Основы конституционного права Японии




1. Общая характеристика Конституции Японии.

К Японии разрабатывалась японским правительством с привлечением американских специалистов из оккупационных войск. Вступила в законную силу 3 мая 1947 г. Она основывалась на принципах англосаксонского права, демократического подхода к процессам регулирования общественных отношений.

К Японии представляет собой небольшой документ, состоящий из 11 глав и 103 статей. Эти статьи регулируют все основные ценности Японии: статус Императора, правовой статус Парламента, выборности обеих палат, Кабинета, права и обязанности народа, отказ от войны. Также регламентируются деятельность судебной власти и местного самоуправления, распределение гос.финансов, принципы народного суверенитета.

Глава X К определяет К как Вер­ховный закон страны, в случае противоречия которому ника­кой гос.акт не имеет законной силы. Все публичные должностные лица обязаны уважать и охранять К. Заключенные Японией до­говоры и установленные нормы международного права долж­ны добросовестно соблюдаться.

К провозг­ласила принцип народного суверенитета (преамбула и ст. 1). В специаль­ном обращении к нации Император Хирохито заявил об отказе от концепции божественного происхождения и сверхъестест­венной основы своей суверенной власти, провозглашенных пре­дыдущей К.

К основным положениям К Японии относятся антимилитаристская деятельность и всемерный отказ от ведения военных действий. Согласно ст. 9 К «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров». Данная статья К ограничивает конституционные права государства на организацию сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил Японии. К запрещает и другие средства войны. Кроме того, этому государству нельзя повышать военный бюджет выше установленного уровня, т. е. не более 1 % госбюджета. В Японии разрешен только один род вооруженных сил – это Корпус гражданской обороны. Кроме того, согласно К в Японии в состав правительства имеют право входить только гражданские лица.

Действующая К содержит широкий перечень прав и свобод и их гарантий. Примечательно здесь, как и во многих других К нынешнего века, провозглашение экономических, социальных и культурных прав и свобод. При этом довольно широко используется характерный для англосаксонского права негативный способ конституционного гарантирования прав и свобод.

К не учредила спец.органа конститу­ционного контроля, возложив эту функцию на Верховный суд.

Изменению К посвящена ее гл. IX, состоящая только из одной ст. 96, которая предусматривает довольно жесткий порядок принятия поправок. Это возможно только по инициативе Парламента в отличие от прежней К, которая предусматривала внесение поправок только по воле Императора. Поправки требуют согласия не менее 2/3 обще­го числа членов обеих палат Парламента. После этого поправ­ки должны быть переданы для утверждения на специальном референдуме или выборах, проводимых в соответствии с ре­шением Парламента. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших. После заверше­ния одной из указанных процедур по утверждению изменениеК считается состоявшимся, а Император обязан отимени народа промульгировать поправки, которые становят­ся неотъемлемой частью К.

До сих пор К ни разу не была изменена. Мож­но, однако, на основании текста части второй ст. 96 предполо­жить, что порядок внесения поправок имеется в виду такой же, как в К США: они будут не инкорпорироваться в текст К, а дополнять его.

 

2. Правовое положение монарха Японии.

Раньше формально Император обладал почти неограниченными правами. Однако, как это часто бывает в абсолютных и дуалисти­ческих монархиях (а Япония по К 1889 г. была имен­но дуалистической монархией), за спиной Императора несколь­ко человек фактически руководили государством. Это так на­зываемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Им­ператором главным образом из числа высшей бюрократии. Влияние военных привело к тому, что милитаристские круги ввергли Японию во Вторую мировую войну.

Сегодня Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отда­ется старшему сыну Императора. Лица женского пола насле­довать трон не могут. Царствование каждого Императора про­возглашается определенной "эрой", в соответствии с которой ведется официальное летосчисление. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

По К (ст. 1) Император является символом го­сударства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Согласно ст. 3 и 4 К Император не наделен пол­номочиями, связанными с осуществлением госвласти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность, к таким действиям относятся:

— промульгацию поправок к К, законов, пра­вительственных указов и договоров;

— созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

— подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок госминистров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

— подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

— пожалование наград;

— подтверждение в соответствии с законом ратификаци­онных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

— осуществление церемониала.

По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного су­дью Верховного суда (ст. 6).

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов император­ской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-пред­седателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского дво­ра, действующее при канцелярии Премьер-министра. Началь­ник управления назначается П-М с согласия Императора и руководит работой персонала, численность ко­торого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, вли­яние на формирование правительства, верховное главноко­мандование вооруженными силами. В повседневной жизни выполняет церемони­альные функции внешнеполит.характера. Монарх также присутствует на различных нац.праздниках и официальных торжествах, часто посещает объекты соц.обеспечения, промпредприя­тия, научные центры, худвыставки и благотво­рительные мероприятия.

Жизнь Императора и его семьи окутана таинствен­ностью. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определен­ных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.

3. Парламент Японии.

Япония - страна с представительной демократией. Выборы проходят с соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Право голоса имеют все граждане Японии старше 20 лет. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет; для депутатов Палаты советников— 35 лет.

Выборы проходят в избирательных округах (больших и малых). Большие являются многомандатными, в которых избираются депутаты в Парламент в рамках пропорциональной системы, по так называемым партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2 %. Малые округа являются одномандатными, где избираются депутаты Парламента и местные советы по мажоритарной системе. Выборы должны состояться через 30 дней, после их объявления. Продолжительность парламентской избирательной кампании — 17 дней.

Высший орган власти в Японии - Парламент — «ГосСовет ». Он является выразителем воли яп.народа, носителя госсуверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства.

Яп.парламент является двухпалатным: из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, вторая из 242 депутатов, избираемых на 6 лет, причем каждые три года палата обновля­ется наполовину.

Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты 2/3 голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству.

Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии Императора. бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена по совместному решению обеих Палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требованию четверти депутатов какой-либо из Палат. Чрезвычайные сессии имеют место в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят по 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату.

Палата представителей может быть распущена по решению П-М страны в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуску не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут потерять силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранной Палаты представителей.

Кворум для заседаний палаты составляет 1/3 общего чис­ла ее членов. Кроме оговоренных в К случаев, ре­шения палаты принимаются большинством присутствующих ее членов, а при равенстве голосов решает голос председатель­ствующего. По требованию не менее 1/5 присутствующих чле­нов палаты проводится поименное голосование с указанием в протоколе заседания, как проголосовал каждый из парламен­тариев. Используются три формы голосования:

—вставанием;

—бюллетенями — тайное, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета, голосуя "за", или голубого — "против", или поименное, когда голосующие при­крепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией;

—"невозражением", когда председатель спра­шивает парламентариев, кто из них возражает против пред­лагаемого решения. Если таковых нет, решение принимается, если есть — прибегают к др.форме голосования. По сути = принятие решения консенсусом.

Заседания — открытые, но по решению не менее 2/3 при­сутствующих членов палаты она может провести закрытое за­седание.

Парламент обладает широкими полномочиями и функциями, имеет право применить меры парламентской ответственности к членам Правительства и Кабинету министров. Парламент может выразить недоверие Правительству и отклонить проект закона, предложенный Кабинетом министров. Кроме этого, Парламент обладает организационно-судебной функцией относительно судей, т. е. может смещать судей, выражать им недоверие и др.

Организация палат. Каждая самостоятельно избирает председателя и других своих должностных лиц, уста­навливает свои правила заседаний, процедуры внутренней дис­циплины, за нарушение которой может наказывать своих чле­нов, однако для исключения их из состава палаты требуется ре­шение большинством 2/3 присутствующих (ст. 58 Конституции). По сложившейся традиции вице-председателями палат изби­раются представители оппозиционных партий.

председатель палаты и вице-председатель: выбираются консенсусом, при вступлении в должность обязаны выйти из партии и хотя бы фор­мально обрести статус "надпартийности". Кроме того, председатель не участвует в голосовании своей палаты. В Палате советников он к тому же не принимает участия в выборах парламентских должностных лиц и Премьер-министра, за исключением случая, когда голоса разделились поровну. Следовательно, по неписаным законам председатель выполняет многочисленные деликатные функции по посредничеству между правящим и оппозиционным блоками в период парламентских неурядиц, а также между палатой и правительством в случае разногласий по важным вопросам. Высоко ценится как правительством, так и оппозицией способность председателя взять на себя ответственность за какие-либо негативные последствия и спасти ситуацию.

Каждая палата формирует два вида комиссий — постоян­ные и специальные. Большинство постоянных комиссий непоср.связаны с работой соотв. министерств. В нижней палате постоянные комиссии всегда имеют больше членов по сравнению с аналогичной комиссией верхней палаты. Специальные комиссии не имеют партнеров в лице соответ­ствующих ведомств и действуют в течение одной парламентской сессии. Они имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции.

Статус парламентариев. Обладают иммунитетом и индемнитетом. Но в отличие от других стран депутатская неприкосновенность имеет срок действия только на период депутатской сессии. Никто не может быть од­новременно членом обеих палат Парламента. Ежегодно парла­ментарии получают вознаграждение из государственной каз­ны. Каждый член Парламента имеет право нанимать двух по­мощников, ему предоставляется специально оборудованный ра­бочий кабинет. Депутатские группы имеют возможность пользо­ваться услугами исследовательских и справочных служб. Парламентарии объединяются в партийные фракции.

Контрольные процедуры. Обычная форма парла­ментского контроля в Японии — общая дискуссия по по­литике правительства, проводимая в начале каждой сессии по докладу П-М об общей политике правитель­ства. Обсуждаются также сопровождающие этот доклад выс­тупления министра иностранных дел и министра финансов.

Кроме того, обе палаты согласно ст. 62 К впра­ве производить парламентские расследования по вопросам государственного управления и могут при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов, позволяющих проконтролировать законность и последователь­ность тех или иных процедур, разработки документов или принятия решений.

Результатом парламентского контроля может стать резо­люция недоверия Кабинету министров, выдвигаемая по ини­циативе парламентариев, а также отклонение вносимой П-М резолюции о доверии правительству. В слу­чае принятия Палатой представителей резолюции недоверия или отклонения правительственного проекта резолюции дове­рия. Кабинет министров должен выйти в отставку в полном составе, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена (ст. 69 К).

Вспомогательные парламентские органы: исследовательская и спра­вочная службы парламентской библиотеки, секрета­риаты палат, комиссий, законодательные бюро. Некоторые вспомогательные функции выполняют помощники парламентариев.

Процесс принятия законов в Парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из Палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, в которых привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеющих более глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают председателю другой палаты. В этой палате законопроект проходит те же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих Палат. Если утвержденный Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается главами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения.

 

4. Кабинет Министров Японии.

наделен исполнительной властью. В него входят Премьер-министр и госминистры по отраслям. Правительство Японии должно состоять из большинства госминистров – членов парламента. Правительство возглавляет лидер правящей партии. Кабинет министров несет ответственность перед Парламентом как в общем плане, так и по отраслям.

Компетенция. В К посвящена всего одна статья. Наряду с др.общими функциями управления - следующие обязанности:

— добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

— руководство внешней политикой;

— заключение договоров, для чего требуется предваритель­ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре­ние Парламента;

— организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;

— составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

— издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений К и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука­зами только с разрешения соответствующего закона;

— принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг­чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо­чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Правительствен­ные указы, как и законы, подписываются компетентными го­сударственными министрами и контрасигнуются П-М. Кабинет министров в лице П-М обладает правом законодательной инициативы.

Кандидатуру П-М выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. Избранный кандидат назначается Императором на должность П-М, и по его указанию Император назначает других министров (каж­дая внутрипартийная группировка представляет главе Каби­нета список кандидатур). П-М по своему усмотрению может освобождать гос.министров от должности.

Кабинет при осуществлении исп.власти несет коллективную ответственность перед Парламентом. Поэтому в случае отставки П-М или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового П-М. Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов, но только с согласия на то П-М.

П-М руководит работой Кабинета ми­нистров, координирует функции остальных членов правитель­ства и направляет их деятельность. К предоставля­ет ему особые полномочия и отводит более половины содер­жания главы о правительстве.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием.

Во главе каждого министерства находятся министри два его зама — парламентский (член Парламента, уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чи­новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре­емственность политики и руководства). Министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини­стра — профессиональный чиновник со специальным образо­ванием.

Внутр.организация министерств: бюро (ди­ректораты), подразделяемые на секции. При наиболее важ­ных министерствах создаются административные и консультативные комиссии для изучения, разработ­ки назревающих проблем и информирования правительства. Играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

При Ка­бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет нацоборо­ны, а также канцелярия П-М, по правам при­равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ­нейших вопросов госдеятельности.

Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие — административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23).

 

5. Судебная система в Японии.

К Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учрежде­ны законом. Принципы:

· осуществления правосудия только судом - означал упразднение произвола тех админ.трибуналов, которые действовали в этой стране вплоть до конца войны.

· судьи независимы и связаны только К и законами; они действуют, следуя голосу своей совести + принцип несменяемости, согласно которому судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су­дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Админ.органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска­ния. Сюда же - размер вознаграждения судей не может быть уменьшенв период их пребывания в должности.

· Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

· публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд едино­гласно решает, что гласность представляет опасность для пуб­личного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях.

Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби­нетом. Это суд высшей инстанции, который полно­мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав­ный судья Верховного суда назначается Императором по пред­ставлению Кабинета. Особенность статуса членов ВС Японии = пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно.

Наиболее распространенный способ прекращения полно­мочий, предусмотренный для членов ВС К и Законом о ВС, — уход в отставку по достижении 70-летнего возраста.

Компетенция ВС - сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции — остальные уголовные и гражданские дела.

ВС осуществляет определенные полно­мочия судебного управления. Важная админ.роль у генеральный секретариат ВС.

Решения, касающиеся принципиальных положений руко­водящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов ВС и других высших судов Японии.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в соста­ве отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. О конст-ти любого закона, указа, постановления или административного акта - принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.

Все судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров из списка лиц, предложен­ных ВС и занимают свою долж­ность в течение 10 лет, могут быть затем назначены вторично. При достижении возраста, уст.законом, они выходят в отставку.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) суть суды первой инстанции по делам о госизмене и дру­гим преступлениям против государства, а также апелляцион­ной инстанции по гражд.и уг.делам, рассмот­ренным нижестоящими судами. Дела рассм-ся колле­гией из трех судей, коллегия из пяти судей рассматривает дела о некоторых госпреступлениях.

Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражд.и уг.дел, являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.

Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их от­делениях. Они выполняют примирительные функции и выно­сят решения по делам, связанным с семейным правом, спора­ми о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступ­ления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражд.дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уг.дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юр.образование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: