Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования




Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

 

 

Примерная программа и планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» для базового уровня среднего общего образования (2016):

 

· Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

· выявлять противоречия рынка;

· Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.

· Предложение, закон предложения.

· Формирование рыночных цен. Равновесная цена.

· Виды и функции рынков.

· Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

· Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

· Рыночные отношения в современной экономике

Ключевые понятия:

· Рыночный механизм

· Спрос, факторы спроса, закон спроса, эластичность спроса

· Предложение, факторы предложения, закон предложения, эластичность предложения

· Равновесная цена

· Конкуренция, виды конкуренции

· Функции рынка

· Виды рынков

 

 

Литература для подготовки:

1. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014. Параграф 4.

2. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. / Под ред. П.А. Баранова. М., Астрель, 2013. Раздел 2. Тема 4.

3. Кравченко А.И. Обществознание. 11 класс. М., ООО «Русское слово-учебник», 2013. Параграфы 3,4.

4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов
Профильный уровень / Под ред. С. И. Иванова. — 12-е изд., с изм. В 2-х книгах. Книга 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Главы 3,4,7.

 

Основные признаки рынка

 

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются стихийно на основе соотношения спроса и предложения.

· свободная конкуренция

· многообразие форм собственности

 

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.

 

Спрос

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре.

 

Величина спроса — это количество товаров, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Факторы спроса – то, что влияет на величину спроса

Ценовые

Неценовые

Неценовые детерминанты спроса

 

Вкусы и предпочтения потребителей

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

 

Доходы потребителей

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

 

Число потребителей

При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

 

Экономические ожидания потребителей

Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

Цены на другие товары

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

 

Различают условно три группы "других" товаров:

§ нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

§ заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

§ дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

 

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены:
чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него.

 

Закон спроса работает не всегда. Н-р, он не действует в следующих случаях:

§ Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился.

§ Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

§ Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

§ Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

§ Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса:

 

Рост объёма спроса (в процентах)

--------------------------------------------

Снижение цен (в процентах)

Предложение

Предложение — это совокупность товаров, которые про­изводители готовы произвести и продать.

 

Величина предложения — это количество товаров, которое про­изводители готовы произвести и продать в данное время, в данном месте и при данных ценах.

 

Факторы предложения:

Ценовые

Неценовые

 

К неценовым факторам предложения относят:

§ Изменение издержек производства (н-р, в результате смены технологии производства, изменения налогообложения, изменения цен на основные производственные ресурсы)

§ Число продавцов на рынке

§ Изменения цен на другие товары

§ Природные и социальные катастрофы (в том числе войны)

§ Политические действия и войны

§ Перспективные экономические ожидания

 

Закон предложения характеризует функциональную за­висимость предложения от цены:
чем выше цена товара, тем выше предложение

 

Степень изменения объёма предложения в ответ на уве­личение цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластично­сти предложения (Кп):

 

Объём предложения (в процентах)

--------------------------------------------

Рост цен (в процентах)

 

 

Под воздействием законом спроса и предложения рынок стремится к равновесию:

 

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

 

Ещё одним условием работы рыночного механизма является свободная конкуренция

 

Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание между экономическими субъектами с целью получения выгоды

 

Виды конкуренции (по числу конкурентов)

 

1. Совершенная (чистая, свободная конкуренция)

2. Несовершенная

· Олигополия: 3-5 конкурентов

· Монополистическая конкуренция: «рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары».

· Чистая монополия

 

Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.


Главные функции рынка

 

1. Посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

2. Ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

3. Информаци­онная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

4. Регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

5. Санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

 

Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
1. Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства 2. Стимулирует научно-тех­нический прогресс 3. Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве 4. Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность 5. Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы 1. Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) 2. Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству 3. Порождает тенденцию к моно­полизации производства 4. Не решает проблему внешних эффектов (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества 5. Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов 6. Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

Для минимизации и компенсации недостатков рынка необходимо вмешательство и регулирование со стороны государства. По этой причине в современном мире доминирует смешанный тип экономической системы.


В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков

 

С точки зрения действующего за­конодательства:

· легальный (законный)

· нелегальный (теневой)

 

По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

 

По пространственному признаку:

· мировой

· национальный

· местный

 

По типу конку­ренции:

· чистой (свободной, совершенной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: