Проект «Картошка»
Тип проекта: - познавательно – исследовательский; - участники проекта: подгруппа детей, старший возраст, количество 9 человек. - продолжительность проекта: среднесрочный, сроки реализации проекта: с 8-15 сентября 2020г.
1этап Погружение в проект: Эля Маклакова принесла из дома очень крупный картофель, необычной формы(похожий на медвежонка) и сказала: «Это моя бабушка выкопала». Дети окружили её, ведь «находка» и правда была очень интересной. Воспитатель предлагает поразмышлять, что мы знаем о картошке, а что бы хотели узнать? Дети высказывают свои предположения. Возникли вопросы: Откуда появилась картошка? Можно ли прожить без картошки? Почему её называют второй хлеб? Какие блюда можно сделать из картошки?
Проблема: дети мало знают о таком знакомом овоще, не знают, откуда к нам пришла картошка. Цель проекта: расширить представленияо знакомом овоще – картофеле, его важности в жизни человека, познакомить с его историей, узнать о составе и свойствах. Поиск форм реализации проекта:
- получить больше информации о картофеле, используя помощь родителей и воспитателей
- узнать историю возникновения картофеля, его появления на Руси, посмотрев в интернете. - провести эксперименты, дающие представление о составе и свойствах картофеля, вместе с воспитателем - узнать, почему картофель называют вторым хлебом, с помощью взрослых
2 этап Организация деятельности: 1) Организация развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта Познавательная литература: детские энциклопедии, кулинарные книги Настольные игры: - «Найди пару», «Домино - овощи», «Разложи по порядку». - Д/и: «Что сначала, что потом?», «Вершки - корешки», «Чудесный мешочек», «Варим борщ». Физкультминутки: «Ах, картошка…», «Шли с картошкой пирожки» Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла»…, «Овощи» Иллюстрации по теме проекта: иллюстрации с изображением этапов выращивания и уборки картофеля, картинки в кулинарных книгах, открытки с изображением картофельных блюд. Выставка поделок из картофеля «Картофель и фантазия». Альбом детских рисунков «Картофельное царство», выполненных в нетрадиционной технике рисования - картофельными штампами, Экскурсии: на пищеблок, экскурсия по поселку - наблюдения за трудом взрослых на приусадебных участках Мультфильмы «Лунтик и его друзья. Картошка». Мультфильм про трактор и грузовик «Маленький фермер. Сажаем картофель». Коллаж «Мы с картошкою - друзья»
Аудиозаписи: - песня «Антошка», м. Шаинского, с. Энтина - «Эх, картошка» с. Дымовой, м. Лебедевой - танец «Овощной вальсок», с. и м. Некрасовой Презентация «Как картофель на стол пришёл?» Материалы для продуктивной изобразительной деятельности. Технические средства: Фотоаппарат Магнитофон Компьютер Проектор
2) Распределение детей на группы, определение ролей; 3) Составление плана реализации проекта.
Этап Осуществление деятельности: 1) План реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 Погружение в проект. | -Пробуждает у детей интерес к теме проекта (вводит в ситуацию); - Очерчивает проблемное поле (формирует проблему); - Формирует задачи в общих чертах. | - Вхождение в проблему; - Вживание в игровую ситуацию; - Принятие задачи; - Дополнение задач проекта (конкретизируют задачи- «присваивают») |
2 Организация деятельности | - Помогает в реализации задачи; - Помогает спланировать деятельность; - Организует деятельность; - Организует детей в группы. | Объединяются в рабочие группы (по желанию); - Распределяют роли. |
3Осуществление деятельности | - Практическая помощь при (необходимости); - Направляет и контролирует осуществление проекта. | - Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
4 Презентация | -Подготовка к презентации; - Презентация | - Подготовка продукта деятельности к презентации |
Реализация основного этапа проекта.
Виды детской деятельности | Содержание |
Игровая | -С-ролевая игра: «Магазин», «Поездка на овощную базу», «Готовим обед». Наст - печатные игры «Собери картинку» «Найди пару», «Домино - овощи», «Разложи по порядку». Д/игра «Что сначала, что потом?», «Вершки- корешки», «Чудесный мешочек», «Варим борщ». Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Овощи». |
Познавательно-исследовательская | Познавательные беседы: «Картофель - второй хлеб». - Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала», «Приготовление киселя». – Экскурсия на пищеблок, экскурсия по поселку - наблюдения за трудом взрослых на приусадебных участках. Просмотр мультимедийной презентации «Как картофель на стол пришел?» Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Картошка». Мультфильм про трактор и грузовик «Маленький фермер. Сажаем картофель». Экспериментально-исследовательская деятельность: рассматривание клубней картофеля под лупой, микроскопом, в разрезе. |
Коммуникативная | - Рассказы детей(из личного опыта) о выращивании картофеля на собственном приусадебном участке. - Заучивание стихотворения И. Демьянов «Картошка». - Разгадывание загадок. - Речевые игры: «Кто больше знает пословиц и поговорок о картофеле», «Кто больше назовет блюд из картофеля». |
Продуктивная | Рисунки детей, выполненные в нетрадиционной технике рисования - картофельными штампами. Выставка поделок из картофеля: «Картофель и фантазия». Пластилинография: «Цветущий картофельный куст» Раскрашивание раскрасок по теме проекта «Картошка».Коллаж «Мы с картошкою - друзья» Зарисовка результатов по итогам экспериментирования. |
Музыка | -песня «Антошка». М. Шаинского, с. Энтина -песня «Ах, картошка, картошка» м. Лебедевой, с. Дымовой - Танец «Овощной вальсок» с. и м. Некрасовой |
Чтение | · В. Баландин «Сказка о картофеле», Т. Домаренок «Прошкина картошка». Стихи: В. Сабиров «На грядке все в порядке». О. Таран «Сижу я дома поздним вечером». Л. Тихоненко «Мы подумали немножко». З. Александрова «Мы возьмем ведерки, да и в путь - дорожку»… И. Демьянов «Картошка». Сказки Анастасии Унпелевой «Упрямый картофель», «Сказка о картофеле, луковке и свеколке». Загадки, пословицы, поговорки о картошке. |
Двигательная | Подвижные игры: «Огородник», «Горячая картошка», «Гусеница», «Соберем урожай». Эстафета «Посади, поливай - урожай картошки собирай». Физкультминутки: «Ах, картошка…», «Шли с картошкой пирожки » |
Включение родителей в проектную деятельность:
- Итоговое мероприятие праздник «Ах, картошечка, картошка». - Разучивание стихотворений с детьми к празднику. - Подготовка поделок к выставке «Картофель и фантазия». - Индивидуальное задание семье Риты Коряковской, подготовить рассказ по презентации «Как картофель на стол пришел?» - Составление совместно родителей с детьми рассказов (из личного опыта) о выращивании картофеля на собственном приусадебном участке. - Консультативно - просветительская работа: Консультация «Овощи в рационе ребенка». Папка – ширма «Питательные свойства картошки». - Приготовление родителями различных блюд из картофеля к празднику «Ах, картошечка, картошка». 4этап: Презентация. Итоговое мероприятие: праздник «Ах, картошечка, картошка».
Продукт реализации проекта:
Коллаж «Мы с картошкою друзья».
Альбом с фотографиями, рисунками, схемами; созданный своими руками и совместно с родителями, воспитателем - «Картофельное царство».
Ожидаемые результаты:
В ходе проектной деятельностидети расширят знания о картофеле, об истории возникновения, его появления на Руси. Узнают о том, почему картофель называют - вторым хлебом.В ходе экспериментальной деятельности исследуют состав и свойства картофеля.