1. Общая характеристика Конституции Японии.
К Японии разрабатывалась японским правительством с привлечением американских специалистов из оккупационных войск. Вступила в законную силу 3 мая 1947 г. Она основывалась на принципах англосаксонского права, демократического подхода к процессам регулирования общественных отношений.
К Японии представляет собой небольшой документ, состоящий из 11 глав и 103 статей. Эти статьи регулируют все основные ценности Японии: статус Императора, правовой статус Парламента, выборности обеих палат, Кабинета, права и обязанности народа, отказ от войны. Также регламентируются деятельность судебной власти и местного самоуправления, распределение гос.финансов, принципы народного суверенитета.
Глава X К определяет К как Верховный закон страны, в случае противоречия которому никакой гос.акт не имеет законной силы. Все публичные должностные лица обязаны уважать и охранять К. Заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться.
К провозгласила принцип народного суверенитета (преамбула и ст. 1). В специальном обращении к нации Император Хирохито заявил об отказе от концепции божественного происхождения и сверхъестественной основы своей суверенной власти, провозглашенных предыдущей К.
К основным положениям К Японии относятся антимилитаристская деятельность и всемерный отказ от ведения военных действий. Согласно ст. 9 К «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров». Данная статья К ограничивает конституционные права государства на организацию сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил Японии. К запрещает и другие средства войны. Кроме того, этому государству нельзя повышать военный бюджет выше установленного уровня, т. е. не более 1 % госбюджета. В Японии разрешен только один род вооруженных сил – это Корпус гражданской обороны. Кроме того, согласно К в Японии в состав правительства имеют право входить только гражданские лица.
Действующая К содержит широкий перечень прав и свобод и их гарантий. Примечательно здесь, как и во многих других К нынешнего века, провозглашение экономических, социальных и культурных прав и свобод. При этом довольно широко используется характерный для англосаксонского права негативный способ конституционного гарантирования прав и свобод.
К не учредила спец.органа конституционного контроля, возложив эту функцию на Верховный суд.
Изменению К посвящена ее гл. IX, состоящая только из одной ст. 96, которая предусматривает довольно жесткий порядок принятия поправок. Это возможно только по инициативе Парламента в отличие от прежней К, которая предусматривала внесение поправок только по воле Императора. Поправки требуют согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на специальном референдуме или выборах, проводимых в соответствии с решением Парламента. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших. После завершения одной из указанных процедур по утверждению изменениеК считается состоявшимся, а Император обязан отимени народа промульгировать поправки, которые становятся неотъемлемой частью К.
До сих пор К ни разу не была изменена. Можно, однако, на основании текста части второй ст. 96 предположить, что порядок внесения поправок имеется в виду такой же, как в К США: они будут не инкорпорироваться в текст К, а дополнять его.
2. Правовое положение монарха Японии.
Раньше формально Император обладал почти неограниченными правами. Однако, как это часто бывает в абсолютных и дуалистических монархиях (а Япония по К 1889 г. была именно дуалистической монархией), за спиной Императора несколько человек фактически руководили государством. Это так называемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Императором главным образом из числа высшей бюрократии. Влияние военных привело к тому, что милитаристские круги ввергли Японию во Вторую мировую войну.
Сегодня Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого Императора провозглашается определенной "эрой", в соответствии с которой ведется официальное летосчисление. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.
По К (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.
Согласно ст. 3 и 4 К Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением госвласти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность, к таким действиям относятся:
— промульгацию поправок к К, законов, правительственных указов и договоров;
— созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;
— подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок госминистров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;
— подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;
— пожалование наград;
— подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;
— осуществление церемониала.
По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6).
В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.
Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается П-М с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.
На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами. В повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполит.характера. Монарх также присутствует на различных нац.праздниках и официальных торжествах, часто посещает объекты соц.обеспечения, промпредприятия, научные центры, худвыставки и благотворительные мероприятия.
Жизнь Императора и его семьи окутана таинственностью. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.
3. Парламент Японии.
Япония - страна с представительной демократией. Выборы проходят с соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Право голоса имеют все граждане Японии старше 20 лет. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет; для депутатов Палаты советников— 35 лет.
Выборы проходят в избирательных округах (больших и малых). Большие являются многомандатными, в которых избираются депутаты в Парламент в рамках пропорциональной системы, по так называемым партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2 %. Малые округа являются одномандатными, где избираются депутаты Парламента и местные советы по мажоритарной системе. Выборы должны состояться через 30 дней, после их объявления. Продолжительность парламентской избирательной кампании — 17 дней.
Высший орган власти в Японии - Парламент — «ГосСовет ». Он является выразителем воли яп.народа, носителя госсуверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства.
Яп.парламент является двухпалатным: из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, вторая из 242 депутатов, избираемых на 6 лет, причем каждые три года палата обновляется наполовину.
Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты 2/3 голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству.
Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии Императора. бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена по совместному решению обеих Палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требованию четверти депутатов какой-либо из Палат. Чрезвычайные сессии имеют место в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят по 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату.
Палата представителей может быть распущена по решению П-М страны в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуску не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут потерять силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранной Палаты представителей.
Кворум для заседаний палаты составляет 1/3 общего числа ее членов. Кроме оговоренных в К случаев, решения палаты принимаются большинством присутствующих ее членов, а при равенстве голосов решает голос председательствующего. По требованию не менее 1/5 присутствующих членов палаты проводится поименное голосование с указанием в протоколе заседания, как проголосовал каждый из парламентариев. Используются три формы голосования:
—вставанием;
—бюллетенями — тайное, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета, голосуя "за", или голубого — "против", или поименное, когда голосующие прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией;
—"невозражением", когда председатель спрашивает парламентариев, кто из них возражает против предлагаемого решения. Если таковых нет, решение принимается, если есть — прибегают к др.форме голосования. По сути = принятие решения консенсусом.
Заседания — открытые, но по решению не менее 2/3 присутствующих членов палаты она может провести закрытое заседание.
Парламент обладает широкими полномочиями и функциями, имеет право применить меры парламентской ответственности к членам Правительства и Кабинету министров. Парламент может выразить недоверие Правительству и отклонить проект закона, предложенный Кабинетом министров. Кроме этого, Парламент обладает организационно-судебной функцией относительно судей, т. е. может смещать судей, выражать им недоверие и др.
Организация палат. Каждая самостоятельно избирает председателя и других своих должностных лиц, устанавливает свои правила заседаний, процедуры внутренней дисциплины, за нарушение которой может наказывать своих членов, однако для исключения их из состава палаты требуется решение большинством 2/3 присутствующих (ст. 58 Конституции). По сложившейся традиции вице-председателями палат избираются представители оппозиционных партий.
председатель палаты и вице-председатель: выбираются консенсусом, при вступлении в должность обязаны выйти из партии и хотя бы формально обрести статус "надпартийности". Кроме того, председатель не участвует в голосовании своей палаты. В Палате советников он к тому же не принимает участия в выборах парламентских должностных лиц и Премьер-министра, за исключением случая, когда голоса разделились поровну. Следовательно, по неписаным законам председатель выполняет многочисленные деликатные функции по посредничеству между правящим и оппозиционным блоками в период парламентских неурядиц, а также между палатой и правительством в случае разногласий по важным вопросам. Высоко ценится как правительством, так и оппозицией способность председателя взять на себя ответственность за какие-либо негативные последствия и спасти ситуацию.
Каждая палата формирует два вида комиссий — постоянные и специальные. Большинство постоянных комиссий непоср.связаны с работой соотв. министерств. В нижней палате постоянные комиссии всегда имеют больше членов по сравнению с аналогичной комиссией верхней палаты. Специальные комиссии не имеют партнеров в лице соответствующих ведомств и действуют в течение одной парламентской сессии. Они имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции.
Статус парламентариев. Обладают иммунитетом и индемнитетом. Но в отличие от других стран депутатская неприкосновенность имеет срок действия только на период депутатской сессии. Никто не может быть одновременно членом обеих палат Парламента. Ежегодно парламентарии получают вознаграждение из государственной казны. Каждый член Парламента имеет право нанимать двух помощников, ему предоставляется специально оборудованный рабочий кабинет. Депутатские группы имеют возможность пользоваться услугами исследовательских и справочных служб. Парламентарии объединяются в партийные фракции.
Контрольные процедуры. Обычная форма парламентского контроля в Японии — общая дискуссия по политике правительства, проводимая в начале каждой сессии по докладу П-М об общей политике правительства. Обсуждаются также сопровождающие этот доклад выступления министра иностранных дел и министра финансов.
Кроме того, обе палаты согласно ст. 62 К вправе производить парламентские расследования по вопросам государственного управления и могут при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов, позволяющих проконтролировать законность и последовательность тех или иных процедур, разработки документов или принятия решений.
Результатом парламентского контроля может стать резолюция недоверия Кабинету министров, выдвигаемая по инициативе парламентариев, а также отклонение вносимой П-М резолюции о доверии правительству. В случае принятия Палатой представителей резолюции недоверия или отклонения правительственного проекта резолюции доверия. Кабинет министров должен выйти в отставку в полном составе, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена (ст. 69 К).
Вспомогательные парламентские органы: исследовательская и справочная службы парламентской библиотеки, секретариаты палат, комиссий, законодательные бюро. Некоторые вспомогательные функции выполняют помощники парламентариев.
Процесс принятия законов в Парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из Палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, в которых привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеющих более глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают председателю другой палаты. В этой палате законопроект проходит те же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих Палат. Если утвержденный Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается главами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения.
4. Кабинет Министров Японии.
наделен исполнительной властью. В него входят Премьер-министр и госминистры по отраслям. Правительство Японии должно состоять из большинства госминистров – членов парламента. Правительство возглавляет лидер правящей партии. Кабинет министров несет ответственность перед Парламентом как в общем плане, так и по отраслям.
Компетенция. В К посвящена всего одна статья. Наряду с др.общими функциями управления - следующие обязанности:
— добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
— руководство внешней политикой;
— заключение договоров, для чего требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;
— организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;
— составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;
— издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений К и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными указами только с разрешения соответствующего закона;
— принятие решений об общих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).
В отличие от других государств значительными полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и контрасигнуются П-М. Кабинет министров в лице П-М обладает правом законодательной инициативы.
Кандидатуру П-М выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. Избранный кандидат назначается Императором на должность П-М, и по его указанию Император назначает других министров (каждая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). П-М по своему усмотрению может освобождать гос.министров от должности.
Кабинет при осуществлении исп.власти несет коллективную ответственность перед Парламентом. Поэтому в случае отставки П-М или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового П-М. Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов, но только с согласия на то П-М.
П-М руководит работой Кабинета министров, координирует функции остальных членов правительства и направляет их деятельность. К предоставляет ему особые полномочия и отводит более половины содержания главы о правительстве.
Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием.
Во главе каждого министерства находятся министри два его зама — парламентский (член Парламента, уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чиновничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют преемственность политики и руководства). Министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель министра — профессиональный чиновник со специальным образованием.
Внутр.организация министерств: бюро (директораты), подразделяемые на секции. При наиболее важных министерствах создаются административные и консультативные комиссии для изучения, разработки назревающих проблем и информирования правительства. Играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.
При Кабинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет нацобороны, а также канцелярия П-М, по правам приравненная к министерству. Они занимаются подготовкой важнейших вопросов госдеятельности.
Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие — административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23).
5. Судебная система в Японии.
К Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учреждены законом. Принципы:
· осуществления правосудия только судом - означал упразднение произвола тех админ.трибуналов, которые действовали в этой стране вплоть до конца войны.
· судьи независимы и связаны только К и законами; они действуют, следуя голосу своей совести + принцип несменяемости, согласно которому судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Админ.органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания. Сюда же - размер вознаграждения судей не может быть уменьшенв период их пребывания в должности.
· Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.
· публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях.
Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом. Это суд высшей инстанции, который полномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета. Особенность статуса членов ВС Японии = пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно.
Наиболее распространенный способ прекращения полномочий, предусмотренный для членов ВС К и Законом о ВС, — уход в отставку по достижении 70-летнего возраста.
Компетенция ВС - сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.
Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции — остальные уголовные и гражданские дела.
ВС осуществляет определенные полномочия судебного управления. Важная админ.роль у генеральный секретариат ВС.
Решения, касающиеся принципиальных положений руководящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов ВС и других высших судов Японии.
Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. О конст-ти любого закона, указа, постановления или административного акта - принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.
Все судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров из списка лиц, предложенных ВС и занимают свою должность в течение 10 лет, могут быть затем назначены вторично. При достижении возраста, уст.законом, они выходят в отставку.
Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) суть суды первой инстанции по делам о госизмене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанции по гражд.и уг.делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассм-ся коллегией из трех судей, коллегия из пяти судей рассматривает дела о некоторых госпреступлениях.
Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражд.и уг.дел, являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.
Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют примирительные функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).
Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражд.дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уг.дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юр.образование.