Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Лекционно-семинарско-зачетная система. Помогает обучающимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке.
Технология разноуровнего обучения. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному обучающемуся. Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные - утверждаются в своих способностях, слабые - получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации познания и овладения профессией.
Технология коллективного взаимообучения. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два учащихся, меняющиеся ролями «педагог» и обучающийся»; так могут заниматься два слабых обучающихся, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых обучающихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля обучающийся обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Технология сотрудничества. Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве —обучаться вместе, не просто помогать друг другу, а осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология модульного обучения. Его сущность в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать помощь каждому из них.
Технология обучающих игр (ролевых, деловых, и др.) Такие технологии используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.
Деловые игры:1) имитационные- имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. 2)Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений или решение задач.
В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между обучающимися распределяются роли действующих лиц.
Технология проблемного обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит формирование общих и профессиональных компетенций, творческое овладение знаниями, умениями, развиваются мыслительные способности. «Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям окружающей действительности.
Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении. Технология дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента
Информационно- коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, возможности ИНТЕРНЕТ.
Систему инновационной оценки «портфолио». Формирование персонального учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Модульно-рейтинговая технология. Цель модульно-рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.Для оценки знаний используется рейтинговая оценка. Рейтинг — это сумма баллов, набранная студентами в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным стандартам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
Таким образом, в педагогических технологиях в большей степени обеспечивается становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме.