Законодательный процесс и его стадии.




Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представ­ляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Рос­сийской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная ини­циатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий име­нуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 105 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави­тельству Российской Федерации, законодательным (представитель­ным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадле­жит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верхов­ному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу вхо­дят те из них, которые пользуются правом законодательной инициати­вы лишь по вопросам их ведения.

Статья 104 Конституции устанавливает, что законопроекты вносят­ся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государствен­ных займов, об изменении финансовых обязательств государства, дру­гие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заклю­чения Правительства Российской Федерации.

Законопроекты, исходящие из государственных органов, общест­венных объединений, граждан, не обладающих правом законодатель­ной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъек­тами права законодательной инициативы.

Согласно Регламенту Государственной Думы, право законодатель­ной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов законов о поправках к Конституции Российской Феде­рации, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Рос­сийской Федерации законодательства Союза ССР; поправок к законо­проектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: пояс­нительная записка к. законопроекту, содержащая предмет законода­тельного регулирования и изложение концепции предлагаемого зако­нопроекта; текст законопроекта с указанием на титульном листе субъ­екта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; пере­чень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономичес­кое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которо­го потребует материальных затрат); заключение Правительства Рос­сийской Федерации (в случаях, определенных ст. 104 (ч. 3) Конститу­ции Российской Федерации).

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заключе­ния Правительства, внесение которых в соответствии со ст. 104 Консти­туции требует обязательного заключения Правительства Российской Федерации, могут направляться Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Вторая стадия законодательного процесса - предварительное рас­смотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Консти­туционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представле­ния отзывов, предложений и замечаний.

При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Го­сударственной Думы определяет из числа этих комитетов ответствен­ный комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Фе­дерации и ее субъектов направляются последним не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы для дачи предложений и замечаний (ст. 109 Регламента Государствен­ной Думы).

Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственно­го комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмот­рению Государственной Думой.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с действующим Законодательством и Регла­ментом Государственной Думы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответствен­ного комитета Государственной Думы направляются ее депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основ­ных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и со­доклада ответственного комитета Государственной Думы. При рас­смотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, пол­номочного представителя Президента Российской Федерации в Госу­дарственной Думе, полномочного представителя Правительства Рос­сийской Федерации в Государственной Думе, представителей законо­дательных (представительных) органов субъектов Российской Федера­ции, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Госу­дарственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение. Государственная Дума может принять решение о всенародном об­суждении законопроекта, принятого в первом чтении. Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по предметам совмест­ного ведения Российской Федерации и ее субъектов - в законодатель­ные (представительные) органы субъектов Федерации. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, счи­тается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Этот срок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — менее 30 дней. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федера­ции, законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Вер­ховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации могут вносить поправки к законопроекту по вопро­сам их ведения.

Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чте­нию, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заклю­чение.

Законопроект вместе с материалами к нему, включающими проект постановления Государственной Думы по законопроекту; таблицу по­правок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, а также таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению; таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений; текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выде­лением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении).

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект рассылается Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и депута­там Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. Совет Государственной Думы принимает решение о включении за­конопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рас­смотрения палатой вопросов во втором чтении и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Доклад­чик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, посту­пивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Го­сударственной Думе, представители инициатора законопроекта, полно­мочный представитель Правительства Российской Федерации в Госу­дарственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли воз­ражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его дора­ботке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возра­жения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предложение о приня­тии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во вто­ром чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложения о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голо­сов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть вклю­чен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета Государственной Думы. В этом случае Го­сударственная Дума принимает решение о доработке или об отклоне­нии законопроекта.

Голосование, по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении, может быть проведено по предложе­нию депутатов Государственной Думы только при наличии окончатель­ного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистичес­кая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый во втором чтении, законопроект направляется в ответст­венный комитет для устранения с участием Правового управления Ап­парата Государственной Думы/возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редак­ционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответст­венным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроек­та для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и воз­вращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, гла­вам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государствен­ной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обяза­тельному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Консти­туцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Феде­рации для подписания и обнародования.

Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Го­сударственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов на­правляется вместе с сопроводительными документами всем членам Со­вета Федерации.

Конституция (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся за­коны по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сбо­ров; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных дого­воров Российской Федерации; статуса и защиты государственной гра­ницы Российской Федерации; войны и мира.

Согласно ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Сове­том Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя определяют комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону.

В отношении принятого Государственной Думой федерального за­кона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федера­ции, в заключениях, по которому комитет предлагает одобрить феде­ральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласить­ся с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить реше­ние комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой.

Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о включение в повестку дня палаты рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Совета Федерации, если Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или оба члена Совета Федерации, представляющих один субъект Российской Федерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации, 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального за­кона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заклю­чения соответствующего комитета и проекта постановления, внесен­ного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании па­латы.

В случае если комитет Совета Федерации, ответственный за рас­смотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рас­смотрению Советом Федерации, в течение 14 дней со дня его поступле­ния в Совет Федерации не представил его Председателю заключения по федеральному закону, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя, принимает одно из следующих решений: включить в повестку дня заседания Совета Федерации вопрос о рассмотрении федерального закона, если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации 14-дневный срок рассмот­рения федерального закона Советом Федерации; направить федераль­ный закон Президенту Российской Федерации для подписания и обна­родования как считающийся одобренным Советом Федерации, по­скольку не был рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государствен­ной Думой закон. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального за­кона принимается большинством голосов от общего числа членов дан­ной палаты, а постановление об одобрении федерального конституци­онного закона — большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.

Федеральный закон считается также одобренным Советом Федера­ции, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч. 4 ст. 105 Конституции). Следует иметь в виду, что, согласно постановлению Конституцион­ного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. по делу о толко­вании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации рас­смотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 1бб Конституции Российской Федерации обяза­тельному рассмотрению в этой палате, должно начаться по ч. 4 ст. 105 не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.

Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмот­рение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало, необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей этого закона, по которым необходимо преодо­леть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласи­тельной комиссии.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой федерального закона по результа­там его рассмотрения в срок не более пяти дней направляется в Госу­дарственную Думу. В случае принятия Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и об­народования.

Особая стадия законодательного процесса — преодоление разногла­сий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направ­ляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет пала­ты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших раз­ногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять феде­ральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федера­ции, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной ко­миссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседа­нии палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большин­ством голосов от общего числа депутатов.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Сове­та Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соот­ветствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комис­сия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены из­менения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таб­лица, а также федеральный закон в редакции, предлагаемой согласи­тельной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Го­сударственной Думы вносятся сопредседателем согласительной комис­сии от Государственной Думы на рассмотрение Совета Государствен­ной Думы для определения даты повторного рассмотрения федераль­ного закона.

При повторном рассмотрении федерального закона Государст­венной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходя­щие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассмат­ривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять ре­шение о продлении срока работы согласительной комиссии либо от­казаться от участия в ее работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в ре­дакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, кото­рые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с Приложением необходимых мате­риалов.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклонен­ного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложе­ний согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на, голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Прези­денту Российской Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подпи­сание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации (ст. 107) Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опуб­ликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[2].

В соответствии с этим Федеральным законом на территории Рос­сийской Федерации применяются только те федеральные конституци­онные законы и федеральные законы, которые официально опублико­ваны. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой приня­тия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписа­ния Президентом Российской Федерации. Официальным опубликова­нием федерального конституционного и федерального закона считает­ся первая публикация его полного текста в, «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные и федеральные законы для официального опублико­вания направляются Президентом Российской Федерации.

Федеральные конституционные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если сами­ми законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является за­вершающей, если Президент Российской Федерации подписал закон. Однако если Президент Российской Федерации в течение, 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Феде­рации, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета, который рассматривают в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, при­нятого Государственной Думой.

По итогам рассмотрения принимается рекомендация: принять фе­деральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации; согласиться с предложением Президента о не целесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту, и при необходимости Совету Федерации, направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом, начи­нается с выступления представителя Президента Российской Федера­ции в Государственной Думе, затем излагается заключение ответствен­ного комитета и принимается постановление.

Если палата принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только представители фракций и депутатских групп. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации, или согласиться с мотивами решения Прези­дента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государ­ственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголо­совало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата может принять решение о продолжении работы, над рассматриваемым феде­ральным законом начиная с процедуры первого чтения законопроекта.

В случае принятия постановления Государственной Думы о созда­нии специальной комиссии федеральный закон передается этой комис­сии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение палаты федеральный закон в согласованной редакции. Федеральный закон считается принятым, еслиза него проголосовало большинство от обще­го числа депутатов Государственной Думы.

По предложению ответственного комитета на голосование палаты может быть поставлен вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федераль­ный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государ­ственной Думы в Совет Федерации.

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончатель­ной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом федера­ции или Президентом Российской Федерации, рассматриваются Госу­дарственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Кон­ституцией Российской Федерации, на той стадии законодательной про­цедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Госу­дарственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона Совет Федера­ции может не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Прези­дентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редак­ции; открыть обсуждение по заключению комитета по закону, откло­ненному Президентом и одобренному Государственной Думой при по­вторном рассмотрении, в ранее принятой редакции. По окончании об­суждения на голосование ставится вопрос об одобрении в ранее приня­той редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного в той же редакции Государственной Думой.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федеральный закон считается одобренным, если решение об этом было принято боль­шинством не менее чем две трети голосов от общего числа членов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении зако­на направляется Президенту Российской Федерации для подписания в течение семи дней и обнародования.

Определенной спецификой характеризуется принятие федераль­ных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конституции, феде­ральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конститу­ционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные за­коны право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания пла­нируется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: