Художественное выразительное средство (ХВС) | Определение понятия | Виды (если есть) | Специфика ХВС | Наиболее частый «ареал» использования | |||||||||
Пейзаж | Средство художественной выразительности, предметом которого является изображение природыили открытого пространства иного плана (городской пейзаж) | - Сельский - Городской (в том числе архитектурный и индустриальный) - Морской | Пейзаж используется: -для обрисовки места и обстановки; - разрядки напряженности изображения; - постановки социально значимых проблем; - передачи зрителям определенного настроения; - показа внутреннего состояния героев; - передачи авторских впечатлений от происходящих событий | Путевой очерк, портретный очерк, Заметки, Эссе, Зарисовка | |||||||||
Деталь | Наиболее характерные, оригинальные детали, которые помогают раскрыть характер, психологию, внутренний мир, состояние человека в полной мере и дают верное, правдивое, полное отображение и воспроизведение действительности. | Деталь: - показывает жизнь не в абстрактных, а в конкретных индивидуальных проявлениях; - способствует законченности портрета; - усиливает изобразительную емкость и конкретность | Портретный очерк, Эссе, Зарисовка | ||||||||||
Портретные характеристики героев | Выделение определенных внешних деталей героя | Портретные характеристики позволяют через внешние проявления заглянуть в мир человеческой души, в мир чувств и эмоций | Портретный очерк (биографический, юбилейный), Зарисовка (портретная) | ||||||||||
Интерьер | Изображение быта и обстановки, в которой герой живёт или работает. | Отбираются наиболее значимые детали интерьера, помогающие раскрыть психологию и характер героя | Портретный очерк, Зарисовка, Проблемный очерк, Эссе | ||||||||||
Точка зрения | Мнение или поведение второго лица, которое помогает лучше раскрыть характер главного героя. | - авторская точка зрения - точка зрения второстепенного героя | Взгляд на персонажа или ситуацию глазами другого человека, взгляд со стороны | Все виды очерка | |||||||||
Психологизм | Глубокое психологическое раскрытие характера героя через общение с ним и детальное изучение его биографии. Самоанализ, самораксрытие человека, анализ мотивационной сферы | Чаще всего психологизм достигается посредством внутреннего монолога (воспоминаний), а также демонстрации наиболее характерных ситуаций из жизни героя, повлиявших на его характер | Портретный очерк, зарисовка | ||||||||||
Точка съемки | Место, с которого оператор осуществляет съемку | - при студийной съемке - при событийно съемке | Пластическая выразительность кадра определяется прежде всего верно найденной точкой съемки. При событийной съемке в отличие от студийной, необходимо мгновенно ограничивать рамкой кадра наиболее существенный материал, зрительно выделив смысловой центр композиции. | Все виды очерка | |||||||||
Масштаб изображения | Имеется в виду расстояние от точки съемки до интересующего нас объекта | - общий план (панорама) - средний план - крупный план (портретный план, деталь) | В зависимости от масштаба изображения мы можем оценить общую картинку действия (общий план), углубиться в снимаемый объект(средний план) или конкретизировать его, дать ему более точнуюхарактеристику (крупный план) | Все виды очерка | |||||||||
Ракурс | Угол зрения на объект съемки | - съемка с верхней точки (можно показать человека, которого жизнь пригнула к земле) - объектив камеры снизу (передать напыщенность героя) - и многие другие ракурсы | От ракурса во многом зависит не только композиция кадра, но и своеобразная экранная трактовка материала | Все виды очерка | |||||||||
Слово | Слово во всех его проявлениях | - комментарий - дикторский текст | Слово на ТВ является основным источником информации. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик.Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога | Все виды очерка | |||||||||
Музыка, звуки, шумы | Из соотношения и взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов рождается экранное искусство — изобразительно-звуковой образ. | Музыка: - внутрикадровая - Внекадровая Используется: - для создания атмосферы действия - для указаниякоординат местности - передача примет времени - характеристика героев - самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею -авторский комментарий - движущая сила визуальной структуры Шумы: - интершум синхронный - интершум несинхронный - павильонная пауза Звук - естественные - электронные и т.д. | На телевидении используется буквально вся палитра звуков, шумов и все музыкальные жанры. С их помощью раскрываются идеи обобщенного плана, конкретные темы, выражаются чувства героев или самих авторов, их переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние. | Все виды очерка | |||||||||
Перспектива | Воспроизведение на плоскости экрана трехмерного пространства | - Линейная (объекты, выраженные наиболее четко – дорога, рельсы и проч.) - Воздушная (по мере удаления предметов от объектива камеры пропадает ясность очертании – дождь, снег, дым, пыль, туман) - Обратная перспектива (пространство на плоскости передается необычным образом, то есть по мере удаления от зрителя предметы и фигуры не уменьшаются, а увеличиваются). | Зритель воспринимает изображение различных предметов в перспективном сокращении, так как по мере их отдаления от объектива камеры изменяется их величина и четкость очертаний | Путевой очерк | |||||||||
Цвет | Осмысленное использование черно-белого или же цветного изображения | - Черно-белое изображение - Цветное | Все виды очерка, чаше портретный, проблемный | ||||||||||
Реконструкция (инсценировка) | Создание игровых сцен с участием актеров для иллюстрации основных научных данных, излагаемых ученым (учеными) в целях реконструкции исторических, научных фактов, воссоздания образов ученых прошлого. | Литературный сценарий такого произведения должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с подлинными ее участниками, учеными, специалистами народного хозяйства. | Все виды очерка, чаще очерк-исследование, портретный (некролог) | ||||||||||
Мизансцена | Размещение действующих лиц и обстановки действия в сцене, выражающее идейно-художественный замысел телефильма или передачи. | - Мизансцена ситуации, - мизансцена отношений, - мизансцена-образ, - мизансцена-символ | Мизансцена в телефильме, в телеспектакле есть отражение на экране происходящего, что выражает отношение героев к людям, к вещам, к природе, вообще к происходящему в их жизни. Мизансцена, построенная режиссером, есть реальное воплощение его замыслов. | Все виды очерка | |||||||||
Композиционные приемы | - Мозаика - Веер (герой - в центре, к которому сходятся мнения о нем) - Ступеньки (соединение эпизодов разных лет) - Кольцо (единая мысль для начала и конца) - Параллелизм | От композиции произведения во многом зависит то, насколько верно и полно будет реализован замысел автора | Все виды очерка | ||||||||||
Монтаж | Динамическое соединение кадров между собой как результат движения во времени и пространстве всех элементов экранной речи. | - Формально-описательныймонтаж - Параллельный монтаж - Ассоциативный монтаж - Контрастный монтаж | Принцип движения во времени и пространстве является основополагающим при возникновении различных форм монтажа. "Последовательность состояния и места" воссоздаются на экране при помощи чередования кадров (изобразительных живописных и графических композиций), эпизодов и фрагментов фонограммы (звучащих слов, музыки и шумов). | Все виды очерка | |||||||||
Спецэффекты | Это группа художественно-выразительных средств, позволяющая усилить эмоциональную сторону произведения и одновременно углубить его смысл. | - Визуальные (компьютерная графика) - Механические (пиротехника) | Визуальная группа представляет собой оптические эффекты (комбинированные съемки) икомпьютерную графику. Механические (физические) спецэффекты предполагают обработку материалов перед съемкой – например, использование специального грима или пиротехники. | Все виды очерка | |||||||||
Микширование | Это разновидность спецэффектов – наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение одного другим. | Микширование обеспечивает плавный переход визуальной картинки, а также позволяет режиссерам за счет использования двух-трех слоев изображения увеличить смысловую нагрузку и создать дополнительную эмоцию в кадре. | Все виды очерка | ||||||||||
Полиэкран | Разновидность спецэффектов, которая позволяет на одной плоскости экрана воспроизвести несколько различных изображений, чаще объединенных между собой тематически. Съемка различных объектов может быть осуществлена синхронно работающими камерами или изображения получают в различное время — но и те, и другие планы объединяются в процессе монтажа в пространственные границы одного кадра | Позволяет достичь информационное уплотнение содержания кадра и усиление эмоционального воздействия на зрителя достигается использованием | Портретный, проблемный, эссе | ||||||||||
"Кашированный кадр"(от французского слова сасhег — заслонять). | Разновидность спецэффектов, изменение конфигурации кадра, его размеров. Эффект выставленной перед объективом камеры заслонки в виде какой-то эстетической формы. | В качестве заслонок могут быть: геометрические фигуры, отверстие замочной скважины, восклицательный знак, звезда и огромная масса других форм. | Кашированный кадр позволяет автору влиять на эмоциональное восприятие материала аудиторией, подчеркивать специфику представленной в материале темы | Портретный, очерк-исследование, эссе | |||||||||
Надписи | Текстовое дополнение к представленному видеоряду | - заглавные надписи ( объединяет названия различных передач, серий, рубрик, циклов, игровых, документальных или анимационных фильмов и проч.) - титульные надписи ( перечень фамилий создателей, желательно с указанием профессии каждого) - пояснительные надписи (надписи-посвящения, эпиграфы, | Надпись позволяет не только расшифровать визуальный ряд в случае необходимости, но и создать образность, повлиять на эмоциональное восприятие зрителя (например, красивый эпиграф, надпись-посвящение) | Все виды очерка | |||||||||
Свет | Активным элементом композиции кадра, ее формообразующим и эстетическим фактором является свет. | - основной - контровой - заполняющий - рисующий - моделирующий - фоновый и др. | Светом можно выявить глубину пространства, трансформировать объемные формы, подчеркнуть линейные очертания и рельефность элементов, более осязаемо передать воздушную атмосферу, а также создать нужное настроение в кадре. | Все виды очерка | |||||||||
«Наезд»/ «Отъезд» камеры | Смена планов | От среднего плана к крупному, от крупного к общему и другие вариации | Плавный наезд камеры, крупный портретный план дает возможность заглянуть во внутренний мир героя, вникнуть в его переживания | Портретный очерк | |||||||||
Ускорение / Замедление видеоряда | Движение внутри кадра ускоряется или наоборот замедляется | Ускорение или замедление видеоряда решает творческие задачи режиссера. С помощью первого спецэффекта время уплотняется, придавая видеоряду динамизм, развитие. Во втором случае время наоборот замедляет свой ход, у зрителя появляется возможность не спеша поразмыслить над происходящим | Портретный очерк, Путевой очерк | ||||||||||
Цейтраферная съемка / «Лупа времени» | В первом случае время уплотнено и то, что в реальности занимает недели, месяцы, годы, может «эволюционировать» за считанные секунды. Во втором случае время наоборот замедляет свой ход и дает возможность зрителю присмотреться к деталям. | По своей природе эти средства похожи на ускорение / замедление, но здесь, как правило, демонстрируются более длительные промежутки времени вцейтраферной съемке (от яйца к вылупившемуся из него цыпленку) и замедление с акцентом на детали, которую необходимо рассмотреть (просмотр забитого гола) | Исследовательский очерк, путевой очерк, портретный | ||||||||||