ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ или ОСНОВА ОСНОВ




Техника одинарной веревки ничего общего не имеет с тривиальным хождением по одинарной линейной опоре без страховки. SRT - это гармоничный комплекс мер, затрагивающий все без исключения стороны работы на подземных вертикалях. И не только на подземных. Механическое, подражательное, перенесение в практику отдельных элементов SRT без понимания их сути и связи с остальными составляющими техники порождает уродливые гибриды - столь же неприглядные, как и опасные.

Техника одинарной веревки покоится на "трех китах", трех неразрывных составляющих, которые дают желаемые результаты только в совокупности.

 

ПЕРВЫЙ КИТ по имени РОУП

Есть среди кейверов, понимающих Суть, поговорка-пожелание: "Лучше наступи себе на язык, чем на веревку!" Конечно, не стоит это воспринимать буквально - веревка не боится наступания. Но основы безопасности SRT закладываются на земле. Прежде всего - это бережное отношение к веревкам, как к основному снаряжению.

"Так-так, - уже вертится нетерпеливый. - Огласите, пожалуйста, весь список!"

Будь по-вашему, представляю остальных.

 

ВТОРОЙ КИТ - ПРОТЕКТОР

Рrotection - по-английски, защита. Соответственно, Рrotector - защитник. В ведении кита Защитника - сохранность нейлоновых дорог. По разному можно их проложить по отвесам, на языке кейвинга - сделать навеску.

SRT жестко формулирует основное правило:

Навеска на ЛЮБОЙ отвес должна исходить из главной задачи - МАКСИМАЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ висящей на нем ЕДИНСТВЕННОЙ ВЕРЕВКИ. А уж потом все остальное.

Все потом - быстрота, легкость передвижения, другие соображения.

Комплекс мер по сохранению навески называется ее защитой. В свою очередь, защита навески состоит из двух взаимодополняющих частей: защиты антифрикционной - от перетирания, и защиты динамической - от последствий рывка. Эти "сиамские близнецы" неразделимы. Только примененные в совокупности, они дают определенные гарантии сохранности одинарной веревки.

Проще говоря - веревки на каждый отвес должны навешиваться без трения их о скалу и с учетом возможных динамических рывков при работе. Надо признаться, что во всей предыдущей практике советского спелеотуризма мы не сталкивались с такой постановкой вопроса. Не мудрствовали особо - швырнул веревку за край колодца и вся недолга!

Да, организация динамически защищенной навески, да еще без трения ее о скалу, требует гораздо больших усилий. Это и забивка дополнительных крючьев, и применение оригинального снаряжения, призванного защитить веревку от трения - специальных прокладок, подстилок, чехлов, оттяжек, отклонителей. Кроме того... ну, да в трех словах и не скажешь. Ни о чем подобном я до 85 года и не задумывался.

 

ТРЕТИЙ КИТ - ТЕХНИК

Этот кит, пожалуй, внешне самый заметный. Более полное и понятное его имя - индивидуальная техника передвижения по отвесам. Как-то так повелось в советском спелеотуризме, что главным преимуществом того или иного способа передвижения по веревке считались его скоростные качества. При этом мы частенько забываем, что если высокая скорость подъема говорит о хорошем уровне кейвера, то высокая скорость спуска чаще всего свидетельствует об обратном: или о низкой технической грамотности, или о скудости ума.

Правилами SRT регламентируется максимально допустимая скорость спуска на ФСУ, использующих карабин в качестве тормозного элемента (*156) - не более 15 метров в минуту. "Один метр за четыре секунды?!" - воскликнут наши лихачи. - Что за скорость такая черепашья?"

Как знать. При превышении этой на вид маловатой скорости возникает угроза оплавления и повышенного износа веревки от трения в спусковых устройствах, особенно на сухих отвесах. Можно ехать и быстрее, но - используйте подходящие "спускеры", господа, хорошо отводящие тепло из зоны нагрева. Ведь веревка-то одна! Тем более, что средняя скорость движения по маршруту зависит, прежде всего, от тактически грамотных действий группы, выносливости, технической подготовленности каждого конкретного исполнителя, и только в последнюю очередь от скоростных преимуществ самого способа движения.

Скорость - дело десятое, скорость - органическая производная всех перечисленных составляющих. В SRT главным условием применимости способа движения признана - МАНЕВРЕННОСТЬ. Именно, маневренность, а не скорость. Передвигаясь по одинарной веревке, кейвер должен быстро и достаточно легко преодолевать многочисленные препятствия - не только и не столько естественные, но и искусственные, установленные по велению второго Кита - Защитника. Важно, чтобы сам способ движения позволял позаботиться о сохранности единственной на отвесе веревки: иметь возможность отделять ее от скалы, не позволять касаться и тереться о рельеф даже эпизодически.

Если говорить о подъеме, то, перебрав многочисленные варианты, европейский кейвинг избрал способ движения по веревке, носящий пока неразгаданное мною название "Дэд" (*157). В некоторых публикациях тот же способ носит англоязычное название "Фрог" (Frog - лягушка). Но в советской практике название "лягушка" получил другой способ движения: с одновременной работой ног на двух длинных равновеликих стременах, прикрепленных к верхнему зажиму (*158). Поэтому, для определенности, говорю "Дэд".

Понятно, что маневренность на отвесе впрямую зависит от особым образом подобранного и подогнанного индивидуального снаряжения. Поэтому желающим заняться техникой одинарной веревки приходится очень внимательно отнестись к своему индивидуальному снаряжению. Все то, чем обладали мы в 1985 году существенно отличалось от необходимого. Все, буквально все пришлось приспосабливать или принципиально менять. И это тоже было для нас неожиданностью. Но... как говорится, это уже совсем другая история. Иначе я могу превратить мое повествование в учебник по SRT. А это пока не входит в задачу.

Только веревку, саму веревку - основу основ SRT, я не могу обойти полным молчанием.

* * *

Однажды я принес с почты увесистую бандероль и весьма удивился, обнаружив в ней приличный конец веревки явно иностранного происхождения. "Неужто в Киеве начали делать приличную веревку?" - недоумевал я, рассматривая почтовый штемпель и обратный адрес. Впрочем, все быстро выяснилось, что не убавило моего удовольствия от созерцания прекрасного содержимого бандероли. Веревку прислал Саша, Александр Борисович Климчук - тот самый, кто некогда принял не последнее участие в открытии пропасти Киевская, а нынче упорно занимался пропастью Куйбышевская на Арабике. Недавно Климчук вернулся из совместного с Киселевым и Дублянским турне по Канаде и США и вот... Это было приятно.

Следом за бандеролью пришло письмо, в котором содержалась "Инструкция к веревке фирмы "Пиджин Маунтин Индастри" - "РMI" (Пи-Эм-Ай). Обращаясь к Третьему Киту - отношению к веревке, я всегда вспоминаю эту инструкцию, которую не поленился тогда перевести и не пожалел о затраченном времени. В общем, это была лишь обычная инструкция к обычной, по американским понятиям, веревке. Сегодня никого уже не удивишь подобными инструкциями.

" НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ! - было написано в ней. - Примите их в связи с покупкой новой "РМI"! Первая это Ваша веревка или Вы бывалый ветеран, пожалуйста, найдите время прочитать нижеследующее: это может иметь значение в Вашей жизни..."

Да, знание характера Кита по имени Роуп предельно важно. И тот подарок Саши Климчука послужил для меня важнейшим источником информации на будущее. Чтобы начать относиться к веревке как к другу, от которого зависит самое драгоценное - здоровье и жизнь.

---------------------------------------------------------------

*154 П.Недков "АБВ на техниката на единичното въже", София, 1983.

*155 Просьба не путать с челябинцем Сергеем Николаевичем Киселевым: по прозвищу Кес, моим соратником по напрянскому корделетту, бессменным завхозом Алекских СИПов - семинаров Средней Инструкторской спелеоподготовки и призером Всесоюзных соревнований по спелеотехнике в составе челябинских команд.

*156 Карабин в качестве одного из тормозящих элементов используют многие спусковые устройства: шайбы, восьмерки, рогатки, большинство каталок и т.п. Более совершенные ФСУ карабины для торможения не используют.

*157 Основоположник SRT в Болгарии Петко Недков как-то обмолвился, что по его сведениям название "Дэд" произошло по прозвищу его изобретателя, французского спелеолога, похоже, славянского происхождения, если прочитать прозвище по-русски: "Дед". Так оно в последствии и оказалось - был такой француз по имени Андре Меоцци (Andre Meozzi) по прозвищ Ded.

*158 Получивший с легкой руки илюхинцев название "лягушка", этот уродский способ подъема действительно гораздо больше напоминает движения лягушки, чем его более гармоничный и эффективный англо-французский собрат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: