ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ




Практическое занятие № 7

Тема: Выполнение эскизов костюмов с использованием зрительных иллюзий.

Цель занятия: научить учащихся выполнять эскизы костюмов с использованием зрительных иллюзий; научить использовать закон зрительного восприятия в моделировании одежды на фигуры с отклонениями от типовых.

 

Приборы и оборудование:

1. Журналы мод.

2. Иллюстрированный материал.

3. Чертежные принадлежности.

4. Компьютер.

 

Порядок выполнения работы.

1. Рассмотреть модели одежды модного направления в данном сезоне.
Выявить и зарисовать элементы композиции, имеющие зрительные
иллюзии, характерные для данной моды (2эскиза).

2. Разработать эскизы моделей одежды, маскирующие отдельные
недостатки фигуры человека (2 эскиза - по заданию преподавателя).

3. Используя зрительные иллюзии в моделировании одежды предложить варианты визуальной корректировки фигуры одеждой.

4. Охарактеризовать полученный результат.

 

Общие сведения. Костюм воспринимается только по фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерой поведения. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркивать желаемые формы и замаскировывать невыгодные. Здесь следует помнить о зрительных иллюзиях или оптическом обмане. Этим явлением нельзя пренебрегать, так как могут быть нежелательные явления в костюме. Под «зрительной иллюзией» следует понимать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, с общей совокупностью наших знаний о нём. Учеными доказано, что форма предмета, в том числе и костюма, воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим элементам формы. Глаз как бы соединяет в пространстве невидимые или реальные точки, строя геометрические конфигурации. Любой сложный силуэт костюма может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых в природе весьма ограниченно: это сочетание прямоугольников, трапеций, овалов, треугольников. Благодаря этому костюм воспринимается по ассоциации то остро динамичным, то спокойным, то радостным. Большое значение имеют характер расчленения этих форм и цветовые отношения.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ

В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить ре­альные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень ши­роких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создава­ли иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека. В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в облас­ти груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющие добиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы зна­чительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде — фигура остается неизменной, со своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ при помощи приемов создания зрительных иллю­зий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для прида­ния фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.

Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряженийлиний, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное, объемное пространство. Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достиже­ния эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновели­кого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. вертикальная линия кажется боль­ше горизонтальной. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся боль­ше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, допустим, длины блузы и юбки зрительно чуть сдвигаются в пользу верха и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает срав­нивать: что больше и что меньше по длине. Разница должна быть явной, т.е. читаться глазом. Декоративные и формообразующие линии могут создавать иллюзорное представление о форме, не соответствующее ее реальным размерам и конфигурации. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю фигуру или отдельные ее части (рис. 14).

Рис. 14. Корректировка роста и полноты фигуры с помощью иллюзии переоценки вертикалей

 

 

Для женщин нижнего типа телосложения юбка должна быть прямой, а лиф свободной формы. Эффект зрительного уменьшения бедер усиливается, если на лифе применить определенное чередование полос.

2. Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или де­талями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать.

3. Иллюзия переоценки острого угла. Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле. Расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. Для зрительного уменьшения размеров фигуры используют иллюзии заполненного пространства, осуществляемые чередованием темных и светлых полос по краям и в центре фигуры. Фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру и ниже, если эти контуры не выявлять. Величина и характер чередования темных и светлых полос помогут скрыть неправильные пропорции фигуры (низкая или высокая талия, короткие ноги). Используя иллюзии острого угла, можно добиться значительного расширения или заужения отдельных участков фигуры, например, плеч, бедер; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, очертания рукава, расширяющегося к низу, увеличивают длину руки, а расширенные в верхней части оката – уменьшают. Форма выреза горловины и размер воротника при индивидуальном изготовлении одежды выбираются с учетом характера всей фигуры, овала и черт лица, формы и длины шеи. При выборе контура линии горловины используют иллюзии контраста и подравнивания. Если линия выреза повторяет очертание лица, то она его подчеркивает: узкое лицо кажется еще уже, а широкое – шире. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или округлую форму, рекомендуется вырез горловины овальной удлиненной формы слегка корректирующий овал лица.

4. Иллюзия контраста. Рассмотрим контраст форм, размеров и пластическо­го рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире.

5. Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»). Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает инте­ресный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии при­обретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя ил­люзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать
интересные творческие модели в стиле «оп-арт».


6. Иллюзия подравниванияассимиляция (употребление, слияние).Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины по­вторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.

7. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура. Эта иллюзия заключается в том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незам­кнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать во­ротник «под горло», если плечи широкие — не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника. В изделии на фигуру с широкими плечами расходящаяся незаконченная линия воротника производит менее благоприятное впечатление, чем замкнутая.

 

8. Иллюзия полосатой ткани. Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных ос­трием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

9. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастны­ми по цвету тканями. Э та иллюзия создается тем, что левая половина— из белой ткани, правая половина — из чер­ной, левый рукав — из черной, правый рукав — из белой, т.е. используется прием асимметрии.
10. Иллюзия расчленения формы. Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, доста­точно крупным рисунком или декором.


11. Иллюзия трехмерного пространства. Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывающего плос­кость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупно-раппортной ткани или трикотажного по­лотна. К роме пространственной иллю­зии присутствует иллюзия расчленения формы.


12. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в моделях, например, в стиле «оп-арт».


13. Иллюзия психологического отвлечения. Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или це­ленаправленно подчеркивают достоинства внешно­сти человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим ак­центом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, до­полнений. При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных ме­тодов:
- «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека;

- «русский» — скрывание недостатков фигуры.

Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внима­ние. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волную­щим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше! На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и исполь­зование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяет грамотно решать задачи проектирования.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое зрительные иллюзии?

2. Какие виды зрительных иллюзий вы знаете?

3. Как можно использовать зрительные иллюзии в «исправлении
фигуры»?

4. Как влияют зрительные иллюзии на форму костюма и его детали?

5. Какие особенности конструкции должны быть учтены при
использовании в костюмах тканей с рисунком в полоску и клетку?

6. Какие рекомендации можно дать по форме костюма: полной женщине
низкого роста? Высокой и худой женщине? Высокой полной женщине?
Худой женщине низкого роста?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: