(...) Во всём божьем мире не оказалось никого, кто пожелал принять участие в осуществлении моих взглядов на обучение и воспитание детей. Я едва ли знал тогда кого-либо, кто это мог сделать. Чем учёнее и образованнее было большинство людей, с которыми можно объединиться, тем меньше понимали они меня и тем неспособнее оказывались они даже теоретически усвоить основные положения, к которым я старался вернуться. Все их взгляды на то, как организовать дело, обеспечить его потребности и т.д., были абсолютно чужды моим взглядам. Больше всего претили им, однако, как сама мысль, так и возможность её осуществления, что в качестве образовательного средства надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой деятельностью. (...)
Своим опытом я хотел, собственно, доказать, что общественное воспитание должно подражать преимуществам домашнего воспитания и что первое имеет ценность для человеческого рода лишь в случае подражания последнему. Школьное обучение, не проникнутое тем духом, который требуется для воспитания человека, и не основанное на самой сущности семейных отношений, на мой взгляд, ведёт не к чему иному, как к искусственному уродованию людей. Хорошее человеческое воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на лице ребёнка любую перемену его душевного состояния. Такое воспитание по существу требует, чтобы сила воспитателя была подобна отцовской, оживлённой наличием всех семейных отношений.
На этом я строил свои планы. С раннего утра до самой ночи, всё время, мои дети должны были видеть на моём лице и догадываться по моим губам, что всем сердцем я с ними, что их счастье — мое счастье, а их радость — моя радость. (...)
Таким образом, прежде всего я хотел и должен был приобрести доверие и привязанность детей. Если бы мне это удалось, то я с уверенностью ожидал бы, что остальное сложится само собой. (...)
Всё это должно было стать продуктом высшего духа, свойственного учреждению, и гармонирующих с окружающим внимательности и деятельности самих детей, непосредственно вытекать из их быта, их потребностей, их общих связей. (...)
Было почти невозможно с самого начала облагородить их душу жёстким и принудительным введением внешнего порядка и приличий или внушением правил и предписаний, чем я при необузданности детей в этом отношении скорей отдалил бы их от себя, а их дикие природные способности направил бы непосредственно против своей цели. Я обязательно должен был сперва пробудить и оживить в детях самую душу, правдивое и нравственное расположение духа, чтобы тем самым сделать их и внешне деятельными, внимательными, благосклонными, послушными. (...)
В настоящее время моя главная цель была в первую очередь направлена на то, чтобы, воспользовавшись пробудившимся в детях впервые чувством, вызванным их совместной жизнью, и начавшимся развитием их сил, сделать детей братьями, сплотить весь дом, словно одну большую семью, и на основе таких отношений и вытекающего из них настроения оживить во всех детях чувства справедливости и нравственности.
Я довольно счастливо достиг этой цели. (...)
В этом случае я в своей деятельности исходил из следующего принципа: в первую очередь старайся сделать своих детей отзывчивыми и, удовлетворяя их ежедневные потребности, добивайся того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые тем самым надёжно закреплялись бы в их сердце; затем старайся научить их многому, чтобы они могли уверенно и широко применять в своём кругу эти благодеяния. И в последнюю очередь, наконец, займись опасными знаками, выражающими добро и зло, — словами. Свяжи их с повседневными, домашними явлениями и всем окружением и позаботься о том, чтобы они полностью основывались на желании разъяснить детям происходящее в них и вокруг них, чтобы посредством этого возбудить в детях справедливые и нравственные воззрения на жизнь и отношения. Но если бы тебе пришлось бодрствовать целые ночи, чтобы суметь в двух словах сказать то, на что другие тратят двадцать слов, не жалей о своих бессонных ночах. (...)
Больше всего ободряла их перспектива не оставаться вечно нищими, а когда-нибудь появиться среди окружающих с приобретёнными ими познаниями и навыками, суметь стать для них полезными и пользоваться их уважением. Они чувствовали, что благодаря мне они добьются большего успеха, чем другие дети; они живо ощущали ту внутреннюю связь, которая существует между моим руководством и их будущей жизнью, и в их мечтах счастливая будущность представлялась им вполне достижимой. Поэтому вскоре они перестали ощущать тяжесть своих усилий. Их желания и надежды гармонировали с целыо этих усилий. (...)
Таким образом, прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызывал в детях живое чувство её; ведь я считал вредным говорить с детьми о каком-либо деле, о котором они даже не знают, что сказать. С этими чувствами я связывал упражнения в самообладании, чтобы с его помощью чувства могли непосредственно и твёрдо проявиться в жизни.
Строгая дисциплина была в приюте, конечно, мало возможна. Она должна была явиться следствием постепенно растущих потребностей. (...)
...Опыт научил меня тому, что приучение к добродетельной жизни бесконечно больше содействует действительному развитию навыков добродетели, чем все поучения и проповеди, не сопровождаемые развитием навыков. (...)
Между тем, если дети проявляли жестокость и грубость, я был строг и применял даже телесные наказания.
Дорогой друг, педагогический принцип с помощью одних только слов овладевать умами и сердцами множества детей и обходиться без воздействия телесных наказаний, конечно, выполним в отношении удачных детей и при счастливых обстоятельствах; но для разнородной массы нищих детей, при их возрасте, усвоенных ими привычках и при необходимости надёжно и быстро простыми средствами воздействовать на всех, при всём этом достигая определённой цели, впечатление от телесного наказания было существенно необходимо, а опасение потерять из-за этого доверие детей — совершенно неосновательно. Не отдельные, редкие поступки определяют состояние духа и весь образ мыслей детей по отношению к взрослым, а масса ежедневно и ежечасно повторяющихся и предстающих их взорам истинных твоих душевных качеств и степень твоего расположения и нерасположения к ним — именно это решительно определяет их чувства по отношению к тебе, и, как только чувства выявились, каждое впечатление от отдельных поступков определяется этим уже установившимся отношением детей. (...)
Дорогой друг, на детей мои пощечины не могли произвести дурного впечатления, потому что целые дни я проводил среди них, бескорыстно привязанный к ним, и жертвовал собой для них. Они не истолковывали моих действий превратно, потому что не могли не оценить моего сердца; не ценили его их родители, друзья, посещавшие меня иностранцы и педагоги. И это было естественно. Я на весь мир не обращал внимания, лишь бы понимали меня дети.
Но и я всё делал для того, чтобы чётко и ясно объяснить им, почему и как я поступаю в отношении всего, что могло вызвать их внимание или возбудить страсти. Это, друг, приводит меня к пониманию всей значительности нравственного воздействия в действительно семейной обстановке воспитания.
Всё элементарное нравственное образование покоится вообще на трёх основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребёнок находится в силу своего происхождения и окружающей его среды. (...)
В каждом случае, связанном с приютом, я обращался к ним самим и к их чувству справедливости. (...)
Благодаря многочисленности детей я имел возможность на примере их же товарищей ежедневно наглядно показывать, что прекрасно и что отвратительно, что справедливо и что несправедливо. То и другое всегда было одинаково заразительно. (...)
Большое впечатление производило также наглядное изображение положения, в каком они впоследствии могли бы оказаться. Я показывал детям, куда ведут всякого рода проступки. (...)
Так я ссылался на их собственный опыт для наглядного показа крайней испорченности, к которой нас приводят пороки; таким же образом я давал им живое представление о последствиях всего доброго, а главным образом приводил к чёткому осознанию столь неравных последствий хорошего и запущенного воспитания. (...)
Я вообще находил, что ознакомление с значительными и обширными понятиями важно и незаменимо для первоначального развития разумных убеждений и твёрдой решимости.
Подобные положения, затрагивающие все наши задатки и отношения, по самой своей природе неизбежно приводят человека к доброжелательному и восприимчивому состоянию духа, к истине и справедливости, если эти положения закладываются в человеке чисто психологически, то есть просто, с любовью и спокойным сознанием силы. При подобном состоянии духа тысячи мыслей, зависящих от этих великих истин, сами но себе станут приходить людям в голову и глубоко укореняться в их сознании, хотя эти люди никогда не в состоянии будут выразить эту истину словами. Словесное выражение истин, которым пользуются и согласно которому поступают, далеко не так общепригодно для человечества. (...)
...Корпорация детей, предоставленная всем склонностям, запрещаемым в их возрасте моралью, является силой, которая позволит осуществить все химеры добродетели, которыми упиваются моралисты:
1) Нежное братство...
2) Презрение к богатству...
3) Социальное милосердие...
Именно вследствие упрямого нежелания изучать природу мораль упустила в воспитании первоначальную силу, прогрессивное влечение вверх, или корпоративный импульс, присущее всем детям стремление подчиниться руководству группы от ступени к ступени старших детей. Корпоративная лестница возрастов — единственный наставник, охотно признаваемый ребёнком; он с восторгом следует её наставлениям. (...)
Деятельность и соревнование маленьких орд усилятся вдвое, если им противопоставить контраст, который природа должна была им уготовить. Большинство мальчиков склонны к гнусностям, бесстыдству и грубости; в противовес этому большинство девочек тяготеет к нарядам и хорошим манерам. Вот зародыш весьма резко выраженного соперничества; остаётся его развить в применении к индустрии. (...)
Маленькие банды — хранители социального очарования; это пост менее блестящий, чем пост поддержания социального согласия, предназначенный маленьким ордам.
Имея задачей духовное и материальное украшение кантона, они играют роль академии французской и флорентийской (Accademia dello Crusca), они налагают дисциплинарное взыскание за искажение языка и неправильное произношение. (...)
Этот контраст, естественно, образует у детей различие между маленькими ордами и маленькими бандами, имеющими противоположные функции. (...)
Это контрастирующее действие — всеобщий закон природы. (...)