ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ
Федоров Алексей Александрович
Студент 4 курса кафедры Уголовного права и Криминологии
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ
Россия, г. Красноярск
Научный руководитель: Навальный Сергей Викторович
к.ю.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ
Россия, г. Красноярск
Аннотация: Статья посвящена анализу международно-правовой категории суверенитета государства, дается общая характеристика данного института. Предпринята попытка выявления актуальных теоретических и практических проблем реализации государственного суверенитета в эпоху современности.
Ключевые слова: государство, суверенитет, институт, государственный суверенитет, современное государство, практика.
STATE SOVEREIGNTY: THE PRACTICE OF REALIZATION
Fedorov Alexey Alexandrovich
4th year student departments of Criminal law and criminology
FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU
Russia, Krasnoyarsk
Scientific supervisor: Navalny Sergey Viktorovich
PhD in law, associate Professor of the Department of Theory and history of state and law
FSBEI of HE Krasnoyarsk SAU
Russia, Krasnoyarsk
Annotation: the Article analyzes the international legal category of state sovereignty and provides a General description of this institution. An attempt is made to identify actual theoretical and practical problems of state sovereignty implementation in the modern era.
Keywords: state, sovereignty, institution, state sovereignty, modern state, practice.
Актуальность темы научной статьи заключается в том, что проблема суверенитета государства до настоящего времени считается одной из самых дискуссионных и обсуждаемых вопросов. Так, сущность суверенитета, как правило, это независимость от каких-либо внешних факторов, а государственный суверенитет означает, в первую очередь, верховенство государства на своей территории, а также независимость в международных отношениях. Соответственно суверенное государство осуществляет высшую власть исключительно в пределах своих границ. Верховенство государственной власти внутри страны складывается из таких моментов, как:
¾ разносторонность;
¾ принимаемые решения верховной власти распространяются непосредственно на все партии, на всех граждан, а также общественные объединения всей страны;
¾ исключительные полномочия и т.д. [1].
Также, государство определяет взаимоотношение с иными государствами (они не имеют права вмешиваться внутренние дела друг друга).
Суверенитет государства осуществляется вне зависимости от величины своей территории, политического режима, а также численности населения. Необходимо отметить, что суверенное государство включает в себя следующие основополагающие принципы:
Во-первых, это единство (то есть неделимость) территории;
Во-вторых, невмешательство во внутренние дела того или иного суверенного государства;
И в-третьих, неприкосновенность территориальных границ [2, с. 571].
На наш взгляд, суверенитет, выступая в качестве признака государства, проявляет себя в качестве особого субъекта политических отношений и главного компонента всей политической системы общества. Однако, наряду с указанным государственный суверенитет не является беспредельным, внутри страны он считается ограниченным суверенитетом всего народа.
Вышеуказанное понятие государственного суверенитета показывает, что с данным понятием прочно связано и само понятие суверенных прав. А суверенными правами государства принято считать обусловленные непосредственно сущностью суверенного государства конкретные права государства заниматься распространением своей власти на деятельность юридических и физических лиц, а также на объекты не только в пределах своей территории, но также за ее пределами. Если рассматривать именно последний пункт, то в данном случае права суверенного государства находят свое отражение в международных договорах. Одним из важнейших суверенных прав государства считается осуществление им законотворческой монополии. Законотворческая монополия заключается в том, что никто иной помимо самого государства не наделен правом издавать законы на своей территории (то есть общеобязательные предписания для граждан и юридических лиц) [3, с.117].
Государственный суверенитет также предполагает правовое равенство независимых государств. Данный принцип нашел свое отражение в международных документах (Устав ООН и иных). По мнению многих ученых и правоведов, наличие развитого института государственного суверенитета зависит непосредственно от внешних факторов, поскольку суверенитет без них не имеет смысла. На наш взгляд, внутренний и внешний суверенитет необходимо объединить в единый, однако, важно учесть происходящие политические ситуации в мире.
Таким образом, любое государство, будь оно федеративным либо же унитарным, обладает единственным и одним государственным суверенитетом, формирующимся волей составляющего его населения, т.е. народа и граждан. Что касается непосредственно государственного суверенитета Российской Федерации, то он был провозглашен 12.06.1990 года путем принятия общеобязательного предписания (Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации») [4, с.306].
Как следует из курса конституционного права России, к конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации принято относить следующее:
Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации: Конституция РФ обладает высшей юридической силой, прямым действием, а также применяется на территории всей РФ [1];
Во-вторых, законы, а также другие нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству, а в случаях противоречия между федеральным законом и другим нормативным актом, изданным в РФ, то действует федеральный закон;
В-третьих, неприкосновенность границ и территориальная целостность;
В-четвертых, единство вооруженных сил;
В-пятых, единое валютное, финансовое, таможенное и кредитное регулирование;
В-шестых, единство всего экономического пространства, денежная эмиссия;
И в-седьмых, защита суверенитета во внешних и внутренних делах [1].
Итак, в завершении настоящего исследования необходимо отметить, что на сегодняшний день наблюдается проблема суверенитета в федеративном государстве, что, как правило, состоит в непризнании или признании за конкретными субъектами. В нашем федеративном государстве носителем суверенности считается сама Федерация. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что субъекты (в частности республики), входящие в состав РФ своим правом свободного выхода из состава данной Федерации не пользуются, поэтому даже теоретически их нельзя назвать суверенными.
В соответствии с общими нормами конституционного права РФ, основными направлениями нашего государственного суверенитета принято считать:
¾ обеспечение верховенства закона на всей территории страны;
¾ обеспечение единства (целостности) территории;
¾ защита всей экономической системы;
¾ обеспечение функционирования налоговой и финансовой системы;
¾ обеспечение функционирования всего аппарата управления [1].
Осуществление суверенитета государства происходит непосредственно через деятельность исполнительно-распорядительных, а также судебных органов на территории государства. В России государственная власть осуществляется на основе разделения власти (исполнительная, законодательная, судебная). Основная роль в охране суверенитета Российской Федерации отведена представителям правоохранительных органов, поскольку именно на правоохранительные органы государство возлагает ряд полномочий по применению необходимых средств воздействия в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательных актов.