В зависимости от общих дидактических целей ур ока, темы, раздела программы по природоведению домашние задания могут быть направлены:
1) на закрепление знаний («Повтори признаки осени в неживой природе»);
2) на систематизацию и обобщение приобретенных знаний («Подсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику погоды в декабре»);
3) на подготовку учеников к восприятию материала следующего урока (опережающие задания).
По методам изучения природы детьми в процессе выполнения домашних заданий можно выделить:
1) задания-наблюдения (любые наблюдения за природой и трудом населения);
2) задания-практические работы («Определи время и место восхода и захода солнца. Подсчитай продолжительность дня 22 декабря»);
3) задания-опыты («Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в темный шкаф. Через неделю запиши в «Дневнике наблюдений» какие изменения произошли в жизни обоих растений. Сделай вывод о значении света в жизни растений») — к уроку «Развитие растений из семени»..
Подобные задания носят исследовательский характер и направлены на овладение младшими школьниками основными мировоззренческими понятиями естественных наук.
Кроме исследовательских методов, выполняя домашние задания, дети овладевают умениями работать с учебником, научно-популярной и справочной литературой для детей, журналом «Юный натуралист». Наряду с этим они учатся фиксировать, систематизировать и обобщать результаты своих исследований в природе. Особое место в этом занимают задания поиска новых знаний, материалы и результаты которых используются не только на уроках, но и во внеклассной работе по природоведению.
По уровню обобщения выделяются:
1) задания, направленные на усвоение конкретных (единичных) знаний,— задания о любых конкретных предметах и явлениях природы;
2) задания, направленные на овладение учащимися обобщенными знаниями (понятиями и закономерностями), например: «На основе наблюдений за природой объясни, что является причиной осенних, зимних, весенних и летних изменений в природе». Это задание высокого уровня обобщения.
Уровень обобщения разных заданий может быть различным. Так, задание на установление причины похолодания сегодня по сравнению с температурой воздуха вчера требует анализа двух (к примеру) элементов погоды — температуры и ветра. Задание же на установление причины наступления сезонных изменений в неживой и живой природе требует владения более высокими по уровню обобщения знаниями (анализом всех элементов природы, установлением причинных связей между ними и зависимости их от высоты солнца на небосводе).
Выполнение домашних заданий требует различной практической и умственной деятельности. В зависимости от характера деятельности одни задания направлены на воспроизведение знаний, усвоенных на уроке («Какие признаки весны неживой природе ты наблюдал сегодня?»); другие задания связаны с репродуктивной деятельностью ребенка, т. е. изучение материала на уроке носило аналогичный характер, но в домашнем задании меняются объекты и условия его выполнения (например, на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел, а домой дано задание о наблюдениях за синицей и составление рассказа о ней). Еще одна группа заданий носит творческий характер, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» из незнания в знание. Иначе говоря, ученик должен самостоятельно решить проблемную задачу. Задания подобного плана требуют от учащихся установления многих связей в природе, глубокой мыслительной работы по анализу фактического материала. Примером таких заданий является определение причин более раннего или позднего прилета грачей в этом году по сравнению с прошлым годом. Для выполнения задания учащимся надо проанализировать весь комплекс условий неживой и живой природы в нынешнем году.
Домашние задания по природоведению различаются и организационно. Они могут быть заданы ученикам класса по группам или индивидуально. Групповые задания даются в зависимости от подготовленности, успеваемости и склонности детей. Индивидуальные задания получают, как правило, дети с ярко выраженной направленностью, т. е. увлеченностью природоведением, или, наоборот, дети, по какой-либо причине отрицательно относящиеся к природоведению. В классе всегда есть ученики, которые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по повторению ключевых вопросов курса.
Организационно домашние задания выполняются индивидуально (в большинстве случаев) или коллективно (кормушки и гнездовья для птиц дети изготовляют чаще всего группами).
Различаются домашние задания и по времени их выполнения: большинство заданий дети выполняют к следующему уроку, т. е. в течение недели. Некоторые задания выполняются дольше, например задания, связанные с постановкой опытов по развитию растений из семени, наблюдения за сроками прилета птиц и др....