Классификация домашних заданий (Н.Г Казанский)




В зависимости от общих дидактических целей ур ока, темы, раздела программы по природоведению домашние задания могут быть направлены:

1) на закрепление знаний («Повтори признаки осени в неживой природе»);

2) на систематизацию и обобщение приобретенных знаний («Подсчи­тай результаты наблюдений за погодой и составь характеристи­ку погоды в декабре»);

3) на подготовку учеников к вос­приятию материала следующего урока (опережающие задания).

 

По методам изучения природы детьми в процес­се выполнения домашних заданий можно выделить:

1) задания-наблюдения (любые наблюдения за природой и трудом на­селения);

2) задания-практические работы («Определи время и место восхода и захода солнца. Подсчитай продолжи­тельность дня 22 декабря»);

3) задания-опыты («Посади семе­на гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в темный шкаф. Через неделю запиши в «Дневнике наблюдений» какие изменения произошли в жизни обоих растений. Сделай вывод о значении света в жизни расте­ний») — к уроку «Развитие растений из семени»..

Подобные задания носят исследовательский характер и на­правлены на овладение младшими школьниками основными мировоз­зренческими понятиями естественных наук.

Кроме исследовательских методов, выполняя домашние за­дания, дети овладевают умениями работать с учебником, науч­но-популярной и справочной литературой для детей, журналом «Юный натуралист». Наряду с этим они учатся фиксировать, си­стематизировать и обобщать результаты своих исследований в природе. Особое место в этом занимают задания поиска новых знаний, материалы и результаты которых используются не толь­ко на уроках, но и во внеклассной работе по природоведению.

 

По уровню обобщения выделяются:

1) задания, на­правленные на усвоение конкретных (единичных) знаний,— задания о любых конкретных предметах и явлениях природы;

2) задания, направленные на овладение учащимися обобщен­ными знаниями (понятиями и закономерностями), например: «На основе наблюдений за природой объясни, что является при­чиной осенних, зимних, весенних и летних изменений в природе». Это задание высокого уровня обобщения.

Уровень обобщения разных заданий может быть различным. Так, задание на установление причины похолодания сегодня по сравнению с температурой воздуха вчера требует анализа двух (к примеру) элементов погоды — температуры и ветра. Задание же на установление причины наступления сезонных изменений в неживой и живой природе требует владения более высокими по уровню обобщения знаниями (анализом всех элементов приро­ды, установлением причинных связей между ними и зависимости их от высоты солнца на небосводе).

 

Выполнение домашних заданий требует различной практической и умственной деятельно­сти. В зависимости от характера деятельности одни задания направлены на воспроизведение знаний, усвоенных на уроке («Какие признаки весны неживой природе ты наблюдал сегодня?»); другие задания связаны с репродуктивной деятель­ностью ребенка, т. е. изучение материала на уроке носило ана­логичный характер, но в домашнем задании меняются объекты и условия его выполнения (например, на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел, а домой дано задание о наблюдениях за синицей и составление рассказа о ней). Еще одна группа за­даний носит творческий характер, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоя­тельно «шагнуть» из незнания в знание. Иначе говоря, ученик должен самостоятельно решить проблемную задачу. Задания подобного плана требуют от учащихся установления многих свя­зей в природе, глубокой мыслительной работы по анализу фак­тического материала. Примером таких заданий является опреде­ление причин более раннего или позднего прилета грачей в этом году по сравнению с прошлым годом. Для выполнения задания учащимся надо проанализировать весь комплекс условий нежи­вой и живой природы в нынешнем году.

Домашние задания по природоведению разли­чаются и организационно. Они могут быть заданы учени­кам класса по группам или индивидуально. Групповые задания даются в зависимости от подготовленности, успевае­мости и склонности детей. Индивидуальные задания получают, как правило, дети с ярко выраженной направленностью, т. е. увлеченностью природоведением, или, наоборот, дети, по ка­кой-либо причине отрицательно относящиеся к природоведе­нию. В классе всегда есть ученики, которые име­ют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по повторению ключевых вопросов курса.

Организационно домашние задания выполняются индивиду­ально (в большинстве случаев) или коллективно (кормушки и гнездовья для птиц дети изготовляют чаще всего группами).

Различаются домашние задания и по времени их выполне­ния: большинство заданий дети выполняют к следующему уроку, т. е. в течение недели. Некоторые задания выполняются дольше, например задания, связанные с постановкой опытов по разви­тию растений из семени, наблюдения за сроками прилета птиц и др....



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: