Глава 4. «Самый нечестивый человек в Британии». (Часть 4).




Это характеристика диккенского гротеска без какой-либо реальной тяги к женщинам, при всех его ужасающих поползновениях. Слоуп Алана непревзойденный ловелас, завязывающий затяжной и очень правдоподобный флирт с синьорой Нерони в исполнении Сьюзан Хэмпшир. Однако она достаточно проницательна, чтобы видеть его насквозь, и ведёт с ним сложную игру, когда он "слюнявит" (как пишет Троллоп) ее ручку. Алан даже целует ее пальцы необычайно смелым и интимным способом.

Зрителям остается только гадать об истинной природе взаимоотношений между Слоупом и явно неискренней синьорой. Он одаривает её множеством томных взглядов, когда она откидывается на спинку дивана, а она борется с миссис Прауди за его внимание. Он также приводит в ярость вспыльчивого архидиакона, который клянется жене: "Я уничтожу его."

"Что ты сделал с этой разукрашенной распутницей? " – требовательно вопрошает знатная дама в исполнении Джеральдин Макьюэн о миссис Прауди, с содроганием в голосе чеканя согласные. Слоуп больше влияет на женщин, чем на мужчин. Это его слабость, как поясняет Троллоп: он должен был обрабатывать мужчин для скорейшего своего продвижения. Но у него есть тщеславие, остроумно разгаданное по-кошачьи вкрадчивой манерой поведения Алана, которая инстинктивно тяготеет к женской стороне общества.

Он, на самом деле, ужасно привлекателен, с его мальчишескими, чувственными губами, миндалевидными глазами и хитрыми, косыми взглядами. Епископ слаб и смущен, легко управляем дьявольским союзом жены и Слоупа. Конечно, Слоуп оказывается отъявленным снобом - верный признак его больших амбиций - когда он отказывается от предложения некоего неимущего Марсалы. Эти благоговейно опущенные веки распахиваются так широко, как будто их дернула лебедка, когда им сказали, что молодая вдова, которую он обхаживал, - женщина состоятельная. Слоуп перемётывается от одного (а)морального положения к другому, постоянно предавая.

Истинное наслаждение наблюдать, как переменчивый, флиртующий Слоуп взволновал даже миссис Прауди. "Ваше поведение с женщинами… - произносит она с ужасающим величием, почти неспособная произнести невыразимое. - На моём вечере ваше поведение с этой итальянкой было непростительным".

В другой раз красноречивым языком тела, который полноправно принадлежит Рикману, Слоуп вплотную лицом к лицу приближается к людям, когда хочет выглядеть пугающим. Как будто один зверь оборотился лицом к другому. Он удивительно физически органичный исполнитель, но элегантно сдержанный и чрезвычайно инстинктивный.

В своем змееподобном образе Слоуп становится гадюкой, свившей гнездо за пазухой епископа. Он занимается "любовью" с синьорой Нерони, признаваясь в своей страсти. Слоуп влюбленно скалит зубы, еще один животный жест, но он моральный трус, и она разоблачает его в этой необыкновенно сексуально напряженной сцене. Бедный Слоуп выглядит раздраженным и сердито надувает губы, Рикман делает уязвимым даже это скользкое существо.

Этот ужасный человек плетёт интриги, чтобы стать церковным главой в Барчестере, но епископ перехитряет его. После этого его единственная надежда - богатая молодая вдова, к которой он относится отнюдь не с церковной страстью. "Красавица, Вы не можете делать вид, что не замечаете, что я обожаю вас", - заявляет он. Она наотмашь даёт ему пощёчину за его самонадеянность, и он падает назад на лужайку с таким искренним удивлением, что на мгновение чувствуется жалость к Слоупу.

Не то, чтобы Рикман сентиментально относился к нему; но, поглощенный его амбициями, он понятия не имеет, что другие люди действительно чувствуют к нему. Несмотря на все его интриги, он отчаянно невинен.

Синьора Нерони, утомившись от его козней, окончательно унижает Слоупа на людях. - "Я нахожу ваше поведение отвратительным!- огрызается она и хлопает дверью позади него. "Амбиции так утомительны", - говорит она своим друзьям в качестве объяснения.

Теперь Слоуп, очень уязвленный, наконец-то находит укрытие у Прауди. Бишоп ясно дает понять, что он должен сменить свои предпочтения. Происходит обмен неприличными оскорблениями между Слоупом и миссис Прауди; он потерял всякую осторожность и становится рычащим зверем. Она полагает, что он станет викарием в Пуддиндэйле. 'ПУДД-индэйл? - рычит Слоуп, и Алан пренебрежительно сделал акцент на смехотворный звук первого слога. Явно не вариант для такого, как он.

«Жизнь же вам обоим вечная!" - огрызается он, после того, как его акулье лицо по обыкновению устрашающе вплотную приближается к епископу. Это, по сути, финальный голос самого автора, вложенный в уста Слоупа и заместивший адаптацию Алана Плантера[1].

Это было бравурное исполнение с великолепной изысканностью и вниманием к деталям. И все же, как он демонстративно заявил на церемонии London Evening Standard в 1983 году, Рикман грубо слепил персонажа из своих любимых ненавидимых им политиков.

"Вы напрасно ищете какие-либо искупительные качества в Слоупе, - сказал Рикман. -Сам Троллоп неохотно признает, что у этого человека есть решительность. На этом все и заканчивается. Правда. Страха он не ведает".

"Хотя Троллоп якобы писал о церкви, я думаю, что он на самом деле говорил о политиках. Моя работа в роли Слоупа была соткана из различных образов членов правительства. Если бы вы просто взглянули на Нормана Теббита[2] через посредство Майкла Хезелтайна[3] и немного приправили их обоих миссис Тэтчер, мне кажется, у вас бы получилось нечто похожее на Слоупа."

Это был первый политический вызов, который бросил Рикман; и далеко не последний. Хотя он дает мало интервью и хранит неприкосновенность своей личной жизни так, как если бы он охранял королевские сокровища, он, по крайней мере, использует возможность совершенно ясно доносить свои левые политические до самого примитивного ума. Однако он слишком образный исполнитель, чтобы не насладиться излишествами персонажа. Слоуп был чудовищем, и, конечно, злом Тори, но он был вопиюще приятной компанией. "Играть Слоупа было похоже на праздник, - признался он. - Это был настолько богатый характер, что можно было бы просто очень глубоко погрузиться в него.

"Я мог бы потенциально опасаться, что, сыграв его, мне никогда не предложат больше какую-либо другую роль. Но, в конце концов, было слишком просто сказать «нет». Есть одна роль, которая приходит однажды и открывает двери. Антоний Шер работал блестяще в течение многих лет, прежде чем он сыграл в «Исторической личности» [4] - и опля! То же самое и с Бернардом Хиллом, сыгравшем Йоссера Хьюз в «Парнях из Блэкстаффа»[5]."

Слоуп открыл не столько двери, сколько ящик Пандоры. И так начался фаустовский контракт Алана Рикмана с дьяволом на всю жизнь, изображение такого безумно злого персонажа, которого он принципиально не одобрял. Можно было бы назвать это терапией или же просто великолепной ироничной забавой. А быть может, это экзорцизм. Это всё неумолимо соблазнительно вливается в сделку; он никогда не играл, на самом деле, он никогда не мог играть одного из тех, кто насквозь туп, мёртв изнутри. Его слишком определяет физическое бытие.

"Я был весьма удивлен тем эффектом, который произвёл Обадия Слоуп", - говорит художественный руководитель RSC, Эдриан Нобель, стараясь не показаться скучающим. В том году у меня была премьера оперы "Дон Жуан" в Танбридж-Уэллсе[6]. Алан и Рима тоже пришли туда. Вокруг него был настоящий трепет, особенно среди женщин определенного возраста, и все это было из-за Обадия Слоупа.

Рима всегда ко всему относилась фантастически философски; она находила женское внимание забавным. Я не хочу показаться сексистом, но Слоуп был фантастически очаровательным и правдоподобным. В Алане было настоящее сексуальное напряжение: он постоянно задавался вопросом, спит ли Слоуп с некоторыми из женщин, с которыми он флиртует, такими, как синьора, например.

В результате получился самый необыкновенный вечер. Все эти дамы из Танбридж Уэллса определенно хотели, чтобы Алан Рикман сбил их с толку".

© Морин Пэтон. "Алан Рикман. Неофициальная биография", 2003.

Перевод – Е. Н.

*конец 4-ой главы.

 

 


[1] Алан Плантер – английский драматург, написавший телевизионную версию «Барчестерских хроник».

[2] Норман Теббит - (2 сентября 1985 года - 13 июня 1987) британский политик, консерватор, член правительства Маргарет Тэтчер.

[3] Майкл Хезелтайн — (р. 1933) британский политик и бизнесмен, член Палаты общин, министр обороны Великобритании, заместитель премьер-министра Великобритании, член Консервативной партии.

[4] The History Man («Историческая личность») – телевизионный сериал по одноименной книге Малколма Брэдбери, вышедший на экраны в 1981 г.

[5] Boys from the Blackstuff - телевизионный сериал Алана Блейсдейла 1982 года.

[6] анбридж-Уэллс (англ. Tunbridge Wells) — неметрополитенский район (англ. non-metropolitan district) со статусом боро в графстве Кент (Англия). Административный центр — город Роял-Танбридж-Уэллс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: