Цели урока.
Обучающая:
формирование знаний учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока.
Развивающая:
развитие логического мышления, внимания, умений использовать полученные знания на практике.
Воспитательная:
создание условий для проявления самостоятельности, внимательности и самооценки.
Оборудование.
- Гальванические элементы, аккумулятор, генератор, компас.
- Карточки (прилагаются).
- Демонстрационный материал (портреты выдающихся физиков Ампера, Вольта; плакаты “Электричество”, “Электрические заряды”).
Демонстрации:
- Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку.
- Источники тока: гальванические элементы, аккумулятор, генератор.
План проведения урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово преподавателя.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
4. Изучение нового материала.
а) источники тока;
б) действия электрического тока;
в) физическая оперетта “Королева Электричество”;
г) заполнение таблицы “Электрический ток”;
д) меры безопасности при работе с электроприборами.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
а) Опираясь на знания, полученные на уроках ОБЖ, спецтехнологии подготовить и записать в тетради памятку “Меры безопасности при работе с электроприборами”
б) Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о применении источника тока в быту и технике.
Конспект урока
Организационный момент
Отметить наличие учащихся, назвать тему урока, цель.
Вступительное слово преподавателя
Со словами электричество, электрический ток мы знакомы с раннего детства. Электрический ток используется в наших домах, на транспорте, на производстве, в осветительной сети.
Но, что такое электрический ток, какова его природа, понять нелегко.
Слово электричество произошло от слова электрон, которое переводится с греческого языка как янтарь. Янтарь - это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Слово ток обозначает течение или движение чего-либо.
Подготовка к восприятию нового материала
Вопросы вводной беседы.
Изучение нового материала
а) Источники тока.
На столе находятся специальные устройства. Как они называются? Для чего они нужны?
Ответ: Это гальванические элементы, аккумулятор, генератор - общее название источники тока. Они необходимы для подачи электрической энергии, создают электрическое поле в проводнике.
Мы знаем, что существуют заряженные частицы, электроны и протоны, знаем, что существуют устройства, которые называются источниками тока.
Как вы считаете, что такое электрический ток?
Ответ: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
б) Действия электрического тока.
Скажите, как мы можем понять, что в цепи существует электрический ток, по каким действиям?
Ответ: Электрический ток оказывает различные виды действия:
- Тепловое – проводник по которому идет электрический ток нагревается (электроплита, утюг, лампа накаливания, паяльник).
- Химическое действие тока можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса – выделение меди из раствора купороса, хромирование, никелирование.
- Физиологическое – сокращение мышц человека и животных, по которым прошел электрический ток.
- Магнитное – при прохождении электрического тока по проводнику, если рядом расположить магнитную стрелку она способна отклонится. Это действие является основным. Демонстрация опыта: аккумулятор, лампа накаливания, соединительные провода, компас.
в) Физическая оперетта “Королева Электричество”.
Теперь девушки старшего курса представят вашему вниманию оперетту “Королева Электричество”. Не забываем русскую народную пословицу “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. То есть, вы не только слушаете и смотрите, но и берете из нее определенную информацию. Ваша задача записать как можно больше физических терминов, которые встречаются в представлении.
г) Заполнение таблицы “Электрический ток”.
Скажите, какое одно понятие объединяет все термины, которые вы записали?
Ответ: Электрический ток.
Приступаем к заполнению таблицы “Электрический ток”.
Заполняя таблицу, давайте, обобщим полученные на уроке знания и получим новую информацию.
В процессе заполнения таблицы делаем вывод о том, какие условия необходимы для создания электрического тока.
- Первое условие - это наличие свободных заряженных частиц.
- Второе условие - это наличие электрического поля внутри проводника.
д) Меры безопасности при работе с электроприборами.
Где, на производственной практике, вы сталкиваетесь с применением электрического тока? Ответы учащихся.
Главная наша задача сохранить здоровье в течение всей жизни, скажите, а какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с электроприборами?
Ответ: При работе с электроприборами.
Запрещено.
- Ходить по земле, держа в руках включенные в сеть электроприборы. Особенно опасно ходить босиком по влажной почве.
- Входить в электрощитовые и другие электротехнические помещения.
- Браться за оборванные, оголенные, висящие и лежащие на земле провода.
- Вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая проводка. Смертельно опасно в этот момент заземляться на батареи центрального отопления, водопровод.
- Сверлить стены в местах возможной электропроводки.
- Красить, белить, мыть стены с наружной или скрытой проводкой, находящейся под напряжением.
- Работать с включенными электроприборами вблизи батарей или водопровода.
- Работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванной.
- Работать с неисправными электроприборами.
- Ремонтировать необесточенные электроприборы.
Подведение итогов урока
- Следуя законам физики, время неумолимо движется вперед, и наш урок подошел к своему логическому завершению.
Давайте подведем итоги нашего занятия.
Как вы считаете, что такое электрический ток?
Ответ: Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
Какие условия необходимы для создания электрического тока?
Ответ: Первое условие - это наличие свободных заряженных частиц.
Второе условие - это наличие электрического поля внутри проводника.
Рефлексия
Заполнение карточки.
Домашнее задание
а) Опираясь на знания, полученные на уроках ОБЖ, спецтехнологии, подготовить и записать в тетради памятку “Меры безопасности при работе с электроприборами”.
б) Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о применении источника тока в быту и технике.