Практическая работа №3
ТЕМА: изучение суточного рациона студента
ЦЕЛЬ: Проанализировать суточный рацион студента
ЗАДАЧИ:
• ознакомиться с основными положениями концепции рационального питания;
• рассмотреть виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека;
• основываясь на концепции рационального питания составить дневной рацион для студента.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
- основные положения гигиены;
- гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
- методы, формы и средства гигиенического воспитания населения
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
- проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
Ход работы:
Задание №1. Изучить теоритическую часть.
Рациональное питание
Питание – приобретение энергии и материалов, необходимых для жизни
Диета – режим питания человека (количество и качество потребляемой им пищи и соблюдение времени приема пищи)
Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.
Рациональное питание предполагает:
• Энергетическое равновесие
• Сбалансированное питание
• Соблюдение режима питания
Основы рационального питания
К основным требованиям, предъявляемым к рациональному питанию относятся:
• достаточная энергетическая ценность пищи;
• оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи;
• достаточный объем пищи и жидкости;
• деление суточного рациона на части;
• прием совместимых пищевых продуктов;
• употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам;
• максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада;
• систематическое очищение организма от шлаков.
Принципы рационального питания
Первый принцип: энергетическое равновесие
Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма. Энергозатраты организма зависят от:
• пола (для парней 14 – 18 лет около 2750 ккал, для девушек этой же возрастной группы – 2110 ккал),
• возраста (для мужчин 19 – 50 лет – 2550 ккал, для женщин этой же возрастной категории – 1940 ккал)
• физической активности,
• профессии (для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 - 5000 ккал в сутки).
Второй принцип: сбалансированное питание
Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях (белки, жиры, углеводы, витамины и мин. в-ва). Согласно принципу сбалансированного питания:
• Белками должно обеспечиваться 10 - 15 % суточной калорийности (доля животного белка = доле растительного белка). Оптимальное количество белков должно равняться 0,8-1,5 г на 1 кг веса. Так для человека весом 70 кг суточная норма потребления белков около 70 г.
• Оптимальный объем потребления жира – 15 - 30 % калорийности. Нормальным считается соотношение растительных и животных жиров, обеспечивающее 7 - 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 - 15 % - мононенасыщенных и 3 - 7 % полиненасыщенных жирных кислот. На практике это означает потребление в равном соотношении растительных масел и животных жиров, содержащихся в продуктах. Оптимальное количество жиров должно равняться 1 г на 1 кг веса (60 - 80 граммов).
• Углеводами должно обеспечиваться 55 - 75 % суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие, некрахмалосодержащие и клетчатка) и только 5 - 10 % - на простые углеводы (сахара) (350 - 400 граммов).
Третий принцип: режим питания
Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна
Организация рационального питания студентов
Студенты — это молодежь в возрасте 18—26 лет, еще с незаконченными процессами роста и формирования организма. В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 2585 ккал, студенток —2434,5 ккал.
Поэтому, для сохранения здоровья и работоспособности студентов в течение дня имеет значение:
• соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам,
• распределение калорийности между приемами пищи,
• разовость питания,
• время и интервалы между приемами пищи.
Для студентов наиболее оптимальным режимом питания является четырехразовое питание. Абсолютно недопустимо двухразовое и, конечно же, прием пищи раз в день! Последний прием пищи рекомендуется не позднее чем за два часа до сна.
При четырехразовом питании должно быть следующее распределение калорийности:
• первый завтрак — 25%,
• второй завтрак—15%,
• обед — 35%,
• ужин — 25%.
Задание 2. На основании теоритического материала рассчитать величину суточного обмена веществ
Действие 1.
A Рассчитать величину основного обмена (ВОО) (3мя способами).
Основной обмен – обмен веществ в состоянии полного покоя.
Способ №1. Формула Гарриса-Бенедикта (ВОО на основе общей массы тела)
Формула учитывает рост, вес, возраст и пол для определения основного обмена (ВОО). Не задействован критерий – величина мышечной массы. Таким образом, это уравнение будет точным для всех, за исключением людей с чрезмерно большой мышечной массой (потребность в калориях будет занижена), и людей с ожирением (потребность в калориях будет завышена).
Мужчины: ВОО = 66,47 + (13.7 * вес в кг) + (5 * рост в см) - (6.8 * возраст в годах)
Женщины: ВОО = 655,1 + (9.6 * вес в кг) + (1.8 * рост в см) - (4.68 * возраст в годах)
Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг
ВОО = 66,47 + (13.7 * 86) + (5 * 180) - (6.8 * 37) = 1893 ккал
Способ № 2. Формула Маффина-Джеора (ВОО на основе общей массы тела, современный метод расчета)
Мужчины: ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) + 5
Женщины: ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) – 161
Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг
ВОО = (9,99 * 86) + (6.25 * 180) – (4,92 * 37) + 5 = 1807 ккал
Способ № 3. Формула Кетча-МакАрдла (ВОО на основе сухой массы тела)
• %жира = 100 – (0,11077*(обьем талии, см) – 0,17666*(рост, м)+0,14354*(вес, кг)+51,033)
• СМТ = Текущий вес – (Тв * %жира)
• 370+(21,6*СМТ) =
СМТ – сухая масса тела
B Рассчитать величину суточного обмена веществ
(для каждого способа расчета ВОО).
Суточный Обмен Веществ – обмен веществ, учитывающий характер активности.
СОВ= ВОО*КФА
КФА – коэффициент активности
Пример: ВОО = 1807 ккал, средняя физическая активность. Коэффициент активности для этого случая - 1,9 и суточная потребность в калориях = 1,9 х 1807 = 3433 ккал в день
C Рассчитать среднюю величину суточного обмена веществ.
Средняя величина суточного обмена веществ= СОВ1+СОВ2+СОВ3/3
Действие 2. На основании проведенных расчетов Действия 1, теоретического материала и приложения рассчитать «идеальный» однодневный рацион студента*.
*необходимо учитывать:
• Кратность приемов пищи
• Общую калорийность
• Общее содержание б/ж/у
Действие 3.Оформить заключение по плану:
На основании сопоставления полученных в ходе занятия данных и данных фактического однодневного рациона сделать вывод об адекватности/неадекватности своего пищевого поведения по плану:
• соответствие/несоответствие фактической диеты нормам питания
• определение корректирующих действий.
Задание 3. Используя материалы МР 2.3.1.2432 -08решить ситуационную задачу:
В среднем рационе студентки-девушки (19 лет, I группа физической активности), содержится 100 г белков, 90 г жиров, 230 г углеводов.
1. Вычислить энергетическую ценность рациона. Дать санитарно – гигиеническую оценку питания.
2. Предложить санитарно – гигиенические мероприятия по улучшению питания для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней.
3. Составить план лекции по гигиеническому обучению и воспитанию. Тема: «Питание при умственном труде».
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы:
- Чем термин «питание» отличается от термина «рациональное питание»?
- Перечислите принципы рационального питания.
- В МР 2.3.1.2432-08 в п. 4.2.1.1.1. указана рекомендуемая доля белков животного происхождения для взрослых – 50%, для детей – 60% от общего количества употребляемых белков. Объясните, почему с возрастом снижается доля животного белка в рационе?
ОФОРМИТЬ ВЫВОД ПО ПЛАНУ:
- Ответ на поставленную цель.
- Ответ на вопрос: Как приобретенные навыки пригодятся в вашей профессии?
Нормативно-правовая литература
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществ для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08.