ГУ РК «Дом ребенка специализированный»




Отчёт по самообразованию 2018-2019 на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Нелюбина Надежда Адиктовна

 

ГУ РК «Дом ребенка специализированный»

Группа ранней помощи №5 «Звездочки»

Я работаю в группе ранней помощи по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

При изучении программы, я пришла к выводу, что с самого раннего возраста сенсорное воспитание – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Поэтому я выбрала данную тему по самообразованию.

Приступая к работе по данной теме, я изучила использовала литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. "Воспитание сенсорной культуры ребенка": книга для воспитателей детского сада. - М. Просвещение, 1998-144с.

2. Пилюгина В. А." Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста". – М.Просвещение, 1996 – 112с.

3. Дворова И. В., Рожков О. П. "Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни". – МПСИ Модж, 2007

4. Янушко Е. А. "Сенсорное развитие детей раннего возраста". – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Перед собой я поставила следующую цель и задачи.

Цель: Формирование сенсорных способностей детей через дидактические игры.

. Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:

1.Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в группе ранней помощи.

2. Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.

1. Мы в своей группе особое внимание в педагогическом процессе уделили созданию условий для сенсорного развития детей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В группе нами созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка мы учитывали следующие критерии:

· доступность;

· безопасность;

· эстетичность;

· соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов старались создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно перевожу детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняю и показываю детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.

Для развития тактильных ощущений я использую природный и бросовый материал: шишки, камушки, фасоль, пластиковые пробки, и т.д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры и пособия:, «Цветочная поляна», «Найди на ощупь», «Прищепки».

Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет». Кроме того, использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

- игры на развитие представлений о цвете («Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);

- форме («Украсим ковёр, «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);

- величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски, штампики, пластилин. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

В кабинете у логопеда организован Центр песка и воды. Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить пирожки; из снега можно лепить снеговика; вода льется и принимает форму сосуда.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый театр, настольный театр. Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.

Как уже было отмечено выше, материал для игр размещен в доступных местах. Позаботилась о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

· стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

· развитию мелкой моторики рук ребенка;

· симуляции двигательной активности;

· активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);

· снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

· повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

2. Непосредственно образовательной деятельности использовала в работе такие дидактические игры как:

-Игры на развитие восприятия цвета.

-Игры на развитие восприятия величины.

-Игры на развитие восприятия формы.

И составила такой перспективный план на весь год 2018-2019.

Сентябрь

1.«Чудесный мешочек» определение формы, размера предмета.

2.«Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины.

Октябрь

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. «Найди пару» Восприятие цвета, определение формы.

4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур.

Ноябрь

1. «Узнай фигуру» Определение предметов по фактуре материала из мешочка предложенную фигуру.

2. «Подбери серединку к цветку» Восприятие цвета.

3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» Определение формы предметов.

Декабрь

1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2 «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

Январь

1. «Сделай елочку » Зрительное определение величины.

2. «Самая длинная, самая короткая» (разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

Февраль

1.«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. « Поиграем с прищепками » Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

4. «Холодно-тепло-горячо »На формирование различных тактильных свойств.

Март

1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.

2. «Пирамидки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Разложи карандаши по стаканчикам».

Умение различать цвета.

Апрель

1.«Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Штампы из пробок » Умение пользоваться штампиками определение формы предметов.

3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

Май

1. «Выкладываем мозайку по описанию» Умение соотносить объекты по цвету.

2. «Вкладыши» Форма и цвет.

3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

4. «Пальчиковый сухой бассейн» Формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина.

- Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать сенсорное развитие у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки и консультации.

В ноябре и в марте выкладывала в папку передвижку консультации на тему «Сенсорное развитие через дидактическую игру», «Развитие мелкой моторики».

В декабре индивидуальные консультации с родителями «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте».

В апреле консультация с родителями «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей».

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Я считаю, что с поставленными задачами и целями справилась, в перспективе буду совершенствоваться, идти в ногу со временем, делать свою работу более интересной и полезной для воспитания будущего поколения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: