Есть ли уверенность в том, что эффективность и скорость чтения могут быть увеличены за сравнительно короткий период времени? Да, есть. Это подтверждено научными исследованиями и лабораторными экспериментами. То, что человек с нормальным интеллектом может научиться читать быстрее и эффективнее - это не теория, а факт.
Этот факт был подтвержден в центрах по обучению быстрому чтению в сотнях колледжей и университетов по всему миру. Вот несколько произвольно выбранных примеров:
Университет Флориды: 175 взрослых обучались на трехмесячных курсах (одно четырехчасовое занятие раз в неделю). В состав группы входили представители различных профессий: бизнесмены, учителя, адвокаты, журналисты и другие. В начале курса обучения 111 студентов читали со скоростью от 115 до 210 слов в минуту, что соответствует уровню средней школы. К концу обучения почти все студенты показали значительное улучшение, 52 из этих 111 стали читать со скоростью 295 - 325 слов в минуту - это уровень высшей школы.
Как сообщает директор центра скорочтения колледжа г. Дартмут доктор Роберт М. Беар: "За десятилетний срок обучения студентов скорочтению я видел мало новичков, которые читали так быстро и эффективно, как им следовало бы читать, и как они смогли читать после короткого курса обучения. Из года в год наши занятия начинаются при средней скорости чтения около 230 слов в минуту и заканчиваются через несколько недель при скорости около 500 слов в минуту."
Профессора Рассел Коспер и Беррис Миллс в журнале "Высшее образование" описывают случай, когда группа первокурсников из 307 человек проходила курс обучения скорочтению в течение 15 недель. Члены этой группы увеличили скорость чтения на 62 процента. Другая группа из 282 человек с точно такими же способностями проходила обычный курс обучения. За тот же самый период прирост скорости составил только 9 процентов.
Профессора Коспер и Миллс, сравнивая результаты этих двух групп, пришли к следующему выводу: при обычном курсе обучения скорость и эффективность чтения увеличиваются очень медленно или совсем не увеличиваются. Но при работе, непосредственно направленной на увеличение скорости чтения, определенно можно добиться значительных результатов.
Еще один пример: группа, состоящая из студентов в возрасте от 31 до 41 года, к окончанию процесса обучения в среднем увеличила скорость чтения с 245 до 470 слов в минуту - прирост составил свыше 90 процентов. Более старшая группа (средний возраст 46 - 58 лет) увеличила скорость чтения с 256 до 414 слов в минуту - прирост составил около 60 процентов.
Возраст, после достижения средних лет, может играть некоторую роль в замедлении темпов увеличения скорости чтения, но, по-видимому, нет препятствий для увеличения скорости - заметьте, что люди пожилого возраста отстали в прогрессе от первокурсников только на 2 процента (см. пример выше).
Профессор Эрнст Кин отмечает: "...можно прийти к выводу, что с возрастом прирост в скорости чтения замедляется, но имеет место небольшое преимущество в понимании. В целом, прогресс людей старшего возраста сравним с прогрессом студентов младших курсов высших учебных заведений, что опровергает старую английскую поговорку о невозможности научить старую собаку новым трюкам".
И, наконец, последний пример: в лаборатории скорочтения городского колледжа в Нью-Йорке группа студентов из 14 человек к концу 12 - недельного курса обучения достигла среднеарифметического прироста скорости в 69,1 процента. Обратите внимание на некоторые радикальные улучшения в скорости, представленные в таблице ниже.
Начало обучения | Конец обучения | |||
Студент | Скорость | Понимание | Скорость | Понимание |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Е | ||||
Ж | ||||
И | ||||
К | ||||
Л | ||||
М | ||||
Н | ||||
О |
Анализируя сообщения из различных центров обучения скорочтению, можно прийти к следующим выводам:
А). большинство нетренированных студентов читают неоправданно медленно и неэффективно.
Б). после относительно короткого периода интенсивного обучения эти студенты могут значительно улучшить скорость и эффективность чтения.
Что вам предстоит?
По мере роста тренированности измеряйте прирост эффективности чтения. Индивидуально эти изменения могут быть небольшими, но они будут ощутимыми, и постепенно будут накапливаться. В конечном счете, эти изменения приведут к приобретению новых полезных привычек при чтении, которые позволят вам господствовать над страницей.
Так как главным принципом упражнений этой книги является следующее утверждение: вы, а не книга, страница, абзац являетесь хозяином положения.
Вы - хозяин, а книга, страница, абзац могут стать вашими покорными слугами.
Во время работы над книгой вы будете находиться в постоянном состоянии борьбы с самим собой, с вашим прежним читательским "Я".
Почему вы читаете лучше сегодня, чем вчера?
Насколько быстрее вы читаете сейчас, чем на прошлой неделе?
С какими навыками вы подходите к чтению данного конкретного упражнения?
С какой скоростью и эффективностью вы справляетесь с данным упражнением, и насколько лучше вы это делаете по сравнению с прошлой неделей, месяцем?
На сколько больше книг вы теперь прочитываете за тот же период времени?
И, особенно, насколько больше удовольствия вы теперь получаете от чтения?
Для того, чтобы сделать все эти сравнения, необходимо постоянно вести статистику скорости чтения и эффективности понимания.
Вы будете устанавливать для себя одну за другой конфетные цели и урок за уроком отмечать, насколько успешно вы к ним продвигаетесь.
По мере роста вашего мастерства вы будете устанавливать личные рекорды скорости и эффективности, а затем стараться побить эти рекорды.