверловки сквозных отверстий под установку фюзеляжных антенн. Места для толкателей на половинках модели находятся в тех местах, которые в собранной модели будут не видны.

Рис.14. Вид на внутреннюю часть правой половины фюзеляжа, на которой хорошо видны места от толкателей и направляющие углубления под отверстия для антенн.

Рамки «В» и «С» конструктивно очень похожи и содержат все вместе: верхние и нижние половины правой и левой плоскости, левой и правой половины киля, руль направления, левый и правый стабилизатор с рулем высоты. Расшивка на модели на вышеуказанных рамках внутренняя, четкая, не замыленная. Облой отсутствует.

Рис.15. Фрагмент нижней поверхности левой плоскости, демонстрирующий качество литья.

Полотняная обшивка рулей высоты и руля направления с провисанием обшивки, рядом с силовым набором, показано хорошо, но в то же время на руле направления у верхнего триммера идет наложение одного лючка одного на другой, либо это след от толкателя, что хорошо видно на рис.16.

 

Рис.16. Хорошо виден провис полотняной обшивки и наложение круглых лючков

 

Рамка «D» содержит приятный бонус для моделиста: запасной капот двигателя, так как на рамке их пять идентичных пар, а на изготовление капотов двигателей модели потребуется только четыре. Недостатком Производителя я считаю отсутствие нумерации деталей на рамках, что вызывает у моделиста каждый раз сверяться с инструкцией, что при сборке модели состоящей из множества деталей не очень удобно.

Определившись с выбором прототипа для постройки приступаем к сборке модели. Модель в собранном виде имеет длину около 361 мм, размах крыла около 478 мм.

 

Начинать сборку модели Производитель предлагает с хорошо детализированной кабины пилотов, расположенной на верхней палубе летающей лодки. Сборка будет по-узловая.

 

Производитель дает достаточно подробную детализацию кабины пилотов. Однако некоторые вопросы вызывают недоумения: детали, которые не видны через иллюминаторы, Производитель дает великолепно, а которые можно разглядеть сквозь маленькие окна пилотской кабины, дает упрощенно. Так блок управления двигателями (деталь F13) (рядом с приборной панелью), хорошо будет виден (надеюсь) через окна кабины. На нем нет, ни одного РУДа, ни одного рычага управления шагом винта, но зато по обе стороны от вышеуказанного блока устанавливаются педали управления рулем направления, которые даны отдельными деталями (детали J43), но которые буду абсолютно не видны, так как закрываются приборной панелью, штурвальными колонками и бортами кабины. Кресла пилотов собираются каждый из четырех деталей, сами сиденья будут прекрасно видны сквозь окна кабины, но на них полностью отсутствуют детали, имитирующие привязные ремни.

 

Великолепно проработаны место штурмана (находится за креслом левого летчика) и место радиста (находится за креслом правого летчика), но они ооочень плохо видны сквозь окна кабины пилотов и иллюминаторы.

 

Приборная панель кабины имеет рельеф (рис.18) на который Производитель предлагает наносить, декаль имитирующую циферблаты приборов.

Вид на приборную панель и блок управления двигателями Short Brothers «Sunderland» показан на рис.19.

 

 

Рис.17 Этапы сборки кабины пилотов

 

Рис.18 Панель приборов

Рис.19 Вид на приборную панель кабины пилотов

 

Следующий этап: сборка нижней палубы. Операция простая, подробно расписана в инструкции и при сборке в порядке, указанном в инструкции, вопросов не должно возникнуть. Если моделист захочет сделать открытой дверь в носовой части фюзеляжа с левого борта, а модель это позволяет сделать, то к операции сборки нижней палубы надо подходить с особым вниманием, так как через вышеуказанную дверь можно разглядеть немного интерьера модели летающей лодки.

После сборки части нижней палубы Производитель предлагает начать сборку выдвижных пилонов (на реальном самолете) с бомбовым вооружением. Моделисту изначально будет определиться с конфигурацией модели, так как Производитель не предполагает делать вышеуказанные пилоны пермещаемыми.

Пилоны можно сделать в выпущенном положении с открытыми створками бомболюка, в таком положении бОльшую часть люка будет видно и подвешенное бомбовое вооружение украсит модель. Можно спрятать бомбы внутри бомбового отсека, закрыв их створками люка, но тогда, на мой взгляд, теряется изюминка Сандерлендов, так как не у многих самолетов пилоны с бомбами выдвигались и задвигались в фюзеляж. Можно сделать вариант - бомбы на пилонах внутри бомболюка, но с открытыми створками.

Вид бомб на пилонах в бомбовом отсеке показан на рис.21. Бомбы размещенные на пилонах снаружи фюзеляжа показаны на рис.22 и 26. Бомбы подвешиваемые снаружи фюзеляжа, когда Сандерленд находился на плаву показан на рис.23.

Учитывая то, что набор SH72304 является перепаком ранее выпущенного SH72162, который моделисты уже начали собирать, то часть сборки модели я буду показывать фотографиями вышеуказанных сборок.

Вид выдвижных пилонов с бомбами, которые в собранной модели будут находиться в фюзеляже, представлен рис.24.

 

Рис.20 Этапы сборки нижней палубы и пилонов с бомбовым вооружением.

 

 

Рис.21 Вид бомб на пилонах в бомбовом отсеке

Рис.22 Бомбы размещенные на пилонах снаружи фюзеляжа

Рис.23 Бомбы подвешиваемые снаружи фюзеляжа, когда Сандерленд находился на плаву

 

 

Рис.24 Вид выдвижных пилонов с бомбами, которые в собранной модели будут находиться в фюзеляже (на основе сборки SH72126)

 

 

Следующая операция это соединение верхней и нижней палубы летающей лодки с вклеиванием в полученную конструкцию верхней части бомбового отсека с пилонами, на которых установлены бомбы.

К полученной конструкции приклеивается часть нижней палубы, над которой будет размещена носовая турель. Моделисту необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с прототипами носовая турель могла быть либо в выдвинутом вперед положении (в таком случае деталировкой вышеуказанной части нижней палубы можно пренебречь, т.к ее не будет видно) либо в крайнем заднем положении (утопленной в фюзеляж). Данное положение носовой турельной установки предусматривалось, когда летающая лодка после приводнения «становилась на бочку» (морской термин) либо при аэродромном обслуживании. При размещении носовой турели в крайнем заднем положении необходимо уделить внимание деталировке вышеуказанной части нижней палубы, так как размещенные на ней оборудование и швартовочные приспособления (якорь) (деталь L25) будут хорошо видны. Положения носовой турельной установки на Сандерленде показаны в выпущенном (полетном) положении на рис.1 и на рис.26 и 27 в убранном положении.

 

 

Рис.25. Соединение верхней и нижней палуб

Рис.25.1 Верхняя и нижнияя палубы перед соединением (на основе сборки SH72126)

Рис.26. Short Brothers «Sunderland» Мк.V в музее Королевских ВВС г. Хендон. На снимке хорошо видно положение носовой турели в убранном положении, два курсовых неподвижных пулемета (с правой стороны фюзеляжа под турелью. На левой половине так же установлено 2 аналогичных пулемета), окно бомбового прицела в убранном положении (в носу лодки под фигурой летчика), а также бомбы на пилонах выдвинутые из фюзеляжа.

 

 

Рис.27. Хорошо видна находящаяся в убранном положении носовая турельная установка на Short Brothers «Sunderland» MkII

 

 

Следующей операцией, после того, как склеены верхняя и нижние палубы летающей лодки, вклеен бомбоотсек является вклеивание в носовые части левой и правой половин фюзеляжа пулеметов, просверливание отверстий под установку наружных антенн в хвостовой части. Обращаю внимание моделистов, что в отличии от модификации Mk.V на модификации Mk.III открывающиеся внутрь фюзеляжа створки бомбовых отсеков имели по 3 а не 2 иллюминатора на одной створке.

Собранная конструкция из верхних и нижних палуб перед склеиванием фюзеляжа должна выглядеть примерно, как на рис.29.

При вклеивании вышеуказанной конструкции в правую половину фюзеляжа она будет выглядеть примерно, как на рис.30.

 

Рис.28. Продолжение сборки фюзеляжа

Рис.29 Конструкция из верхней и нижней палубы, бомбового отсека до вклейки в половинки фюзеляжа (на основе сборки SH72126)

 

 

Рис.30 Правая половина фюзеляжа перед склииванием с левой (на основе сборки SH72126)

После того, как будут склеены левая и правая половины фюзеляжа в него вклеивается редан. На верхнюю часть фюзеляжа лодки устанавливается сегмент фюзеляжа (деталь F18). Обращаю внимание моделистов, что на борту EJ 168/J (343 French Sgn. RAF) верхняя фюзеляжная турель была демонтирована, поэтому для сборки модели в французском исполнении вместо детали F18 следует использовать деталь F19

После сборки фюзеляжа идет сборка вертикального оперения, состоящего из 4 частей: детали С3 и В4 образуют киль, а детали С4 и В3 – руль направления. Руль направления в отличии от рулей высоты можно сделать в отклоненном положении.

Горизонтальное оперение состоит из левого и правого стабилизаторов с соответствующими рулями высоты. Правые половинки (верхняя и нижняя) - В2и В6, левые – С2 и С6 соответственно.

 

 

Рис.31 вклеивание редана в фюзеляж, фонаря кабины и сборка хвоствого оперения.

После склеивания фюзеляжа Производитель в операциях 48 и 49 предлагает собирать левую и правую плоскость, каждая из которых состоит из верхней и нижней половины: делали С1 и В1 для правой плоскости и С5 и В5 для левой. В связи с большими размерами, для повышения жесткости конструкции модели, Производитель предусмотрел «Т» образные штифты на каждой верхней половине плоскости, которые вставляются в «Т» образные пазы фюзеляжа.

На детали С5 и В1 вклеиваются в зависимости от выбранного положения бомбового вооружения детали. Детали J64, когда створки люка открыты и бомбы люка готовы к выдвижению и J3 когда бомбы втянуты внутрь фюзеляжа и створки бомбоотсека закрыты. Вид нижней поверхности крыла Сандерленда, в месте где находятся выдвижные пилоны, в тот момент когда они полностью убраны в фюзеляж, показан на рис.33.

 

 

Рис.32. Сборка плоскостей и установка плоскостей и хвостового оперения в фюзеляж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: