От чего зависит привыкание ребенка к образовательному учреждению?




Как помочь ребенку адаптироваться

В новых условиях

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

Адаптация личности является одной из сложнейших проблем социализации личности. Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Адаптация - приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к изменённым внешним условиям, то есть адаптация проявляется на психологическом (чувство комфорта/дискомфорта), физиологическом (благоприятное самочувствие/ соматическая ослабленность) и поведенческом (адекватное/неадекватное поведение) уровнях.

Одной из причин того, что ребенок через месяц-другой уходит из учреждения образования, может быть именно проблема адаптации, преодолеть которую могут не все дети.

Приход ребенка в образовательное учреждение (в том числе и в учреждение дополнительного образования) почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Есть новые условия - значит, обязательно должна быть и адаптация. Даже если ее на первый взгляд не видно. Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально.


Как происходит адаптация ребенка?

Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.

Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: ребенок много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента.Дети сфлегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим - наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите ребенка.

Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

Выраженность стресса (нервно-психического напряжения) может быть минимальной (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фиксируются на психоэмоциональном уровне.

Врачи и психологи различают четыре степени адаптации: легкую, среднюю, тяжелую и крайне тяжелую.

Степени адаптации

1. Период лёгкой адаптации. Длится 1-2 недели.

Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

2. Период адаптации средней тяжести. Длится 3-6 недель.

Настроение ребенка неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность ребенка: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней.

3. Период тяжелой адаптации. Длится несколько месяцев.

Ребёнок может длительно и тяжело болеть: одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже невыполняют свою роль - не предохраняют ребенка от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.

4. Период крайне тяжелой адаптации. Длится от нескольких месяцев до года и более.

Крайне тяжелая адаптация чаще всего наблюдается у детей, имеющих выраженные проблемы со здоровьем (дефекты внешности, хронические соматические заболевания) или у детей с неврологической и психической патологией. Такой ребенок в период адаптации может полностью отказаться от пищи, общения. Нормализация состояния ребенка в этом случае сильно затруднена и требует активного вмешательства психолога и врача.

От чего зависит привыкание ребенка к образовательному учреждению?

1. От физического состояния ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.

2. От возраста. Чем младше ребенок, тем тяжелее в самом начале будет проходить адаптация к учреждению, однако при этом адаптация, как правило, короче. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

3. От привязанности ребенка к близким (и особенно к матери). Дети, которые испытывают трудности в привыкании к образовательному учреждению, имеют в семье эмоциональные контакты преимущественно со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком поощряют инициативу, самостоятельность детей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно.

4. От развития предметной деятельности ребёнка. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками (для дошкольников) или прекрасно умеют обращаться с аппаратурой. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к образовательным учреждениям является низкий уровень предметной и игровой деятельности.

5. От развития мотивационной деятельности ребенка. Адаптация легче всего происходит у детей, которые имеют устойчивые интересы, увлечены каким-то занятием. Такие дети с удовольствием ходят на занятие, увлечены самим процессом, и поэтому быстро находят общий язык с другими детьми и педагогом.

6. От отношения ребёнка к ровесникам. Дети, с трудом привыкающие к любому детскому коллективу часто сторонятся сверстников, нередко плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в образовательное учреждение и благополучного привыкания к нему.

Памятка для родителей:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: