Вербальные средства общения.




План:

1.Основные каналы общения.

2.Особенности вербального общения.

3.Средства вербального общения.

Канал коммуникации - способ, средства или путь, (с помощью которых и по которым передается информация); субъект передает сообщение (информацию) целевой аудитории или собеседнику, - лицом к лицу, письменно, на кинопленке или каким-либо другим образом.

Каналы общения существуют для «Передачи — принятия» информации при общении людей.

Каналы коммуникации включают в себя личное общение, средства массовой информации, наружную информацию, публичные мероприятия.

В соответствии с различными органами чувств человека различают зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) каналы общения. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. У каждого человека преобладает один или несколько из этих «средств связи».

В соответствии с различиями в восприятии человека человеком при общении люди делятся на три типа: 1) визуалы; 2) аудиалы; 3) кинестетики.

Эти типы людей значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре общения.

Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т. д.

Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь,, звуки природы.

Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.

 

Если вам удастся узнать, к какому типу относится партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимому каналу общения. Это вам даст возможность получить репутацию человека, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание.

Для этого нужно внимательно понаблюдать за партнером по общению. Нужно обратить внимание на слова, которые он использует.

Например, в речи визуалов преобладают слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу». Информацию начальнику-визуалу лучше всего представлять в виде диаграмм, рисунков, таблиц и т. п.

В речи аудиалов преобладают фразы: «я слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «не нужно так громко» и т. п.

В речи кинестетиков — «чувствую проблему», «тяжело на душе», «ощутимый», «болезненный» и т. п.

Психологи выделяют еще один тип людей — «рассудочных людей» или «людей-компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на те слова, обозначения, наименования, с которыми связывают свои образы и соответствующие им ощущения. В их речи преобладают фразы: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизируем», «надо подумать» и т. п.

В соответствии с логическим основанием выделяют три типа каналов общения:


• прямой канал — это то, что сообщается источником в явном виде (например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером);

- это непосредственный контакт, пространственная близость партнеров по общению; непосредственность общения (т.е. без помощи техники).

Примером может служить встреча в кругу друзей, совещание сотрудников в кабинете и т.д.
• косвенный канал (не прямой) — это та информация, которую вы добываете активным наблюдением и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде.

когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. Примером может служить разговор по телефону, общение через «стенку» служащих организации, и т.д.

Психологическим обоснованием этой классификации является степень доверия к источнику. Если вы ему доверяете, то косвенный канал не используется как контрольный. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем.

Например, иногда прямое словесное содержание может вступать в противоречие с невербальными характеристиками речи и поведения — интонацией, темпом, ритмом и т. д. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала (человек улыбается, а глаза печальные; раскован и вальяжен, а стопой ритмически постукивает по полу и т. п.);


• управленческий косвенный канал — это та информация, которая воспринимается как естественная, ненамеренная, но выдается вполне преднамеренно, когда между партнерами существует пространственно – временная дистанция, и при этом партнер по общению может контролировать ход разговора.

(Преднамеренно – нарочно, заранее обдуманное, умышленное намерение;

Намеренно – сознательно, специально, целенаправленно)

Пример: общение по Интернету; общение руководителя посредством техники с подчиненным, при этом руководитель контролирует ход беседы, задавая определенные вопросы, «обрезая» тему разговора, и т.д.

Например, ваш партнер по общению уверенно говорит в сомнительной ситуации или смотрит вам прямо в глаза, выдавая явную ложь. При этом он рассчитывает на то, что вы вполне ему доверитесь, чувствуя открытый взгляд и твердую речь. Можно вспомнить множество примеров из детективов, когда преднамеренно мелкая, но решающая улика специально подбрасывалась в ответственный момент.

Однако природа разделила прямой и косвенный каналы общения. Мимические мышцы одновременно управляются из зон головного мозга, обеспечивающих намеренные и ненамеренные движения. Таким образом, при внимательном изучении партнера всегда можно заметить неконтролируемые проявления, показывающие действительное его состояние.

Практически важным вопросом в общении является открытость не только как искренность говорящего, но и как способность непредвзято воспринимать другого.

Вербальное общение.

К вербальным средствам общения относятся речь и голос. Речь мы пишем на листике бумаги, а иногда говорим другу вслух, можем прочитать журнале, не озвучив ее, или же просто подумать про завтрашний день и составить в голове какой-нибудь план. Все это речь. Вербальное общение бывает письменным и устным.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Устная речь - это речь звучащая, в ней используются система фонетических средств выражения. Она создается в процессе говорения и для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей.

Письменная речь - это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов)

Отличие письменной речи от устной заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

 

Вербальное общение – это не только разговор с собеседником, но и чтение книги, выступление перед аудиторией и даже собственные мысли, выраженные словами.

На современном этапе развития психологии общения мы понимаем, что не всегда можно понять делового человека при вербальном общении.

Как примеры, к вам приехали родственники из Южной Америки или какой-нибудь другой страны. Они могут выучить русский язык и более-менее в нем ориентироваться, но они не смогут понять некоторые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для этой цели специалисты создали некоторые правила, которые относятся к деловому вербальному общению.

В современном русском языке есть такие виды стилей текста, как официально-деловой, научный, разговорный и так далее. Вся

информация, передаваемая нами собеседнику, относится к тому или иному стилю речи.

В научном стиле речь должна быть логичной и обобщенной, а в разговорном речь – это и есть диалог двух людей, обычных повседневных разговоров.

 

Старайтесь говорить со своим зарубежным гостем на научном языке, без всяких междуречий и уменьшительно-ласкательных слов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: