Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С




Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

ерчатку с левой руки.

 

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

 

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…"

 

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

(А.Ахматова, 1911)

В8. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А.Ахматова делает психологическим «знаком беды»?

 

В9. Образы каких замкнутых пространств намеренно выделены автором стихотворения с помощью «световой» детали?

 

В10. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил: «Со мною умри…» – Я ответила: «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?

 

В11. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления («шёпот осенний»)?

 

В12. Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?

 

С3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К.Чуковского: А.Ахматова «Первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

 

С4. Стихотворения А.Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?

А.Пушкин «Я вас любил…», А.Блок «О доблестях, о подвиге, о славе…», И.Бунин «Одиночество».

 

 

Ответы и комментарии

В8 – перчатка

В9 – дом, спальня

В10 – диалог

В11 – перифраз (перифраза)

В12 - олицетворение

 

С3. «Песня последней встречи» (1911), по замечанию некоторых мемуаристов, сделала поэтессу известной. В.Иванов назвал это стихотворение событием в русской поэзии. Определяя главную тему А.А.Ахматовой как «муку безнадёжной любви», К.И.Чуковский справедливо отметил тяготение поэта к мотивам разлуки, невстречи, нелюбви. По уровню драматизма в «Песне…» есть что-то бунинское. Конкретные детали: легкие шаги, ступени, клены, перчатка с левой руки, спальня, свечи – передают желание отрешиться от случившегося, уйти от пережитого в обыденное. Единственный отвлечённый образ – «шёпот осенний» - увлекает в небытие. Осознание своей беспомощности приводит к физическому бесчувствию. Равнодушное молчание мира людей обуславливает диалог с природой. «Величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной» наиболее полно воплотился в этом стихотворении. Н.С.Гумилёв писал о «прекрасном юношеском пессимизме» Ахматовой, которая ключевыми словами своей лирики сделала «боль, тоску, смерть».

 

С4. Ситуация «последней встречи», прощания с возлюбленной представлена также в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Нищий», где лирический герой уподобляет себя «бедняку иссохшему», который ждёт духовного подаяния – любви и горько сетует:

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

В стихотворении «Слова разлуки повторяя…», адресованном В.А.Лопухиной, поэт, напротив, уверяет:

Я схоронил навек былое,

И нет о будущем забот.

Возлюбленная пытается вернуть память об их чувствах, однако для героя всё кончено.

С.А.Есенин в «Письме к женщине» вспоминает расставание с возлюбленной через призму философских раздумий о своей жизни. События истории и личного бытия оказываются тесно связаны, поэт не обвиняет любимую, а по-пушкински благородно желает ей счастья.

«Последний крик» «обиженных жалоб» звучит из уст героя В.В.Маяковского в стихотворении «Лиличка!». Любовь-громада заполняет собой всё уличное пространство, «коронованной» возлюбленной не спрятаться от неё:

Кроме любви твоей,

мне

нету моря…

Лирический герой смиряется с неизбежным расставанием и просит «последней нежностью выстелить» «уходящий шаг» любимой.

В отличие от А.А.Ахматовой её предшественники и последователи бросают своим возлюбленным справедливые и несправедливые укоризны, обвиняют, убеждают, молят; они многословны, лаконизм и эмоциональная сдержанность «Песни последней встречи» им чужда.

 

 

Работа № 7.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С

 

Творчество

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

А.А. Ахматова

 

B8

К какому литературному течению, появившемуся в России начала ХХ века, относится поэтическое творчество А. Ахматовой?

 

 

Ответ:

 

 

 

B9

Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

 

 

Ответ:

 

 

 

В10

К какому художественному приему прибегает поэтесса: «Так вкруг него неповторимо тихо, // Что слышно, как в лесу растет трава »?

 

 

Ответ:

 

 

 

B11

Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?

 

 

Ответ:

 

 

 

B12

Определите, каким размером написано стихотворение А. Ахматовой.

 

B8

 

акмеизм

 

 

B9

 

строфа

 

 

B10

 

гипербола

 

 

B11

 

аллитерация

 

 

B12

 

ямб

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: