Благородный муж и пять добродетелей




Конфуций и конфуцианство

Конфуций родился в 551 году до н.э. в восточной части Китая в княжестве Лу в городке Цюйфу. Его настоящее имя Кун Цю, потом его стали называть Кунцзы – учитель Кун. В Европе он известен как Конфуций. Вместе со своими учениками он много лет путешествовал по стране, проповедовал свои социально-этические взгляды, затем вернулся на родину Цюйфу. Идеи Конфуция были собраны в сборнике «Луньюй» (Беседы), изданном его верными учениками. Конфуцианство возникло не на пустом месте. В свое время это философское направление было создано с целью восстановления былых норм морали в китайском государстве. Это течение имело несколько этапов развития. Начало каждого из них связано с глобальным социально-культурным кризисом, выход из которого конфуцианские мыслители неизменно находили в теоретическом новаторстве.

Первый период: 6–3 вв. до н.э. Изначальное конфуцианство возникло в середине 1-го тысячелетия до н.э., когда Китай был поглощен бесконечными войнами, которые обособившиеся децентрализованные государства вели друг с другом. Раннечжоуская идеология начала подавляться (чтобы вы понимали; династия Чжоу была главенствующей на тот момент и обладала большим авторитетом) и новые веяния доносились и постепенно проникали в общество от агрессивных соседей. Реакцией на этот духовный кризис стала канонизация Конфуцием идеологических устоев раннечжоуского прошлого, запечатленных прежде всего в тексте «Писаний» («Шу») и «Стихов» («Ши»), а результатом – создание принципиально нового культурного образования – философии. Конфуций на тот момент был приглашен служить чиновником государства.

Второй период: 3 в. до н.э. – 10 в. н.э. Основным стимулом формирования, так называемого ханьского конфуцианства стало стремление к восстановлению идейного главенства, утраченного в борьбе новыми философскими школами, прежде всего даосизмом и легизмом (эти идеологии соперничали, так как конфуцианству надо было оставаться в роли национальной идеологии). Реакция была отрицательной, но в итоге прогресс был. С помощью древних текстов, в первую очередь «Перемен» («И») и «Величественного образца» («Хун фань»), конфуцианцы этого периода во главе с Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) существенно реформировали собственное учение, интегрировав в него проблематику своих теоретических конкурентов: методологическую и онтологическую – даосов и школы инь-ян, политико-правовую – моистов и легистов.

Третий период: 10–20 вв. Возникновение неоконфуцианства было вызвано очередным идейным кризисом, обусловленным противостоянием официализированного конфуцианства с новым конкурентом – буддизмом. Конфуцианцы в итоге утвердили свои новые идеи, ссылаясь на основателя Конфуция и его последователя Мэна-цзы. Эти труды впоследствии вылились в трактат Мэн-цзы.

Четвертый период – последний и незавершенный, начавшийся в 20 в. Появившееся в это время новое конфуцианство явилось реакцией уже на общемировые катастрофы и глобальные информационные процессы, выразившиеся, в частности, в укоренении в Китае чужеродных западных теорий. Для их новаторского переосмысления конфуцианцы вновь обратились к старому арсеналу конфуцианских и неоконфуцианских построений. Последняя, четвертая форма конфуцианства в наибольшей степени отлична от всех остальных, предшествовавших ей, прежде всего потому, что в сферу ее интегративных интенций (направленность мыслительной деятельности) попал предельно чужеродный, даже в сущности противоположный духовный материал.

Благородный муж и пять добродетелей

В центре внимания учения Конфуция – человек, его качества и поведение в обществе, его взаимоотношения с другими людьми. Он создал идеал современного человека, благородного мужа. По его мнению, блогородный муж обладал пятью добродетелями: жэнь (человеколюбие), и (справедливость), ли(ритуал), чжи (мудрость), синь (верность). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Жэнь – это любовь к детям и братская любовь. По понятию жэнь человек должен относиться ко всем окружающим как связанным с ним кровным родством. Категория и включает в себя значение «долг», «справедливость», «ответственность», «правильность». Она передаёт идею о том, что человек должен воспринимать общие требования общественного долга выше своих личных потребностей. Понятие ли устанавливает принципы взаимоотношений между людьми. Ритуал чётко определял разницу между людьми по статусу. Человек на низком месте в иерархической лестнице должен подчинять человеку более высокого статуса. Чжи значит уровень образованности и мыслительных способностей человека. А понятие синь многозначное – от преданности стране, государю, начальнику, отцу до верности собственным убеждениям и обещаниям.

Пять отношений

Основные принципы учения Конфуция – строгая социальная иерархия и моральные правила. Он считает, что в основе общества лежат «пять отношений»: между правителем и сановником (чиновник, служащий правителю), отцом и сыном, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями. Во всех случаях младший должен слушаться старшего. Каждый человек должен брать на себя обязанности, связанные с его семейным и социальным положением. Только тогда общественная жизнь будет проходить гладко и грамонично. «Не делай другим того, что не желаешь себе». Этот принцип относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе они имеют право свергнуть его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: