Классификация критериев КСП
Критерий КСП – это качественная или количественная характеристика товара, используемая для оценки его КСП
Классификация критериев КСП:
1. В зависимости от кол-ва хар-к:
- единичный (относится к одной из простых хар-к, определяющих КСП. Например, вкус, цвет, розничная цена товара, срок службы изделия и др.)
- комплексный (относится к совокупности хар-к, определяющих КСП товара в том или ином аспекте. Например, комплексный потребительский критерий, известность торговой марки, комплексный экономический критерий, информативность и др.). Разновидностью комплексного явл-ся обобщенный критерий, по численному значению которого принимают решение о результатах оценки КСП товара (интегральный показатель, уровень КСП, класс КСП).
Примеры иерархии критериев КСП:
Критерии КСП | Непрод. товары (холодильник) | Прод. товары (пиво) | Холодильник |
Потребительский | Экономический | ||
Комплексный критерий I уровня | Показатели надежности | О/л показатели | Цена потребления |
Комплексный критерий II уровня | Показатель долговечности | Пенообразование | Расходы единовременные |
Единичный критерий | Срок службы | Высота пены | Розничная цена |
2. В зависимости от вида и места в оценке КСП:
Критерии КСП:
1) Нормативные (безопасности, экологичности)
2) Потребительские
А) классификационные
Б) оценочные(функциональные, надежности, эргономические, эстетические, информационные, потребительской новизны и др.)
3) Критерии имиджа(известность, популярность, безупречность и др.)
4) Экономические (расходы единовременные, расходы текущие)
В кач-ве критериев КСП м.б. приняты различные хар-ки тов-в и основные из них: установленные в стандартах на товары; выявленные при маркетинговом исследовании потребительских предпочтений; рассчитанные при прогнозировании потребителей.
Нормативные критерии КСП
Нормативные критерии – критерии, используемые для проверки соответствия товара обязательным требованиям, установленным в НД.
Соблюдение их является обязательным, они подлежат обязательной сертификации, декларированию. Среди них в условиях торговли возможно оценить толькокритерии безопасности, которые характеризуют степень защиты человека от опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара
Виды безопасности включают:
- показатели механической безопасности
- термической (кастрюля, духовка)
- электрической (СВЧ)
- электромагнитной
- химической (кадмий, ртуть)
- биологической исп-ся для оценки безоп-ти прод. тов-в
- радиационной
- пожарной
- показатели взрывобезопасности
Экологические – характеризуют способность тов-в не оказывать вредного воздействия на окр. ср. при их эксплуатации (потреблении) и утилизации. (подробно самостоятельно)
Нормативный критерий может принимать только два значения:
- если товар соответ-т обязательным требованиям НД;
- если этим требованиям не соответ-т.
В расчетах КСП товаров нормативный критерий принимается равным единице, т.к. считается, что предложенные на рынке товары прошли процедуру подтверждения соответствия.
Потребительские критерии КСП товаров
Потребительские критерии – характеризуют св-ва товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность потребителя.
Особенность этих критериев: состоит в том, что они рассматриваются с точки зрения потребителя.
Эти критерии подразделяются на 2 группы:
1) Классификационные – характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группировке и определяют назначение и условия использования данного товара. В оценке КСП они не участвуют, но на их основе формируется база сравнения, т.е. группа товаров-аналагов, подлежащих оценке. Например, для формирования базы сравнения колбасных изделий м.б. использованы следующие классификационные критерии:
- вид изделия (колбасы, сосиски)
- вид термической обработки (вареные, копченые, полукопченые)
- сорт (в/с, 1с, 2с)
- вид оболочки (натуральная, искусственная)
- структура фарша на разрезе (однородная, с включениями)
Кол-во классификационных критериев опр-ся особенностями конкретного товара, кроме того вкач-ве этих критериев могут рассматриваться св-ва социального назначения товара, которые определяют сегмент рынка, для которого этот товар предназначен (этим опр-ся потребительский класс изделия).
2) оценочные критерии – исп-ся для оценки КСП товара, т.е. дают количественную хар-ку св-в, формирующих кач-во и КСП. С их помощью сравнивается степень удовлетворения запросов потребителя в отношении требований к качеству, которые не носят обязательный характер.
Оценочные критерии могут выбираться из разных групп показателей:
- из стандартных
- из выбранных потребителями и др.
Потребительские критерии КСП на основе стандартных показателей кач-ва
Группа показателей | Какую способность товара они характеризуют | Наименование товара |
функциональные | - способность выполнять основные ф-ии и полезный эффект потребления от использования товаров по назначению | Совершенство выполнения основной ф-ии, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных ф-ий |
надежности | - способность изделия выполнять заданные ф-ии в течении требуемого промежутка времени или требуемой наработки (измеряется в часах, км, циклах и т.д.) | Безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость |
эргономические | Способность конструкции и св-в изделия создавать комфортные условия и удобства при его эксплуатации | Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические |
эстетические | Способность товаров выражать свою социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках | Информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида |
Однако для некоторых товаров основными могут быть эстетические (ювелир, картины и др) или эргономические.
Надежность
Среди показателей надежности наиболее универсальными из этой группы являются показатели сохраняемости.
Основные из них:
1. Срок годности – установлен Законом о Защите прав потребителей и ГОСТ Р 51074-2003
Срок годности – период, по истечении которого товар считается не пригодным для использования по назначению.
2. Срок хранения (ГОСТ Р 51074-2003) – период, в течении которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет св-ва, указанные в нормативном или техническом документе.
3. Срок реализации (ГОСТ Р 51074-2003) – период, в течении которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.
4. Срок службы – имеет двойное толкование – в Законе «о Защите прав потребителей» и стандартах на сложно технические изделия
Информативность товара
Может рассматриваться как потребительский критерий КСП, т.к. характеризует не только состав инф-ии, но и ее качество, а также инф-ию о конкурентных преимуществах товара перед товарами аналогами.
Общие требования к товарной инф-ии опр-ся правилами 3Д: достоверность, доступность, достаточность.
Вся инф-ия делится на 2 группы:
- обязательная – установлена в законах
- инф-ия о конкурентных преимуществах товара – это сведения о повышенных потребительских св-х, подтвержденные компетентными органами, возможность обратной связи с потребителями и др.
Награды за участие в конкурсах в области качества (100 лучших товаров России, марка года).
Награды, полученные в выставках и ярмарках.
Долгосрочный опыт на рынке.
Наличие горячей линии.
Сайт в интернете и адрес электронной почты и др.