Художественные выразительные средства телевидения применительно к очерку




 

Художественное выразительное средство (ХВС) Определение понятия Виды (если есть) Специфика ХВС Наиболее частый «ареал» использования
  Пейзаж Средство художественной выразительности, предметом которого является изображение природыили открытого пространства иного плана (городской пейзаж) - Сельский - Городской (в том числе архитектурный и индустриальный) - Морской Пейзаж используется: -для обрисовки места и обстановки; - разрядки напряженности изображения; - постановки социально значимых проблем; - передачи зрителям определенного настроения; - показа внутреннего состояния героев; - передачи авторских впечатлений от происходящих событий Путевой очерк, портретный очерк, Заметки, Эссе, Зарисовка
  Деталь Наиболее характерные, оригинальные детали, которые помогают раскрыть характер, психологию, внутренний мир, состояние человека в полной мере и дают верное, правдивое, полное отображение и воспроизведение действительности.   Деталь: - показывает жизнь не в абстрактных, а в конкретных индивидуальных проявлениях; - способствует законченности портрета; - усиливает изобразительную емкость и конкретность Портретный очерк, Эссе, Зарисовка
  Портретные характеристики героев Выделение определенных внешних деталей героя   Портретные характеристики позволяют через внешние проявления заглянуть в мир человеческой души, в мир чувств и эмоций Портретный очерк (биографический, юбилейный), Зарисовка (портретная)
  Интерьер Изображение быта и обстановки, в которой герой живёт или работает.   Отбираются наиболее значимые детали интерьера, помогающие раскрыть психологию и характер героя Портретный очерк, Зарисовка, Проблемный очерк, Эссе
  Точка зрения Мнение или поведение второго лица, которое помогает лучше раскрыть характер главного героя. - авторская точка зрения - точка зрения второстепенного героя Взгляд на персонажа или ситуацию глазами другого человека, взгляд со стороны Все виды очерка
  Психологизм Глубокое психологическое раскрытие характера героя через общение с ним и детальное изучение его биографии. Самоанализ, самораксрытие человека, анализ мотивационной сферы   Чаще всего психологизм достигается посредством внутреннего монолога (воспоминаний), а также демонстрации наиболее характерных ситуаций из жизни героя, повлиявших на его характер Портретный очерк, зарисовка
  Точка съемки Место, с которого оператор осуществляет съемку - при студийной съемке - при событийно съемке Пластическая выразительность кадра определяется прежде всего верно найденной точкой съемки. При событийной съемке в отличие от студийной, необходимо мгновенно ограничивать рамкой кадра наиболее существенный материал, зрительно выделив смысловой центр композиции.   Все виды очерка
  Масштаб изображения Имеется в виду расстояние от точки съемки до интересующего нас объекта   - общий план (панорама) - средний план - крупный план (портретный план, деталь)   В зависимости от масштаба изображения мы можем оценить общую картинку действия (общий план), углубиться в снимаемый объект(средний план) или конкретизировать его, дать ему более точнуюхарактеристику (крупный план) Все виды очерка
  Ракурс Угол зрения на объект съемки - съемка с верхней точки (можно показать человека, которого жизнь пригнула к земле) - объектив камеры снизу (передать напыщенность героя) - и многие другие ракурсы От ракурса во многом зависит не только композиция кадра, но и своеобразная экранная трактовка материала Все виды очерка
  Слово Слово во всех его проявлениях - комментарий - дикторский текст   Слово на ТВ является основным источником информации. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик.Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога   Все виды очерка
  Музыка, звуки, шумы Из соотношения и взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов рождается экранное искусство — изобразительно-звуковой образ.   Музыка: - внутрикадровая - Внекадровая Используется: - для создания атмосферы действия - для указаниякоординат местности - передача примет времени - характеристика героев - самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею -авторский комментарий - движущая сила визуальной структуры Шумы: - интершум синхронный - интершум несинхронный - павильонная пауза Звук - естественные - электронные и т.д.   На телевидении используется буквально вся палитра звуков, шумов и все музыкальные жанры. С их помощью раскрываются идеи обобщенного плана, конкретные темы, выражаются чувства героев или самих авторов, их переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние.   Все виды очерка
  Перспектива Воспроизведение на плоскости экрана трехмерного пространства   - Линейная (объекты, выраженные наиболее четко – дорога, рельсы и проч.) - Воздушная (по мере удаления предметов от объектива камеры пропадает ясность очертании – дождь, снег, дым, пыль, туман) - Обратная перспектива (пространство на плоскости передается необычным образом, то есть по мере удаления от зрителя предметы и фигуры не уменьшаются, а увеличиваются). Зритель воспринимает изображение различных предметов в перспективном сокращении, так как по мере их отдаления от объектива камеры изменяется их величина и четкость очертаний   Путевой очерк
  Цвет Осмысленное использование черно-белого или же цветного изображения - Черно-белое изображение - Цветное   Все виды очерка, чаше портретный, проблемный
  Реконструкция (инсценировка) Создание игровых сцен с участием актеров для иллюстрации основных научных данных, излагаемых ученым (учеными) в целях реконструкции исторических, научных фактов, воссоздания образов ученых прошлого.   Литературный сценарий такого произведения должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с подлинными ее участниками, учеными, специалистами народного хозяйства. Все виды очерка, чаще очерк-исследование, портретный (некролог)
  Мизансцена Размещение действующих лиц и обстановки действия в сцене, выражающее идейно-художественный замысел телефильма или передачи. - Мизансцена ситуации, - мизансцена отношений, - мизансцена-образ, - мизансцена-символ Мизансцена в телефильме, в телеспектакле есть отражение на экране происходящего, что выражает отношение героев к людям, к вещам, к природе, вообще к происходящему в их жизни. Мизансцена, построенная режиссером, есть реальное воплощение его замыслов. Все виды очерка
  Композиционные приемы - Мозаика - Веер (герой - в центре, к которому сходятся мнения о нем) - Ступеньки (соединение эпизодов разных лет) - Кольцо (единая мысль для начала и конца) - Параллелизм   От композиции произведения во многом зависит то, насколько верно и полно будет реализован замысел автора Все виды очерка
  Монтаж Динамическое соединение кадров между собой как результат движения во времени и пространстве всех элементов экранной речи. - Формально-описательныймонтаж - Параллельный монтаж - Ассоциативный монтаж - Контрастный монтаж Принцип движения во времени и пространстве является основополагающим при возникновении различных форм монтажа. "Последовательность состояния и места" воссоздаются на экране при помощи чередования кадров (изобразительных живописных и графических композиций), эпизодов и фрагментов фонограммы (звучащих слов, музыки и шумов). Все виды очерка
  Спецэффекты Это группа художественно-выразительных средств, позволяющая усилить эмоциональную сторону произведения и одновременно углубить его смысл.   - Визуальные (компьютерная графика) - Механические (пиротехника) Визуальная группа представляет собой оптические эффекты (комбинированные съемки) икомпьютерную графику. Механические (физические) спецэффекты предполагают обработку материалов перед съемкой – например, использование специального грима или пиротехники. Все виды очерка
  Микширование Это разновидность спецэффектов – наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение одного другим.     Микширование обеспечивает плавный переход визуальной картинки, а также позволяет режиссерам за счет использования двух-трех слоев изображения увеличить смысловую нагрузку и создать дополнительную эмоцию в кадре. Все виды очерка
  Полиэкран Разновидность спецэффектов, которая позволяет на одной плоскости экрана воспроизвести несколько различных изображений, чаще объединенных между собой тематически. Съемка различных объектов может быть осуществлена синхронно работающими камерами или изображения получают в различное время — но и те, и другие планы объединяются в процессе монтажа в пространственные границы одного кадра   Позволяет достичь информационное уплотнение содержания кадра и усиление эмоционального воздействия на зрителя достигается использованием Портретный, проблемный, эссе
  "Кашированный кадр"(от французского слова сасhег — заслонять). Разновидность спецэффектов, изменение конфигурации кадра, его размеров. Эффект выставленной перед объективом камеры заслонки в виде какой-то эстетической формы. В качестве заслонок могут быть: геометрические фигуры, отверстие замочной скважины, восклицательный знак, звезда и огромная масса других форм.   Кашированный кадр позволяет автору влиять на эмоциональное восприятие материала аудиторией, подчеркивать специфику представленной в материале темы Портретный, очерк-исследование, эссе
      Надписи Текстовое дополнение к представленному видеоряду - заглавные надписи ( объединяет названия различных передач, серий, рубрик, циклов, игровых, документальных или анимационных фильмов и проч.) - титульные надписи ( перечень фамилий создателей, желательно с указанием профессии каждого) - пояснительные надписи (надписи-посвящения, эпиграфы,   Надпись позволяет не только расшифровать визуальный ряд в случае необходимости, но и создать образность, повлиять на эмоциональное восприятие зрителя (например, красивый эпиграф, надпись-посвящение) Все виды очерка
           
  Свет Активным элементом композиции кадра, ее формообразующим и эстетическим фактором является свет. - основной - контровой - заполняющий - рисующий - моделирующий - фоновый и др. Светом можно выявить глубину пространства, трансформировать объемные формы, подчеркнуть линейные очертания и рельефность элементов, более осязаемо передать воздушную атмосферу, а также создать нужное настроение в кадре.   Все виды очерка
  «Наезд»/ «Отъезд» камеры Смена планов От среднего плана к крупному, от крупного к общему и другие вариации Плавный наезд камеры, крупный портретный план дает возможность заглянуть во внутренний мир героя, вникнуть в его переживания Портретный очерк
  Ускорение / Замедление видеоряда Движение внутри кадра ускоряется или наоборот замедляется   Ускорение или замедление видеоряда решает творческие задачи режиссера. С помощью первого спецэффекта время уплотняется, придавая видеоряду динамизм, развитие. Во втором случае время наоборот замедляет свой ход, у зрителя появляется возможность не спеша поразмыслить над происходящим Портретный очерк, Путевой очерк
  Цейтраферная съемка / «Лупа времени» В первом случае время уплотнено и то, что в реальности занимает недели, месяцы, годы, может «эволюционировать» за считанные секунды. Во втором случае время наоборот замедляет свой ход и дает возможность зрителю присмотреться к деталям.   По своей природе эти средства похожи на ускорение / замедление, но здесь, как правило, демонстрируются более длительные промежутки времени вцейтраферной съемке (от яйца к вылупившемуся из него цыпленку) и замедление с акцентом на детали, которую необходимо рассмотреть (просмотр забитого гола) Исследовательский очерк, путевой очерк, портретный
                           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: