Потребительские критерии КСП товаров




Классификация критериев КСП

Критерий КСП – это качественная или количественная характеристика товара, используемая для оценки его КСП

Классификация критериев КСП:

1. В зависимости от кол-ва хар-к:

- единичный (относится к одной из простых хар-к, определяющих КСП. Например, вкус, цвет, розничная цена товара, срок службы изделия и др.)

- комплексный (относится к совокупности хар-к, определяющих КСП товара в том или ином аспекте. Например, комплексный потребительский критерий, известность торговой марки, комплексный экономический критерий, информативность и др.). Разновидностью комплексного явл-ся обобщенный критерий, по численному значению которого принимают решение о результатах оценки КСП товара (интегральный показатель, уровень КСП, класс КСП).

Примеры иерархии критериев КСП:

Критерии КСП Непрод. товары (холодильник) Прод. товары (пиво) Холодильник
Потребительский Экономический
Комплексный критерий I уровня Показатели надежности О/л показатели Цена потребления
Комплексный критерий II уровня Показатель долговечности Пенообразование Расходы единовременные
Единичный критерий Срок службы Высота пены Розничная цена

2. В зависимости от вида и места в оценке КСП:

Критерии КСП:

1) Нормативные (безопасности, экологичности)

2) Потребительские

А) классификационные

Б) оценочные(функциональные, надежности, эргономические, эстетические, информационные, потребительской новизны и др.)

3) Критерии имиджа(известность, популярность, безупречность и др.)

4) Экономические (расходы единовременные, расходы текущие)

В кач-ве критериев КСП м.б. приняты различные хар-ки тов-в и основные из них: установленные в стандартах на товары; выявленные при маркетинговом исследовании потребительских предпочтений; рассчитанные при прогнозировании потребителей.

Нормативные критерии КСП

Нормативные критерии – критерии, используемые для проверки соответствия товара обязательным требованиям, установленным в НД.

Соблюдение их является обязательным, они подлежат обязательной сертификации, декларированию. Среди них в условиях торговли возможно оценить толькокритерии безопасности, которые характеризуют степень защиты человека от опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара

Виды безопасности включают:

- показатели механической безопасности

- термической (кастрюля, духовка)

- электрической (СВЧ)

- электромагнитной

- химической (кадмий, ртуть)

- биологической исп-ся для оценки безоп-ти прод. тов-в

- радиационной

- пожарной

- показатели взрывобезопасности

Экологические – характеризуют способность тов-в не оказывать вредного воздействия на окр. ср. при их эксплуатации (потреблении) и утилизации. (подробно самостоятельно)

Нормативный критерий может принимать только два значения:

- если товар соответ-т обязательным требованиям НД;

- если этим требованиям не соответ-т.

В расчетах КСП товаров нормативный критерий принимается равным единице, т.к. считается, что предложенные на рынке товары прошли процедуру подтверждения соответствия.

Потребительские критерии КСП товаров

Потребительские критерии – характеризуют св-ва товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность потребителя.

Особенность этих критериев: состоит в том, что они рассматриваются с точки зрения потребителя.

Эти критерии подразделяются на 2 группы:

1) Классификационные – характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группировке и определяют назначение и условия использования данного товара. В оценке КСП они не участвуют, но на их основе формируется база сравнения, т.е. группа товаров-аналагов, подлежащих оценке. Например, для формирования базы сравнения колбасных изделий м.б. использованы следующие классификационные критерии:

- вид изделия (колбасы, сосиски)

- вид термической обработки (вареные, копченые, полукопченые)

- сорт (в/с, 1с, 2с)

- вид оболочки (натуральная, искусственная)

- структура фарша на разрезе (однородная, с включениями)

Кол-во классификационных критериев опр-ся особенностями конкретного товара, кроме того вкач-ве этих критериев могут рассматриваться св-ва социального назначения товара, которые определяют сегмент рынка, для которого этот товар предназначен (этим опр-ся потребительский класс изделия).

2) оценочные критерии – исп-ся для оценки КСП товара, т.е. дают количественную хар-ку св-в, формирующих кач-во и КСП. С их помощью сравнивается степень удовлетворения запросов потребителя в отношении требований к качеству, которые не носят обязательный характер.

Оценочные критерии могут выбираться из разных групп показателей:

- из стандартных

- из выбранных потребителями и др.

Потребительские критерии КСП на основе стандартных показателей кач-ва

Группа показателей Какую способность товара они характеризуют Наименование товара
функциональные - способность выполнять основные ф-ии и полезный эффект потребления от использования товаров по назначению Совершенство выполнения основной ф-ии, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных ф-ий
надежности - способность изделия выполнять заданные ф-ии в течении требуемого промежутка времени или требуемой наработки (измеряется в часах, км, циклах и т.д.) Безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость
эргономические Способность конструкции и св-в изделия создавать комфортные условия и удобства при его эксплуатации Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические
эстетические Способность товаров выражать свою социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках Информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида

Однако для некоторых товаров основными могут быть эстетические (ювелир, картины и др) или эргономические.

Надежность

Среди показателей надежности наиболее универсальными из этой группы являются показатели сохраняемости.

Основные из них:

1. Срок годности – установлен Законом о Защите прав потребителей и ГОСТ Р 51074-2003

Срок годности – период, по истечении которого товар считается не пригодным для использования по назначению.

2. Срок хранения (ГОСТ Р 51074-2003) – период, в течении которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет св-ва, указанные в нормативном или техническом документе.

3. Срок реализации (ГОСТ Р 51074-2003) – период, в течении которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.

4. Срок службы – имеет двойное толкование – в Законе «о Защите прав потребителей» и стандартах на сложно технические изделия

Информативность товара

Может рассматриваться как потребительский критерий КСП, т.к. характеризует не только состав инф-ии, но и ее качество, а также инф-ию о конкурентных преимуществах товара перед товарами аналогами.

Общие требования к товарной инф-ии опр-ся правилами 3Д: достоверность, доступность, достаточность.

Вся инф-ия делится на 2 группы:

- обязательная – установлена в законах

- инф-ия о конкурентных преимуществах товара – это сведения о повышенных потребительских св-х, подтвержденные компетентными органами, возможность обратной связи с потребителями и др.

Награды за участие в конкурсах в области качества (100 лучших товаров России, марка года).

Награды, полученные в выставках и ярмарках.

Долгосрочный опыт на рынке.

Наличие горячей линии.

Сайт в интернете и адрес электронной почты и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: