Характеристика принципов воспитания




 

1) Общественная направленность воспитания. Связь воспитания с жизнью, трудом.

В различные времена содержание принципа менялось, приобретая то большую общественную направленность, то государственную. Опираясь на этот принцип, в советском государстве проводилась в жизнь идеологическая установка.

Воспитание осуществляется в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. А для того, чтобы деятельность была воспитывающей, необходимо формировать общественно ценные мотивы деятельности. Словесное воздействие должно подкрепляться практическими делами.

Опыт гражданского воспитания у нас утерян.

С. 43-44

Пример США

Введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием школьных предметов:

- «Закон и американское общество» (9-11 кл.)

- «Важнейшие статьи конституции»

- «Закон и город»

- «Закон и потребитель»

- «Преступление и правосудие»

Внушение идей: «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но это наша Америка, и мы ее любим» (учебник для 8 кл.)

 

Гражданское воспитание должно начинаться в юном возрасте. Актуальная проблема – преодоление в ближайшие годы инертности и социального отчуждения молодежи. Научить отвечать за судьбу общества, своей семьи, свою собственную. Уход от трудностей, проблема «недорослей» - создаются условия в семье.

Связь воспитания с жизнью, трудом / с. 47

Этот принцип требует действовать в 2-х направлениях:

1) широкого ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью;

2) привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Принцип требует от педагога умения обеспечить:

– понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

– уважение к людям труда;

– развитие способности много и успешно трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную;

– понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами НОТ;

– сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и собственных потребностей;

– бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам;

– нетерпимое отношение к проявлению бесхозяйственности, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству.

Правила этого принципа, раскрывающие отдельные его стороны:

1. Следует преодолеть абстрактность и догматизм в трудовом и социальном воспитании, привлекать к конкретной, посильной деятельности. Иметь программу осуществлению принципов на уроках и во внеклассной работе.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитанник, что его главный вклад в общественное производство – учебный труд, помощь в школе и дома. Не надо препятствовать желанию подростков участвовать в производительном труде.

3. Дети обычно стремятся к деятельности, воспитатель, не чувствующий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

4. Использование на уроках и во внеклассной деятельности краеведческого материала.

5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненных проблем, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них успешнее формируются гражданские качества.

6. Постоянный пересмотр и обновление содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями страны.

7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

 

2) Опора на положительное, уважение к личности воспитанника.

Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете опираться на это хорошее, то получите ключ от двери к его душе и достигните хороших результатов. Такие советы можно встретить даже в старинных педагогических трудах.

Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, доводя их до необходимого уровня.

Философская основа принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, доброта, отзывчивость) могут легко уживаться с отрицательными качествами (неумением держать слово, лживость, леностью). Добиваться, чтобы в человеке было больше положительного и меньше отрицательного – это задача воспитания.

Правила реализации этого принципа:

1. Недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и участие воспитателя в судьбе воспитанника дадут положительные результаты.

2. Нельзя акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении учащегося. Задача воспитателя в каждом конкретном случае найти качества, на которые можно опираться.

3. Создание положительного воспитательного фона. Сюда относится стиль отношений и даже «дух» учебно-воспитательного заведения. Продуманы мелочи интерьера, высокая организация труда, заботливое отношение друг к другу.

4. Педагог должен проектировать поведение воспитанников, внушать уверенность в свои силы.

Опыт А.С. Макаренко.

Тест, с. 50, № 4

 

3) Гуманизация воспитания.

 

Принцип связан с предыдущим.

Требует:

1) Гуманного отношения к личности воспитанника;

2) Уважение его прав и свобод;

3) Предъявления к воспитаннику разумных и посильных требований;

4) Уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявленные требования;

5) Уважение права человека быть самим собой;

6) Доведение до сознания воспитанников конкретных целей воспитания;

7) Ненасильственное формирование требуемых качеств;

8) Отказ от телесных и других, унижающих достоинство наказаний;

9) Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (религиозным и др.)

 

4) Личностный подход.

Психолого-педагогические исследования показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста. Сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.

Понимается как опора на личные качества (направленность личности, ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения), которые связаны с возрастными и индивидуальными особенностями (волей, характером, темпераментом).

Принцип требует, чтобы воспитатель:

1) Хорошо знал и постоянно изучал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки;

2) Умел диагностировать и знал уровень сформированности таких важных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;

3) Постоянно привлекал к деятельности, способствующей развитию личности;

4) Опираться на собственную активность личности;

5) Сочетать воспитание с самовоспитанием;

6) Развивать самостоятельность, инициативность, самодеятельность; не столько руководил, сколько умел управлять деятельностью учащихся.

Воспитатель должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Обращать внимание не только на «трудных», но и «благополучных».

5) Единство воспитательных воздействий.

Требует, чтобы все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования, чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Если требования противоречат друг другу, то воспитанник испытывает психические перегрузки.

Правила реализации этого принципа: / с. 55

1) Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых, ученического коллектива и т.д. Воспитатель должен помнить об этом и добиваться единства требований.

2) По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. отсюда необходимо укреплять связи с семьей и согласовывать с ней воспитательные действия.

3) Воспитатель должен быть воспитан сам. У себя воспитывать те качества, которые хотел бы видеть в детях.

4) Устранять недоразумения между школой и семьей, опираясь на то, что объединяет школу и семью.

5) Воспитателям бережно относиться к авторитету коллектива и других воспитателей, поддерживать разумные требования друг друга.

6) Создание единой системы воспитания как на уроках, так и во внеурочное время. Соблюдение преемственности в формировании черт личности. Опираться на приобретенные ранее опыт и поведение.

7) Установление связей между всеми причастными к воспитанию людьми; спортивные секции, молодежные организации.

Подласый считает, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к 3-м главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

 

Роль Обзанности
Гражданин Выполнять свои гражданские обязанности, уметь отвечать за судьбу своей страны, уважать права других людей, обладать чуткостью, отвечать за свои поступки, уважать народы других стран.
Работник Дисциплинированность и ответственность, настойчивость, сознательность, опыт трудовой деятельности, умение трудиться сообща, готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества, отвечать за результаты труда.
Семьянин Умение воспитывать детей, умение держать себя в общетве, знание правовых норм и законов, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям, престарелым людям и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: