Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в.




 

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).

Сентиментализм зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театральное искусство, оказав влияние на возникновение жанров «слёзной комедии», «мещанской драмы».

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера («Последняя уловка любви», 1696; «Беззаботный супруг», 1704 и др.), Джозефа Аддисона («Безбожник», 1714; «Барабанщик», 1715), Ричарда Стила («Похороны, или Модная печаль», 1701; «Любовник-лжец», 1703; «Совестливые влюбленные», 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш («Женатый философ», 1727; «Гордец», 1732; «Расточитель», 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе («Меланида», 1741; «Школа матерей», 1744; «Гувернантка», 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво («Игра любви и случая», 1730; «Торжество любви», 1732; «Наследство», 1736; «Чистосердечные», 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики. [30]

Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло, Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла; Э.Мур, Игрок); Франции (Д.Дидро, «Побочный сын, или Испытание добродетели»; М.Седен, «Философ, сам того не зная»); Германии (Г.Э.Лессинг,» Мисс Сара Сампсон», «Эмилия Галотти»). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера («Разбойники», 1780; «Коварство и любовь», 1784).

Представители сентиментализма выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рациональными канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. Сентиментализм значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семейных сюжетов, любовных изображений природы, стремление максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия.


В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передаёт оттенки живой разговорной речи. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии), появляются сельские виды, уединённые хижины.

Общественное содержание сентиментализма неоднородно. Наряду с демократическим искусством, направленным против существующей действительности, утверждение нового героя – защитника интересов третьего сословия было тенденцией к идеализации примирения социальных противоречий.

Наиболее полное выражение сентиментализм получил во Франции, стоявшей на пороге буржуазной революции конца XVIII в. Элементы сентиментализма проявились уже в «слёзных комедиях» П. Лашоссе. Глава французских идей сентиментализма – Ж.Ж. Руссо – родоначальник «руссоизма», выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетические взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Театральная теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С. Мерсье, создавшем на современном и историческом материале яркие образцы социальной драмы, проникнутые чувствительностью («Дезертир», 1771; «Неимущий», «Жан Анньюе»,1772). Элементы сентиментального направления заметны в драматургии П. Бомарше, а также в мелодрамах революционных лет.

В феодальной Германии сентиментализм был проникнут против сословных слоёв. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость положительных идеалов немецких сентименталистов, трагическое разрешение конфликта между могучей личностью, рвущейся к свободе и убогой действительностью. Особенно ярко новое течение проявилось в деятельности драматургов Ф. М. Клингера («Близнецы»,1776; «Буря и натиск»,1777), Я.Ленца («Солдаты»,1776; «Гувернёр»,1778). Манифестом немецкого театрального сентиментализма стал трактат Ленца «Замечания о театре», написанный под влиянием трактата Мерсье.

Отказ от рационалистического метода, от классицизма, дал возможность актёрам 2-оё половины углубленно раскрывать мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало утверждению сентиментальных тенденций и в различной степени проявилось в деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гарик возродил на английской сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Шрёдер обратился к драматургии «Бури и натиска» и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу немецкого театра. Влияние сентиментализма испытало даже искусство французских актёров, тесно связанное с поэтикой классицизма.[31]

В России развитие сентиментализма в конце XVIII – начале XIX в. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В русской сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнические мотивы, тема, обличающая городскую цивилизацию, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты.

В драматургии сентиментализм проявился в творчестве Н Ильина («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие или рекрутский набор»,1802), В. М. Фёдорова («Лиза или следствие гордости и обольщения,1803), Ф.Ф. Иванова («Награждённая добродетель или женщина каких мало»,1806).


Заключение

Итак, сентиментализм можно определить как тенденцию к мысли, направленную на выявление и усиление эмоциональной стороны художественного образа, непосредственно воздействующего на чувства человека. Формирование этого течения происходило в сложной общественной обстановке, многие исторические события повлияли на распространение сентиментализма в Европе и России

В литературе сентиментализма авторы поставили в центр внимания человека во всей неповторимости его духовной жизни и психологических переживаний. Они утвердили ценность человеческой личности вне зависимости от её общественного положения, во всеуслышание, заявив, что добродетели и благородные чувства свойственны беднякам едва ли не в большей степени, чем богачам. Сентиментализм заставлял видеть в крестьянине человека, воспитывал гуманность, противостоял против несправедливости и зла если сентиментальную прозу можно упрекнуть в недостаточно острой критике виновников зла, то её глубокое сочувствие к жертвам этого зла не оставляет сомнения.

Сентиментализм в русской литературе – явление, отражающее определённую стадию культурного развития, явление, которое невозможно рассматривать вне европейского контекста. Вместе с тем эстетические и нравственные принципы, утверждавшиеся новым направлением, органично соединились с отечественными традициями и русским классицизмом, хотя предпосылки для распространения сентиментализма в России были несколько другими, чем в Европе.

Идеалы сентиментализма были выражены практически во всех сферах искусства XVIII в., наиболее полно – в архитектуре, живописи, театре. В этот период было созданы выдающиеся памятники русского искусства. Сентиментализм оказал непосредственное влияние на новые направления в XIX в., в частности, на возникновение романтизма.

Вместе с тем, становление сентиментализма в культуре эпохи Просвещения проходило под влиянием третьего сословия, которое стремилось к тому, чтобы в обществе уделялось внимание душевному миру человека, его чувствам и эмоциям, независимо от его сословной принадлежности. Представители этого сословия стремились доказать, что, социальные условия не налагают никакого отпечатка на личность, мировоззрение и образ мышления человека. Таким образом, появление нового течения в искусстве наиболее полно отражало социальные взгляды этого периода и в конце XVIII в сентиментализм восторжествовал во всех странах Европы и в России, что оказало важное влияние на дальнейшее развитие искусства XIX в.,




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: