Концепция старости в религиозной и светской культуре на примере концерта Березовского «Не отвержи мене во время старости»




Максим Созонтович Березовский…Автор хоровых кантов в стиле итальянской школы. Он создал целый ряд хоровых церковных концертов и песен. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ.

Но вершиной творчества Березовского в области духовной музыки стал хоровой концерт, написанный на слова 70 псалма Давида - «Не отвержи мене во время старости». Концерт почти монотематичен и предельно прост по конструкции цикла. Но главное то, что композитор выбрал именно ЭТИ слова. Почему...?

Если мы откроем словарь Даля по русскому языку, то определение старости там дается как наступающий после зрелости период жизни, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма. Русская пословица говорит: «старость – не радость»…Если рассматривать это с точки зрения светского обозревателя, то возможно, это и так. Светскому человеку, не верующему в вечную жизнь, старость кажется чем-то унылым, чем-то таким, что потеряло цвет. Если мы немного приоткроем «культурную» завесу нашей современной молодежи, то мы сможем увидеть множество призывов «Живи сегодняшним днем!», «Не думай о будущем!», «Главное-это сейчас!». Эти, как бы ненавязчивые фразы, диктует нам бездуховный современный мир. Для примера возьмем слова из знаменитых групп «Алиса» и «Black Sabbath»…Русская и британская группы. Казалось бы, два абсолютно разных коллектива с разных концов мира. Но слова их песен необычно совпадают - они обе поют о том, что необходимо умереть молодым. Иначе что потом? Потом начнется безрадостное коротание своего остатка жизни, начнет мучить совесть о прожитых днях, о бессмысленности существования атеиста. Нужно будет как-то заполнять эту пустоту. Но как, если человек всю свою жизнь спешил переделать свои какие-то личные дела, заботился только о своем Я и никогда и не вспоминал Бога. Становится страшно.

Но что об этом думает православие? Православная ветвь христианства представляет собой ориентацию на старое и на старость как на Божественную полноту бытия, у которой нет недостатков, что в полной мере относится и к немощам старческого возраста и к одиночеству, сопровождающему его. Немощи посылаются человеку для того, чтобы в нем ослабла склонность к расслабляющим душу удовольствиям, чтобы он сосредоточил внимание на своей душе и искал удовольствия в ее общении с Богом. С православной точки зрения, старость включена в проект Создателя, и, следовательно, она не может быть просто тягостным придатком предыдущей жизни, а имеет свою цель, свое значение и уж тем более не должна оборачиваться пыткой, злом, мукой для человека. Старость рассматривается как благословение или милость Божия не только для благочестивых и добродетельных, но и для равнодушных к своему спасению. Если первым эта милость дается в награду за благочестие и добродетели, то вторым в поощрение к покаянию и исправлению. С точки зрения православия вся жизнь человека состоит из двух этапов. Первый, который отдается главным образом функциям, связанным с природой и телесностью, и протекает преимущественно во внешнем; - второй, который должен развиваться и зреть в душе, в сердце, в глубине.

Я думаю, Березовский не случайно выбрал именно эти слова для своего хорового шедевра. Композитор жил в 18 веке, в веке, ориентированном на Запад. Общество того времени утрачивало свое духовное состояние, первостепенным были внешние показатели и «светское просвещение». Люди не задумывались над своим внутренним состоянием, над качеством своей веры. Главной их заботой была гонка за европейскими идеалами и соответствие принятым стандартам того времени. Но главная цель нашего мирского бытия, - помышление о Боге и вечной жизни,- забывалась и утрачивала свое значение. Именно эти слова70 псалма Давида как никогда были актуальны и тогда и сейчас.

В своем концерте Березовский повторяет слова несколько раз, как бы доводя до нас то состояние, которым мы должны быть всегда подвержены - состояние покаяния и мольбы. «Боже мой, не удаляйся от мене, Боже мой, на помощь мне обратись!» Эти слова достаточно ясно показывают нам, для чего нам дан 2 этап жизни. Для рассуждения о нашей прожитой жизни и раскаянии о своих грехах. Примечателен тот факт, что Березовский в своих церковных сочинениях подчинял музыку словам, а не наоборот, как это делали многие композиторы итальянской школы. В этом его концерте прослеживается глубокое понимание псалма, с помощью музыки он пытается нам раскрыть всю глубину Божественной милости к человеку.

Старость как завершающий этап человеческой жизни отождествляется в библейских текстах с понятием «преклонных лет». В отличие от современного понимания преклонного возраста как пожилого, Священное Писание делает акцент на преклонении перед законом смерти: «Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время». То есть в старости смерть перестает быть абстрактным понятием (в этом качестве она свойственна молодости) и становится внутренним переживанием, внутренним знанием, которое приходит постепенно не из вне, а изнутри.

В своих письмах к друзьям известный русский драматург Николай Васильевич Гоголь писал: «Друг мой! считай ВСЕГДА себя в этой жизни не иначе, как школьником и учеником». Он пытался нам донести то, что для православного христианина нет предела совершенства, и там, где для светского человека высший пилотаж, для верующего – только отправная точка своего развития. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Если перебрать всех философов и первейших всесветных гениев, то мы увидим, что лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомним, например, о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Вот причина почему христианин вечно идет вперед даже тогда, когда другие идут назад.

Именно в старости в полной мере достигается то самое смирение, к которому призывает православное учение. В связи с этим старость православного христианина представляет собой период времени, предназначенный для того, чтобы умиротвориться, успокоиться и без сожаления, осознанно уйти к Господу, очищая и облагораживая свою душу. Если правильно отнестись к своему старению, то этот период жизни становится завершающим периодом для воспитания характера и обогащения личности перед отходом души в Вечность. Другая важная задача старости состоит в том, чтобы познать великую цель жизни, научиться любить. Следовательно, старость-это познание своих дел, подведение итогов своего земного пути и приготовление себя к Вечной жизни, к встречи с Судьей человечества.

А если мы игнорируем этот великий дар Божий, пытаемся до последнего насладиться утехами тленного мира, то и пожинать плоды свои мы будем уже в Том мире. «Время настоящей жизни дано нам только для приготовления к жизни будущей, т.е. для покаяния, очищения, исправления и освящения» святой Иоанн Златоуст. Мы должны помнить, что мы гости в этом мире и что за все наши деяния мы будем держать ответ перед Спасителем.

 

 

Список литературы:

1. Русская музыкальная классика. «Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора» Марина Рыцарева. Издательство «Композитор. Санкт Петербург» 2013г.

2. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011

3. Святое Евангелие. Издание 12. Санкт-Петербург. В синодальной типографии.1874г.

4. «Тайны церкви» протоиерей Всеволод Чаплин. Издательство АСТ, 2016г. Из серии «О святых и верующих»

5. "Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи". Редактор Джино Батталья. Издательство «Алетейя» 2015г.

6. «Возраст зрелости. Время мудрых, счастливых и немного святых» протоиерей Андрей Ткачев. Издательство «Эксмо» 2018г.

7. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» Издательство «Азбука – классика» 2012г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: