Практико-ориентированные задания по «Педагогике»




Вопросы для подготовки к государственному экзамену по направлению «Педагогическое образование»

Профиль

«Историческое образование»

Экзаменационные вопросы по истории

 

1. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и определите, о ком идет речь. Составьте тезисный план характеристики данной исторической личности.

«...рожденный и воспитанный данником степной Ор­ды, сделался одним из знаменитейших государей в Евро­пе: без учения без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свобо­ду и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Моно­маха, ни Донского, но стоит как государь на высшей сту­пени величия»

2. Разработайте несколько вариантов проблемных задач по теме «Крестьянская реформа 1861 г. в России». С помощью каких приёмов может быть организовано решение данных задач на уроке?

3. Познакомьтесь с документом и определите, о каком восстании идет речь. Кто был его руководителем? Каково значение данного восстания в истории России. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения.

«…Овладев без всякого боя такой большой силой, [он] выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав вперед свободу грабить и убивать по их желанию, и прибавил: “За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, – будьте только мужественны и оставайтесь верны”. После этих слов каждый готов был итти за него на смерть и все крикнули в один голос: “Многая лета нашему батьке. Пусть он победит всех бояр, князей и все подневольные страны!” Это известие испугало господина Прозоровского, он опасался за Астрахань, ибо глупый народ начал роптать и высказывать похвалы разбойнику, и во всех городах той местности начались такие волнения, и каждый миг приходилось со страхом ждать ужасного кровопролития».

4. Территориальное оформление древнерусского государства. Деятельность Рюрика, Олега, Игоря.

5. Принятие христианства. Историческое и политическое значение.

6. Реформы 50-х г. ХVI в. Переход власти на местах к представителям сословий.

7. Соборное уложение XVII в. Исторические условия его принятия.

8. Просвещенный абсолютизм XVIII в. и его отражение в российском самодержавии: общее и особенное.

9. Народные движения в XVIII в.: социально-классовая характеристика, результативность.

10. Политика российского самодержавия в 1801 – 1825 гг. Аракчеевщина. Александр I и его реформы. Проекты М.М. Сперанского.

11. Отечественная война 1812 г. Причины. Ход военных действий. Партизанское движение. Заграничные походы русской армии в 1813 – 1814 гг. Венский конгресс 1814 – 1815 гг. Священный союз и его конгрессы. Итоги и значение разгрома Наполеона для России и Европы.

12. Движение декабристов: идеология, программные документы, лидеры. Восстание, следствие и суд. Сибирская ссылка и каторга. Историческое значение восстания декабристов.

13. Общественная жизнь России 2-й четверти ХIХ в. Теория официальной народности. Западники и славянофилы. Формирование революционно-демократической идеологии в 30-40-х гг. Х1Х в. Петрашевцы. А.И.Герцен. «Русский социализм».

14. Сословная политика правительства Николая I. Реформа П.Д.Киселева. Образование и печать. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Крымская война. Причины. Ход военных действий. Парижский мирный договор.

15. Александр II. Великие реформы 60-70-х. гг. ХIХ в. Итоги и значение.

16. Общественные отношения в пореформенной России. Изменения в социальной структуре. Общественное движение в России в 60 – 90-х гг. Консервативное и либеральное направления. Революционное движение в 1860-90 гг.

17. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая Российская революция 1905-07 гг. Причины, основные этапы. Создание новых органов власти. Политические партии. Причины поражения революции 1905-07 гг. Её значение.

18. Столыпинские реформы. Противоречивость личности и проектов П.А. Столыпина.

19. Россия в I мировой войне. Основные события на Восточном фронте (1914-1917 гг.). Экономика и финансы. Политический кризис в России в 1915-1916 гг. Прогрессивный блок. Нарастание кризиса осенью и зимой 1916 г.

20.Внутренняя политика Временного правительства. Политические кризисы весны – лета 1917 г.

21. Гражданская война в России: причины, ход, итоги. Причины поражения Белого движения. Политика «военного коммунизма».

22. СССР в условиях Новой экономической политики (1921-1928 гг.).

23. Индустриализация и коллективизация. СССР в 1930-е гг. Конституция СССР 1936 г. и ее оценка. Общественная атмосфера 1930-х гг. в нашей стране.

24. Великая Отечественная война: ход, итоги и значение.

25. Изменения в общественно-политической жизни СССР в 1953-1964 гг.

26. Внешняя политика СССР во 2 половине 1960-х – начале 1980-х гг.: отношения СССР со странами запада, достижение военно-стратегического паритета, проблема мировой безопасности и сокращение вооружений. Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Отношения с КНР. Ввод войск в Афганистан.

27. СССР в 1970 – е гг. Перестройка системы общественных отношений в СССР (1985 – весна 1990 гг.) Изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг.

28. Кризис власти и распад СССР. Политическая система новой России в 1990-е гг.

29. Социально-экономические преобразования в России в 1990-е гг.

30. Внутриполитическое развитие России в 2000-2016 гг. Россия в глобализирующемся мире.

 

 

Практико-ориентированные задания по «Педагогике»

 

Задание 1.

 

Подберите и охарактеризуйте комплекс игр, упражнений, заданий (не менее 10) на развитие у обучающихся толерантности, сотрудничества, умений бесконфликтно взаимодействовать.

 

Задание 2.

 

Составьте базу данных интернет - ресурсов по данной тематике (не менее 5).

 

Задание 3.

Раскройте содержание понятий толерантности, взаимодействия, сотрудничества (определение, виды, типы, особенности

 

Задание 4.

 

Познакомьтесь с ситуацией общения двух учителей. Проанализируйте её по следующим аспектам: виды (типы) общения и конфликта; средства общения; стили общения; способы воздействия; стратегии разрешения конфликта.

Дайте понятия общения, педагогического общения, конфликта (определения, функции, виды, средства, формы, стили, барьеры, способы воздействия, стратегии эффективного общения).

 

Вероника Степановна, учитель истории, недавно закончила курсы повышения квалификации учителей при Московском университете. Помимо всего прочего она там узнала об интересной методике проведения зачетов и экзаменов: ученикам позволяется во время подготовки к ответу пользоваться любыми источниками информации, даже шпаргалками. В основе этого метода лежит идея, что ученик должен не столько помнить большой объем информации, сколько уметь оперативно ее извлекать из различных источников. Вероника Степановна решила руководствоваться подобным принципом при проведении зачетных работ с учениками.

Нововведение учителя истории 8 А принял с восторгом, а Женя даже воскликнул: «И почему физичка с ее миллионом формул так не спрашивает?»

«Видимо, она не знакома с этой методикой», — ответила польщенная Вероника Степановна.

Буквально через неделю проходила контрольная работа по физике, на которой Женя заявил: «Светлана Семеновна, а почему Вы не позволяете нам пользоваться книгами, как Вероника Степановна?» «Я хочу, чтобы вы учили физику, а не списывали. Каждый дурак может в учебнике подсмотреть!» — парировала Светлана Семеновна. «Да ничего подобного, — не унимался Женя, — просто Вы все по старинке, даже Вероника Степановна говорит, что Вы этого не знаете!» Остальные ученики стали поддакивать Жене, начались выкрики с мест, контрольная работа была практически сорвана.
На перемене Светлана Семеновна подошла в учительской к Веронике Степановне, и между ними состоялся следующий разговор:

— Вероника, ты, что себе позволяешь, ты, почему настраиваешь против меня 8 А? (Светлана Семеновна встала перед Вероникой Степановной, уперев руки в боки).

— Что за ерунда, кто тебе это сказал? (Вероника Степановна поднялась со стула, на котором сидела и встала лицом к Светлане Семеновне).

— А кто им заявил, что я ни черта не понимаю, что я ретроград? (Взмахивая руками, кричала Светлана Семеновна)

— Ты о чем?

— Да ладно, не прикидывайся, все не можешь успокоиться, что премию мне дали, а не тебе?

— Светлана Семеновна, думаю нам надо спокойно во всем разобраться (Вероника Степановна взяла за руку Светлану Семеновну). Давай сядем, попьем чаю и спокойно поговорим.

— Вероника, ты меня очень обидела. Это надо же, я устарела?! (Вырываясь и отталкивая руку Вероники Степановны, продолжала раздраженно кричать Светлана Семеновна)…

 

Задание 5.

 

Внимательно прочитайте текст профессионального и социально значимого содержания. Какие из приведенных высказываний в нем ошибочны (6 ошибок) и почему?

Выделите на основе содержания текста и Ваших научных представлений сущностные характеристики мотивов учебной деятельности (понятие, виды, характеристики, возрастные особенности, условия формирования познавательных мотивов).

Текст для анализа

Учебная деятельность полимотивирована. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене.

2) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы социального сотрудничества, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) узкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) широкие социальные мотивы, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) мотивы самообразования, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

 

 

Задание 6.

Разработайте проект конспекта родительского собрания на тему «Профилактика психологического насилия детей в семье». Используйте игровые, информационные технологии, методы активного социально-психологического обучения.

Охарактеризуйте понятия: насилие в образовательном учреждении, в семье; их виды, условия риска возникновения, формы профилактики.

Теоретически обоснуйте применяемые Вами в проекте родительского собрания методы и технологии активного социально-психологического обучения.

 

Задание 7.

При наблюдении на уроках в 7 классе классного руководителя заинтересовали особенности внимания обучающихся и причины их частой отвлекаемости.

Какими методами и методиками диагностики следует воспользоваться учителю, чтобы выяснить причины частой отвлекаемости детей?

Составьте список методик диагностики внимания (3-5) у семиклассников.

Опишите процедуру проведения и обработки результатов одной психодиагностической методики из Вашего списка.

Дайте понятие внимания (определение, виды, свойства, нарушения внимания, возрастные особенности и их учет в образовательном процессе).

 

Задание 8.

Познакомьтесь с результатами психодиагностического обследования типа темперамента (опросник Айзенка) и акцентуаций характера (опросник Шмишека) обучающегося 13 лет:

 

Методика диагностики Цель Результаты диагностики
Опросник Айзенка Определить тип темперамента Меланхолик
Опросник Шмишека Выявить акцентуации характера Дистимичный Эмотивный Психостенический (тревожный)

 

На их основе составьте фрагмент психологической характеристики личности ученика.

Сформулируйте практические рекомендации по учету особенностей его темперамента и характера в обучении (не менее пяти).

Охарактеризуйте понятия: темперамента (определение, физиологическая основа, психологические типы темперамента, особенности их проявления в поведении и деятельности) и характера (определение, структура, взаимосвязь с темпераментом, типология характеров, акцентуации характера).

 

Задание 9.

Обработайте и проинтерпретируйте результаты исследования, проведенного в 9-м классе (16 человек) общеобразовательной школы по критерию выбора «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть на уроках за одной партой?» Каждый выбирал только одного товарища. Результаты испытания представлены на карточках на рисунке.

Слева указана первая буква фамилии обучающегося, который осуществляет выбор, справа – первая буква фамилии обучающегося, которого он выбирает. Согласными буквами обозначены фамилии мальчиков, гласными – девочек. Например, первая карточка может быть прочитана так: «Ученик Григорьев хочет сидеть за одной партой с ученицей Ивановой».

Как называется данная методика исследования, опишите ее цель и процедуру проведения. Постройте таблицу распределения выборов (социоматрицу). Осуществите анализ межличностных отношений в 9-м классе. Выявите уровень благополучия взаимоотношений в классе.

Раскройте понятие группы и коллектива (определение, виды, признаки, стадии развития групп, групповые процессы и явления

 

Задание 10.

 

Проанализируйте предложенную ситуацию, связанную с физиологическими, физическими и психологическими изменениями в подростковом возрасте.

С чем связан пристальный интерес подростка к своей внешности?

Кратко охарактеризуйте содержание периодизации психического развития детей по Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому.

 

Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе.

 

Задание 11.

Познакомьтесь с поведенческими признаками учеников с преобладанием визуального, аудиального и кинестетического типов восприятия, предложенными сторонниками НЛП М. Гриндером, Р. Бендлером, Ч. Фуллером (см. таблицу).

 

Тип восприятия Поведенческие признаки учеников
Аудиальный тип восприятия Читает текст про себя, проговаривает, прошептывает про себя. Чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Прекрасный имитатор. Способен все повторить слово в слово. Затруднения с вычислением, когда надо что-то удерживать в уме. Чтобы его не отвлекало во время ответственной работы, он уединяется, уходя на заднюю парту, в угол. В письменных работах слог и пунктуация страдают. Расскажет лучше, чем напишет. Способны выполнить задание, прослушав его лишь один раз; любят слушать музыку на кассетах, по радио, любят, когда им читают вслух; запоминают телефонные номера, коды или имена, повторив их несколько раз; могут сосредоточиться, слушая лекцию, не участвуя в этом активно; выигрывают при акустическом подходе к обучению чтению; легче решают проблемы, проговаривая их вслух.
Визуальный тип восприятия Когда что-либо рассказывает, смотрит вверх, будто видит то, о чем рассказывают. Когда читают в классе, всегда читает самостоятельно, не полагаясь на чтение других. В тетради аккуратность, все пронумеровано, выделено. Порядок во внешнем виде, на парте. В таблицах отмечается, что является важным. При диктантах пропускает слова. При чтении книги нуждаются в картинках, чтобы понять содержание; лучше справляются с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать или письменные инструкции; хорошо запоминает лица и быстро забывает имена; замечает появление в обычной обстановке новых предметов; быстрее запоминает и понимает, если ему показать или дать возможность увидеть процесс возникновения вещей, или то, как они действуют; в социальной группе больше предпочитают наблюдать за другими, а не действовать самому.
Кинестетический тип восприятия Вскакивает, когда просят раздать тетради, старается прикоснуться, взять за запястье. Когда читается задача, инструкция, смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Не может выучить грамматическое правило, пока не поучаствует в игре «частей речи». Постоянно тянется к тому, что на парте, перед ним, над головой и т.д. Лучше помнят то, что было сделано, а не сказано, прочитано или обсуждено; учатся всему на своем опыте; склонны потрогать вещи, даже если это запрещено; нуждаются в активном контакте с родителями, детьми и учителями.

 

Теоретически обоснуйте понятия: виды и типы восприятия (определение, особенности, учет в образовательном процессе); индивидуальный стиль учебной деятельности (определение, виды, характеристики, учет в образовательном процессе).

Составьте рекомендации учителю по учету ведущего типа восприятия учебного материала школьников в обучении (школьный предмет и возраст обучающихся - на выбор студента).

 

Задание 12.

Разработайте проект конспекта внеклассного мероприятия для обучающихся 9-11 классов с целью профилактики аддиктивного поведения.

Подберите методики диагностики склонности к аддиктивному поведению (2-3). Опишите процедуру проведения и обработки результатов одной психодиагностической методики из вашего списка.

Составьте список статей (не менее 5) по данной тематике за последние 3 года, воспользовавшись информацией из интернет-источников, в соответствии с правилами оформления библиографического списка по стандарту 2003 г.

Теоретически обоснуйте понятия: девиантного и аддиктивного поведения (определение, виды, характеристики, признаки, факторы риска, механизм формирования, формы профилактики).

Задание 13.

Охарактеризуйте предложенный в ситуации конфликт.

Раскройте понятие конфликта, его видов, структуры; тактик и методов разрешения; стилей взаимодействия в конфликтной ситуации.

Учащийся 10 класса общеобразовательной школы, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем биологии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. С одним вопросом (внепрограммным) познакомился на научно-практической интернет-конференции, понял его неправильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на занятии кружка по биологии. Учащийся имел о нем уже сложившееся представление (неверное). Поэтому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в собственных знаниях. На почве неверия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься, стал вызывающе вести себя на уроках, не ходить на них…

 

 

Задание 14.

Подготовьте план проведения свободного интервью абитуриентов на тему «Мотивы поступления в ВУЗ».

 

Задание 15.

 

Составьте следующие виды вопросов для анкеты на тему «ВУЗ глазами студентов»: закрытый вопрос; полузакрытый вопрос; открытый; о личности респондента; о факте сознания; о факте поведения; вопрос-контактёр; вопрос-фильтр; основной и контрольный к нему; косвенный; закрытый с поливариантными ответами; закрытый со шкалой ответов.

 

Задание 16.

Вы запланировали проведение исследования на тему - «Формирование гражданской позиции у старшеклассников во внеучебной деятельности».

Сформулируйте методологический аппарат исследования по теме проекта. Составьте программу исследования.

 

Теоретически охарактеризуйте особенности организациинаучного исследования, вариативности его построения, понятийный аппарат исследования.

Переведите на английский язык название темы исследовательского проекта.

 

Задание 17.

Составьте кластер по предложенной научной статье.

Охарактеризуйте сущность технологии развития критического мышления.

 

Задание 18.

Разработайте пояснительную записку и тематический план элективного курса по профилю.

 

Теоретически раскройте сущность и формы организации обучения в современной школе.

 

 

Задание 19.

 

Разработайте план-конспект нестандартного урока, который проводится на этапе обобщения и систематизации знаний, умений, навыков обучающихся старших классов. При этом используйте методы и приемы из технологий развивающего и проблемного обучения.  

Теоретически раскройте концепции развивающего и проблемного обучения

 

Задание 20.

Составьте 4 тестовых задания закрытого типа по теме «Современные дидактические концепции» и 2 тестовых задания открытого типа по теме «Закономерности, принципы и функции обучения».

 

Теоретически раскройте проблему современных средств оценивания достижений обучающихся – педагогического тестирования.

 

Задание 21.

Составьте план-конспект дискуссии на этическую тему для подростков – «Конфликт отцов и детей».

 

Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах обучения, их классификациях.

 

Задание 22.

Классный час – форма организации классным руководителем внеурочной деятельности обучающихся. Разработайте план-конспект классного часа в 10 классе на тему «Я выбираю жизнь без зависимостей».

 

Теоретически охарактеризуйте функции и направления деятельности классного руководителя; методику организации и проведения классного часа.

 

Задание 23.

Разработайте план-конспект проведения КТД с обучающимися 5 класса.

 

Теоретически охарактеризуйте вопрос о сущности воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса; о значении педагогического взаимодействия в воспитании.

 

Задание 24.

Спроектируйте формы воспитательной работы для учащихся-подростков, если уровень развития их классного коллектива соответствует диффузной стадии («песчаная россыпь») (по А.Н. Лутошкину). Раскройте вопрос о коллективе как объекте и субъекте воспитания.  

Задание 25.

Разработайте замысел авторской воспитательной системы средней общеобразовательной школы.

Теоретически раскройте вопрос о воспитательной системе современной школы; об авторских воспитательных системах.

 

Задание 26.

В предложенных ситуациях предложите методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор. - На перемене Вы идете по школьному коридору и видите, что двое учеников из 6-го класса дерутся. Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают драться. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему? - В Вашем классе два лидера – положительный и отрицательный. Большинство обучающихся являются ведомыми в группе отрицательного лидера. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему? Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах воспитания.    

 

Задание 27.

Разработайте план педагогического просвещения родителей в 5 классе в рамках классного руководства.

Теоретически охарактеризуйте вопрос о взаимодействии школы и семьи в воспитании детей.

 

Задание 28

Разработайте сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме. Теоретически изложите сущность, структуру, принципы и методы внутришкольного управления

.

 

 

Задание 29.

На основе анализа особенностей профессиональной деятельности руководителей выделите и сгруппируйте профессионально важные качества личности руководителей школ. Подберите методики для эмпирического исследования управленческой культуры руководителя. Теоретически обоснуйте современные представления об управленческой культуре руководителя школы    

Задание 30.

Спроектируйте план-конспект внеурочного занятия по правам ребенка для обучающихся 14 лет. Теоретически обоснуйте нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере образования.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: