1) Общественная направленность воспитания. Связь воспитания с жизнью, трудом.
В различные времена содержание принципа менялось, приобретая то большую общественную направленность, то государственную. Опираясь на этот принцип, в советском государстве проводилась в жизнь идеологическая установка.
Воспитание осуществляется в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. А для того, чтобы деятельность была воспитывающей, необходимо формировать общественно ценные мотивы деятельности. Словесное воздействие должно подкрепляться практическими делами.
Опыт гражданского воспитания у нас утерян.
С. 43-44
Пример США
Введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием школьных предметов:
- «Закон и американское общество» (9-11 кл.)
- «Важнейшие статьи конституции»
- «Закон и город»
- «Закон и потребитель»
- «Преступление и правосудие»
Внушение идей: «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но это наша Америка, и мы ее любим» (учебник для 8 кл.)
Гражданское воспитание должно начинаться в юном возрасте. Актуальная проблема – преодоление в ближайшие годы инертности и социального отчуждения молодежи. Научить отвечать за судьбу общества, своей семьи, свою собственную. Уход от трудностей, проблема «недорослей» - создаются условия в семье.
Связь воспитания с жизнью, трудом / с. 47
Этот принцип требует действовать в 2-х направлениях:
1) широкого ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью;
2) привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Принцип требует от педагога умения обеспечить:
– понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
– уважение к людям труда;
– развитие способности много и успешно трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную;
– понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами НОТ;
– сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и собственных потребностей;
– бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам;
– нетерпимое отношение к проявлению бесхозяйственности, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству.
Правила этого принципа, раскрывающие отдельные его стороны:
1. Следует преодолеть абстрактность и догматизм в трудовом и социальном воспитании, привлекать к конкретной, посильной деятельности. Иметь программу осуществлению принципов на уроках и во внеклассной работе.
2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитанник, что его главный вклад в общественное производство – учебный труд, помощь в школе и дома. Не надо препятствовать желанию подростков участвовать в производительном труде.
3. Дети обычно стремятся к деятельности, воспитатель, не чувствующий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.
4. Использование на уроках и во внеклассной деятельности краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненных проблем, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них успешнее формируются гражданские качества.
6. Постоянный пересмотр и обновление содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями страны.
7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
2) Опора на положительное, уважение к личности воспитанника.
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете опираться на это хорошее, то получите ключ от двери к его душе и достигните хороших результатов. Такие советы можно встретить даже в старинных педагогических трудах.
Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, доводя их до необходимого уровня.
Философская основа принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, доброта, отзывчивость) могут легко уживаться с отрицательными качествами (неумением держать слово, лживость, леностью). Добиваться, чтобы в человеке было больше положительного и меньше отрицательного – это задача воспитания.
Правила реализации этого принципа:
1. Недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и участие воспитателя в судьбе воспитанника дадут положительные результаты.
2. Нельзя акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении учащегося. Задача воспитателя в каждом конкретном случае найти качества, на которые можно опираться.
3. Создание положительного воспитательного фона. Сюда относится стиль отношений и даже «дух» учебно-воспитательного заведения. Продуманы мелочи интерьера, высокая организация труда, заботливое отношение друг к другу.
4. Педагог должен проектировать поведение воспитанников, внушать уверенность в свои силы.
Опыт А.С. Макаренко.
Тест, с. 50, № 4
3) Гуманизация воспитания.
Принцип связан с предыдущим.
Требует:
1) Гуманного отношения к личности воспитанника;
2) Уважение его прав и свобод;
3) Предъявления к воспитаннику разумных и посильных требований;
4) Уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявленные требования;
5) Уважение права человека быть самим собой;
6) Доведение до сознания воспитанников конкретных целей воспитания;
7) Ненасильственное формирование требуемых качеств;
8) Отказ от телесных и других, унижающих достоинство наказаний;
9) Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (религиозным и др.)
4) Личностный подход.
Психолого-педагогические исследования показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста. Сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Понимается как опора на личные качества (направленность личности, ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения), которые связаны с возрастными и индивидуальными особенностями (волей, характером, темпераментом).
Принцип требует, чтобы воспитатель:
1) Хорошо знал и постоянно изучал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки;
2) Умел диагностировать и знал уровень сформированности таких важных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
3) Постоянно привлекал к деятельности, способствующей развитию личности;
4) Опираться на собственную активность личности;
5) Сочетать воспитание с самовоспитанием;
6) Развивать самостоятельность, инициативность, самодеятельность; не столько руководил, сколько умел управлять деятельностью учащихся.
Воспитатель должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Обращать внимание не только на «трудных», но и «благополучных».
5) Единство воспитательных воздействий.
Требует, чтобы все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования, чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Если требования противоречат друг другу, то воспитанник испытывает психические перегрузки.
Правила реализации этого принципа: / с. 55
1) Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых, ученического коллектива и т.д. Воспитатель должен помнить об этом и добиваться единства требований.
2) По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. отсюда необходимо укреплять связи с семьей и согласовывать с ней воспитательные действия.
3) Воспитатель должен быть воспитан сам. У себя воспитывать те качества, которые хотел бы видеть в детях.
4) Устранять недоразумения между школой и семьей, опираясь на то, что объединяет школу и семью.
5) Воспитателям бережно относиться к авторитету коллектива и других воспитателей, поддерживать разумные требования друг друга.
6) Создание единой системы воспитания как на уроках, так и во внеурочное время. Соблюдение преемственности в формировании черт личности. Опираться на приобретенные ранее опыт и поведение.
7) Установление связей между всеми причастными к воспитанию людьми; спортивные секции, молодежные организации.
Подласый считает, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к 3-м главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Роль | Обзанности |
Гражданин | Выполнять свои гражданские обязанности, уметь отвечать за судьбу своей страны, уважать права других людей, обладать чуткостью, отвечать за свои поступки, уважать народы других стран. |
Работник | Дисциплинированность и ответственность, настойчивость, сознательность, опыт трудовой деятельности, умение трудиться сообща, готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества, отвечать за результаты труда. |
Семьянин | Умение воспитывать детей, умение держать себя в общетве, знание правовых норм и законов, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям, престарелым людям и др. |