Метод проектов как педтехнология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Целью проектной деятельности является приобщение учащихся к активному обучению, развитию их учебно-познавательных умений и навыков, умению учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии) и экологии.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Нами применяются мини-проекты в 5-7 классе; краткосрочные, недельные, годовые – 8,9, 10 классе.
При обучении учащихся проектной деятельности ставятся задачи:
- Помочь учащимся найти мотивацию для обучения и самообразования;
- Развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений
-Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками;
В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.
Учитель корректирует наблюдения школьника,
помогает отобрать факты, значимые в данной работе,
сформулировать гипотезу,
составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента,
учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе).
А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.
Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:
· планировать работу;
· письменно и устно представлять результаты своей работы;
· защищать и отстаивать свою точку зрения;
· отвечать за результаты работы;
· оформлять работу и т.д.
т.е. учитель по отношению к ученику выполняет роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем, он должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
Т.о. учитель, работая с учеником по проекту должен:
1. Составить план работы.
2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
7. Составить нормы и требования по оформлению работы.
8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Таким образом, такая деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия
Проект по биологии (экологии) в значительной степени отличается от реферативной работы:
Учащийся или группа учащихся, выбравших разработку проекта по биологии, должны понимать, что эта работа потребует от них больших усилий и разносторонней подготовки. Они должны научиться организовывать свои исследования, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.
Учащиеся должны овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от них потребуются умения составлять таблицы, диаграммы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.
Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
В 5-6 классе – это проекты на тему Природоохранной деятельности – учащиеся разбирают темы, индивидуально или в минигруппе – готовят свои проекты, которые защищают на отдельном уроке. Среди тем – «Кедр-кормилец и целитель», «Деревья нашего региона», «Растения эндемики республики Хакасия», «Растения краснокнижники», либо посвященные 1-2 растениям «Венерин башмачок», «Прострел», «Пион уклоняющийся» - растущие на территориях заповедника «Хакасский», ряд его территорий собираются вносить в список всемирного наследия ЮНЕСКО и т.д.;
В 6 классе – темы, связанные с изучением семейств Цветковых растений – на этих уроках они знакомят всех с результатами своих мини-проектов. Представление проектов происходит не только в классическом виде – с докладом и презентацией, но и в виде другой отчетности – фотопрезентации, фотоколлажа, памятки, плаката, буклета.
Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, заповедник, дерево, участок парка, комнатный цветок и пр., в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды. («Почему говорят хлорофитум – зеленый фильтр?», «Голубая ель – что в имени твоем?», «Шумовое загрязнение», «Оценка экологического состояния кабинета» и другие).
В 7 классе – проекты, связанные уже с животными – особенно на темах, в которых мы рассматриваем многообразие и значение животных в природе и для жизни человека. Здесь уже больше как результат своего проекта - показывают презентации, нравится работать в парах.
В 8 классе – проекты, связанные с влияние окружающей среды на организм и здоровье человека – «Скрытые возможности организма» (связано с закаливанием).
Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы. (один из проектов в 9 классе– Что вы знаете о ТБО? – как раз и включал в себя мини-опрос жителей микрорайона), как итог проекта – классный час для 5 класса.
Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Поскольку результат проекта может быть различным, то значительная часть предлагаемых проектов может быть реализована на уроке, что позволяет учащимся попробовать свои силы в самых разных амплуа: чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника-оформителя и т. д.
В заключении можно сказать:
проектная деятельность многозначна и может осуществляться с различными педагогическими целями. Все это обеспечивает личностный рост учеников, позволяет более эффективно обеспечить достижение образовательных результатов, изменяет отношение самого учителя к собственной педагогической деятельности.