Компетенция Президента России.




Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрёпленные за ним функции.

Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следую­щими причинами:

1) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании фе­деральных органов государственной власти;

2) составляющий одну из основ конституционного строя Россий­ской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

3) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспе­чение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Феде реальное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряете либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Прези­дент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Пре­зидента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначёния на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назнача­ет же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федера­ции (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок формирования федеральных органов государст­венной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой, вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституций). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии".

На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связан­ных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Госу­дарственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным за­коном; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, преду­смотренных Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы Россий­ской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Кон­ституции).

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президен­том решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимуще­ственно по мотивам несоответствия норм принятых законов положени­ям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение резуль­таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться приня­тым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклоне­нием в смысле ч. З ст. 107 Конституции. По данному основанию Прези­дент возвращал в палаты ряд актов.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу; наде­лен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Кон­ституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Для определения порядка реализации права законодательной ини­циативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Россий­ской Федерации в законотворческом процессе (с изменениями и допол­нениями, внесенными Указами Президента от 15 мая и 6 октября 1997 г.)[1] В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных пред­ставителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработ­ке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Госу­дарственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им феде­ральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и пр.

Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации, Положение о котором утверждено Указом от 31 декабря 1996 г.

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполни­тельной власти.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент «руководит деятельностью Совета Министров», не вос­принята в Конституции 1993 года. Однако специфика полномочий Пре­зидента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий тако­вы, что делают неизбежными достаточно активные каналы Влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательство­вать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Консти­туцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь из­бранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными консти­туционными законами, федеральными законами руководит деятель­ностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих во­просами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Пра­вительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Сове­та Безопасности.

В соответствии с ч. 1ст. 112 Конституции Председатель Правитель­ства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их переч­не. Длительное время в советской России перечень министерств и госу­дарственных комитетов закреплялся непосредственно в Конституции РСФСР. Затем он был из Конституции устранен и закреплялся в Зако­не РСФСР О Совете Министров РСФСР». В настоящее время зако­нодательно перечень исполнительных федеральных органов не уста­навливается. Их система определяется Президентом. Так, Указом от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами от 22 августа и 6 сентября 1996 г.) установлено, что в эту систему входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, фе­деральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента.

Федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены настоя­щим Указом.

Президент определяет не только систему, но и структуру федераль­ных органов исполнительной власти, т.е. устанавливает конкретный их перечень. Эта структура была утверждена Указом от 14 августа 1996 г. Согласно Указу от 9 июля 1997 г. во исполнение Указа от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры федеральных органов испол­нительной власти», эта структура изложена в новой редакции.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации назначает на должность и осво­бождает от должности своих полномочных представителей в Федеральных округах РФ.

В составе Администрации Президента имеется Территориальное управление Президента, которое обеспечивает его взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; сбор и обработку поступающей из регионов информации, чтобы подготовить информационно-аналитические обзо­ры и доклады об общественно-политической ситуации в стране для представления их Президенту и руководству Администрации.

Институт полномочных представителей и Территориальное управ­ление создают условия для реализации полномочий и функций главы государства в масштабах всей страны, координации деятельности всех звеньев системы государственной власти.

Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные направления, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры Российской Федерации; подписывает ратификацион­ные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредиту­емых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствую­щими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Рос­сийской Федерации.

Президент Российской федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации; является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами России; назначает и освобождает высшее коман­дование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; фор­мирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, ста­тус которого определяется федеральным законом.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обес­печения защищенности жизненно, важных интересов личности, обще­ства и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подраз­делением Администрации Президента и имеет статус главного управ­ления Президента.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредст­венной угрозы, агрессии, Президенту, предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции). С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции).

Президент обладает и иными полномочиями, вытекающие из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся реше­ние вопросов гражданства, предоставления политического убежища;

награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специ­альных званий; осуществление помилования.

Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 1 июня 1995 г.) утверждено Положение о государственных наградах Россий­ской Федерации.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации;

Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении, ими; вручает награды; образует Службу государствен­ных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Россий­ской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства;

Учреждены следующиё государственные награды Российской Фе­дерации: звание Героя Российской Федерации; ордена - «За заслуги перед Отечеством»; «Жукова»; «Мужества»; «За военные заслуги»; «Почета»; «Дружбы»; медали - ордена «За заслуги перед Отечеством; «За отвагу»; «Защитнику свободной России»; «За спасение погибавших»; "Суворова"; «Ушакова»; «Нестерова»; «За отличие в охране государственной границы»; «За отличие в охране общественного порядка»; юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; медаль «Жукова»; знак отличия «За безупречную службу».

В названном выше Положении изложены статуты орденов и поло­жения о медалях, знаке отличия и их описание.

В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, на­граждение, которое производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и утверждены Положения о почетных званиях, а распоряжением Президента от 3 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почет­ным званиям Российской Федерации.

Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. «в» ст. 84). По Конституции 1978 года это полномочие было закреплено за законодательными органами. Вер­ховный Совет объявлял всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов, или по требованию не менее чем одного миллиона граждан, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации.

Президент как отмечалось выше, назначает референдум в соответ­ствии с федеральным конституционным законом, устанавливающим кру г субъектов, по инициативе которых Президент может назначить референдум, и порядок назначения. Президент не отнесен законом к Числу субъектов, могущих инициировать назначение референдума. Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет

правотворческую деятельность, Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны про­тиворечить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это озна­чает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула «не должны противоречить Конституции и феде­ральным законам отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации;

2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие указов Конституции и федеральным законам может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;

3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регули­ровании по вопросам, требующим законодательного решения, при усло­вии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до приня­тия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти Российской Федерации и подтвержден одном из последующих постановлений Кон­ституционного Суда.

Примером указа такого рода является Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса.

Издание указов и распоряжений — основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституцион­ном Суде.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих Государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным яв­ляется опубликование в «Российской газете» и Собрании законода­тельства Российской Федерации. Порядок этого опубликования опре­деляется Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликова­ния и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на консти­туционном уровне (ст. 83, п. «и»). Ее статус, структура, задачи и орга­низация деятельности урегулированы, в Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом от 2 октяб­ря 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами от 15 апреля и 30 октября 1997, г.[2]

Администрация по своему правовому статусу является государст­венным органом, обеспечивающим деятельность Президента.

Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочии главы государства, связь Пре­зидента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Положение об Администрации Президента Российской Федерации определяет основные задачи и функции всех входящих в состав Адми­нистрации структурных подразделений.

Указами Президента утверждаются Положения о подчиненных ему непосредственно самостоятельных подразделениях Администрации Президента (Положение об Управлении протокола Президента; Поло­жение о Канцелярии Президента; Положение о службе безопасности Президента и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: