Тема: «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Парные этюды на освоение словесного действия».
Цель: раскрытие, развитие и совершенствование актерских способностей.
Задачи:
Обучающие:
§ закреплять умение замечать изменения в поведении партнера и соответственно изменять свое поведение;
§ закреплять представление о том, что такое творческий полукруг, сценическая площадка, предлагаемые обстоятельства, действие, этюд.
Развивающие:
§ развивать многоплоскостное внимание, воображение.
Воспитательные:
§ воспитывать уважение друг к другу, трудолюбие и целеустремленность.
Здоровьесохраняющие:
§ профилактика сколиоза;
§ снятие хронического возбуждения;
§ укрепление дыхательного аппарата;
§ укрепление суставо–мышечной и опорно–двигательной системы.
План занятия:
1. Организационная часть (проверка присутствующих, объявление темы занятия, постановка цели и задач) – 2 мин.
2. Тренинг - 7 мин.
3. Упражнения на развитие внимания - 8 мин.
4. Упражнения во взаимодействии с партнерами - 25 мин.
5. Подведение итогов – 3 мин.
Тип занятия: закрепление знаний.
Оборудование: магнитофон, стулья, реквизит.
Литература:
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М., 1967.
- Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.
- Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. - М., 1992. Т. 1.
- Ильев В.А. Когда урок волнует – 2 –е изд., перераб. и доп. – П., 2004.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Проверка готовности и состава группы по журналу, отметка отсутствующих.
Сообщение темы и задач занятия.
- Сегодня на занятиия хочу посмотреть на сколько выумеете замечать изменения в поведении партнера и в соответствии с его изменениями менять свое поведение, а также на сколько вы хорошо умеете свободно действовать в предлагаемой обстановке.
II. Тренинг.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения выполняются сверху вниз, начиная с головы. Все общеразвивающих упражнения выполняются спокойно без резких движений. (голова, плечи, руки, туловище, ноги и стопы).
Дыхательная гимнастика.
- «Вдох - выдох» - глубокий вдох и медленный выдох.
- «Свеча» - глубокий вдох и резких выдох, как - будто тушим свечу.
- «Непослушная свеча» - глубокий вдох и два резких выдоха, как - будто тушим свечу, а она не гаснет.
- «Букет цветов» - вдыхаем глубоко аромат цветов на медленном выдохе произносим характерных звук - «а»
- «Воздушный шар» - дышим так, как – будто мы надуваем воздушный шарик.
(каждое упражнение повторяется несколько раз)
3) Построение творческого полукруга и творческой площадки:
Данные упражнения позволят детям собраться, сосредоточится.
- перестроение в круг, квадрат, треугольник;
- переходы в различном весе с оправданием.
Упражнения на мышечное освобождение.
а) «Взрыв» - Сесть, сгруппироваться, расслабиться. По команде педагога нужно выпрыгнуть руки и ноги в стороны (главное сильно и высоко прыгнуть).
б) «Нитка» - Между педагогом и детьми натянута невидимая нить, которая завязана на талии. Задача детей двигаться, так как двигается педагог, чтобы нить не порвалась и не провисла. Двигаться можно как вперед, назад, так и в стороны.
в) «Пластилиновые люди» - Упражнение выполняется в парах. Один лепщик, другой пластилин. Необходимо слепить фигуру как из пластилина.
г) «Арки Лоуэна» - Встать, расставив ноги на расстоянии примерно 45 см, носки повернуты вовнутрь, колени согнуты. Кулаки поставить на поясницу и прогнуться назад так, чтобы линия, соединяющая точки между лопатками на позвоночнике и середины расстояния между ногами, была перпендикулярна полу. Удерживать позу 2-3 мин. Если поза правильна, то начинаются вибрации в тех группах мышц, которые имеют очаги хронических напряжений. (Регулярность применения этой и других поз ведет к освобождению мышечных групп и частичному снятию хронического возбуждения в соответствующих зонах коры головного мозга).
Игра «Заяц» - все участники садятся в круг на стулья, водящий в центе. Участникам необходимо меняться местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют только глаза. Договорившись между собой взглядами участники меняться местами, в это время водящий должен успеть занять свободный стул. Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает поменяться, становится водящим.
III.Основная часть.
Упражнения на развитие внимания, воображения и взаимодействие с партнерами.
А) «Печатная машинка».
Обучающиеся садятся в рабочий полукруг и распределяют между собой буквы алфавита. Педагог хлопками задает темпоритм упражнения.
- А теперь заданный темпоритм все отбили хлопками. Напоминаю: мой первый хлопок – приготовились! Второй – начали! Слушайте хлопки.
- Рассчитайтесь, вставая со стула, слева направо по алфавиту. Когда счет дойдет до участника последнего в ряду, продолжите алфавит по второму и, если потребуется, по третьему, четвертому кругу. (Таким образом, на каждого из обучающихся придется несколько букв алфавита).
- Отпечатайте на «пишущей машинке» выражение: «Гений – это непрерывное внимание». Печатание нужной фразы обозначается хлопком в ладоши того участника, за которым эта буква закреплена. Знаки препинания – кавычки, тире и точка – распределяется по вашему желанию. Расстояние между словами акцентировать коллективным вставанием со стульев или общим хлопком в ладоши. Все выполнять в заданном темпоритме.
- Начинаем с первой буквы фразы и до ее завершения. Слушаем мой предупредительный хлопок. (За нарушение правил должны следовать штрафные санкции – отстранение от игры).
б) «Перегруппировки с оправданием».
- Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга. Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых подробностей.
- Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним справа.
- Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем команду!
- Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания – запрещенный прием. Общайтесь друг с другом бессловесно.
- Пожалуйста, пересядьте по цвету глаз, от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и окружающих, входить в их внутренний мир).