В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности.




1. Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности: жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой.

2. Корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

3. Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления.

4. Легкомысленно-безответственное отношение, проявляющееся в неосторожных преступлениях.

Что же касается направленности личности, то можно также выделить четыре основных типа:

  • Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.
  • Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.
  • Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.
  • Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия — убийства, членовредительство,, государственные и военные преступления.

23. Типология преступных групп.

Существует следующая типология традиционных преступных групп:

1. простая организованная группа; (относительно примитивная форма объединения преступников в группы численностью в среднем 2-4 человека)

2. структурная (сложная) организованная группа; (по сравнению с предыдущей группой отличается большей устойчивостью, иерархичностью, соблюдением принципа единоначалия. Численный состав таких групп - 5-10 и более человек.)

3. организованная преступная группировка; (- это уже многочисленное преступное образование, объединяющее в своих рядах десятки и даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью.)

4. бандитское формирование; (такая форма организованной преступности, которая предполагает создание вооруженной группы с целью нападения на государственные, общественные предприятия, на отдельных граждан. От группировки оно отличается обязательным наличием оружия и преступной направленностью)

преступная организация (сообщество); (стойчивое, сложное, иерархическое криминальное образование. Характерные черты: наличие материальной базы, коллегиальная форма руководства, устав в виде неформальных норм поведения, информационная база, разделение организации на составные группы и т.д.)

 

5. мафия, кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в законе").(особая форма объединения, не имеющая аналогов в мировой криминалистической практике. Она имеет все признаки преступной организации и вместе с тем, как отмечает А. И. Гуров, отличается от нее следующими признаками. " Во-первых, отсутствием территории и места своего нахождения. Во-вторых, размытостью структуры, поскольку объединение основано на уголовных традициях и неформальных законах". В-третьих, практически равным положением состава лиц этой кооперации. В-четвертых, разными течениями "законников", объединенных общей уголовной "идеей".)

24. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.

По данным научных исследований, современные организованные преступные формирования характеризуются следующими функциональными признаками:

  • высокий уровень организации и конспирации преступной деятельности, который достигается тем, что она осуществляется членами высокоорганизованного преступного сообщества с иерархической структурой, при которой функции исполнительские и общеорганизационные не совпадают
  • наличие коррумпированных связей в аппарате власти и управления, а также в правоохранительных органах;
  • наличие "зонта безопасности"
  • (группы вооруженной охраны, боевиков, группы разведки, контрразведки, система коррумпированных связей);
  • политизация преступной деятельности, т. е. стремление членов преступных сообществ к власти
  • масштабный, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности.
  • огромный бюджет преступного сообщества;
  • корыстно-насильственная направленность преступной деятельности и ее тесная связь с "теневой экономикой";
  • осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью

К числу не основных функциональных признаков относят три:

  • "отмывание" (легализация) преступно приобретенного капитала через легальные формы коммерческой и банковско-кредитной деятельности
  • дерзко-насильственные способы осуществления преступной деятельности;
  • проникновение в средства массовой информации.

В местах лишения свободы организованные преступные сообщества реализуют ряд специфических целей:

  • совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений в отношении осужденных;
  • организацию азартных игр "под интерес" с целью получения власти над проигравшими;
  • получение легальных каналов общения со "свободой";
  • осуществление нелегальной переписки т.д.

25. Структура организованных преступных формирований.

Практически в каждом организованном преступном формировании, состоящем из нескольких десятков активных членов, можно выделить три уровня структурных звеньев:

  • на нижнем уровне - исполнительные звенья (элементы);
  • на среднем - организационно-контрольные звенья и группы безопасности;
  • на верхнем - руководящие звенья (группы лидеров, элитарная группа).

Что касается личностных качеств, то современному лидеру организованного преступного сообщества присущи следующие черты:

  • наличие опыта преступной деятельности;
  • сильные волевые качества;
  • довольно высокий уровень умственных способностей;
  • большая физическая сила;
  • умение держать слово;
  • предприимчивость;
  • коммуникабельность;
  • решительность в действиях;

Исследователи выделяют следующие типы лидеров преступных формирований: вдохновители, инициаторы, лидеры-организаторы.

1. Лидер-вдохновитель, как правило, выполняет функции технического или "криминального" советника, юридического консультанта,

2. Лидер-инициатор - нестабильный, переходный лидер в организованном преступном сообществе. Довольно часто инициатива у него сочетается с организаторскими функциями.

3. Центральной фигурой организованного преступного формирования, как правило, является лидер-организатор. Зачастую в этом качестве выступает человек с последовательно-криминогенным типом личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности

Лидер выполняет ряд функций, основными из которых являются:

1. Планирование, подготовка, реализация, сокрытие преступной деятельности

2. Распределение ролей среди членов объединения.

3. Обеспечение постоянной, целенаправленной и интенсивной нейтрализации деятельности правоохранительных органов.

4. Карательная деятельность в отношении неугодных лиц из среды организации и ее состава.

5. Проведение антиправовой пропаганды

26. Механизмы сплочения преступных групп (психология преступных групп). Динамические процессы в группе.

Преступные традиции и обычаи,как показывают исследования, присутствуют на всех стадиях динамики преступных групп - становления и функционирования.

Объединяя преступников на основе общности образа жизни, преступная субкультура становится организующим началом в преступной группе, которое ставит под контроль поступки и действия членов группы, создавая одновременно внутренние условия для усиления самоконтроля. Криминальные традиции и обычаи, отмечает С. Я. Лебедев, состоят из трех элементов.

  • "Регулятивные" элементы: "законы" и "правила", регулирующие взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни
  • Атрибутивные элементы: татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность той или иной личности к преступной деятельности.
  • Эмоциональные элементы: песни, стихи, поговорки с "воровской" тематикой, отражающие эмоциональную сторону антиобщественного образа жизни

О приверженности современных преступников традициям и обычаям уголовной среды свидетельствуют:

  • отрицательное отношение к нормальному законопослушному образу жизни;
  • противодействие правоохранительным органам;
  • участие в преступной деятельности и всяческое ее поощрение;
  • стремление к сплочению уголовной среды и поддержание преступных связей.

"Общими для современной уголовной среды традициями и обычаями, - отмечает С. Я. Лебедев, - являются:

  • уклонение от общественно полезного труда
  • повышение преступной квалификации
  • обеспечение маскировки преступного образа жизни и поведения
  • соблюдение субординации согласно положению
  • выполнение коллегиальных решений и требований
  • недопущение проникновения в свою среду лиц, подозреваемых в сотрудничестве с милицией
  • оказание материальной и физической поддержки другим преступникам
  • участие в азартных и иных тюремных играх и ритуалах и т.д.

27. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Значительнуя роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних играют некоторые личностные особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Акцентуации характера подростков выявил и детально изучил А. Е. Личко.

Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым.

Лабильный тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов.

Шизоидный (интравертированный) тип. Главными чертами подростков с данным типом акцентуации являются замкнутость, погруженность в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений.

Эпилептоидный ( возбудимый) тип Ребенок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними.

Истероидный (демонстративный) тип. Отличительной чертой подростков этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям.

Конформный тип. Главная черта этого типа - постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение.

28. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.

Устойчивость, сплоченность криминогенной досуговой группы обеспечивается посредством совершения подростками преступлений. В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит ряд мотивов, среди которых на первом месте находятся мотивы самоутверждения, стремления занять свое место в группе. К их числу принадлежат, например, "мотивы роста ". Который проявляются в противоречивой форме: с одной стороны, подросток убеждает группу: " я как все", с другой стороны, подчеркивает: "я - личность".

Криминогенная группа посредством специфических психологических механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние. Оно проявляется, в частности, в следующем.

Во-первых, криминогенная группа является базой формирования взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения. Психологическим механизмом, с помощью которого группа оказывает давление на своего члена, является конформизм.

Во-вторых, идентификация подростка с криминогенной группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности.

В-третьих, криминогенные группы наглядно демонстрируют их членам образцы крайне безнравственного и преступного поведения. В данном случае к такому психологическому механизму регуляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание.

В-четвертых, криминогенная группа является фактором, в значительной степени снижающим у подростков страх перед возможным уголовным наказанием.

Было установлено также, что в основе совершения насильственных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, лежит такой психологический механизм, как гиперкомпенсация. В значительной степени он характерен и для несовершеннолетних преступников. Речь идет о стремлении устранить ощущение какой-то мнимой или действительной неполноценности, доказав себе и окружающим хотя бы и в уродливой, антиобщественной форме сверхценность своей личности.

29. Мотивация насильственных преступлений у несовершеннолетних.

К числу насильственных преступлений, совершаемых подростками, относятся хулиганство, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования.

Таким образом, в большинстве случаев в основе нанесения телесных повреждений и убийств лежат хулиганские мотивы.

Как показывают результаты криминологических исследований, в основе преступлений, связанных с нарушениями общественного порядка, лежит потребность подростков в самоутверждении, удовлетворяемая в такой уродливой форме.

Потребность в самоутверждении присуща каждому человеку, однако наиболее ярко она проявляется у подростков.

Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности. Во-первых, преступление в этом случае происходит, как правило, без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о "беспричинности" и "безмотивности" хулиганского поведения. Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации.

Следует отметить то обстоятельство, что хулиганство несовершеннолетних чаще всего бывает полимотивационным, т. е. совершается под влиянием нескольких мотивов, а именно: мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения.

Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой - достижимой.

Как отмечают криминологи, мотивация насильственных преступлений подростков нередко носит "детский" характер: желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость; утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Наибольшей побудительной силой среди несовершеннолетних как раз и обладает последняя разновидность мотивации - статусная, мотивация самоутверждения среди ровесников.

Насильственная мотивация. Самоутверждение через насилие - типично подростковая мотивация.

30. Мотивация корыстных преступлений у несовершеннолетних.

Мотивы корыстных преступлений, совершаемых подростками, нередко значительно отличаются от побудительных причин, характерных для преступных действий взрослых людей. В частности, кражи, грабежи, разбойные нападения могут быть связаны не только с корыстью, но и с озорством, со стремлением утвердить свой престиж в группе, оказать содействие товарищам, завладеть предметами, особо заманчивыми для подростка.

Часто подростки совершают хищение, чтобы добыть деньги на спиртное.

Выделяют следующие конкретные мотивы корыстных преступлений несовершеннолетних:

  • получить спиртное,
  • завладеть заманчивой вещью,
  • иметь деньги на развлечения,
  • заготовить продукты и сладости в связи с побегом из дома или устройством вечеринок,
  • добыть товарищам средства и вещи, удовлетворить "необходимые нужды" в питании, одежде и т. п.

В целом можно выделить три группы корыстных мотивов.

1. В первую группу входят преступления с корыстно-потребительской ориентацией

2. Вторую группу корыстных мотивов составляют преступления, сомотивы в которых направлены на добычу средств для покупки спиртного, сладостей, для приобретения вещей.

3. В третью группу корыстных мотивов входят преступления с сомотивами лжеромантизма, ложного товарищества. Мотивы первой и третьей групп представляют, в сущности, мотивы самоутверждения, статусные, связанные с ложными формами самореализации своей личности.

31. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Первостепенной задачей в профилактике правонарушений несовершеннолетних является изменение структуры их потребностей, интересов посредством включения в общественно полезные виды деятельности, в том числе во внешкольные.

Профилактика семейного неблагополучия. Первостепенной задачей в деле профилактики семейного неблагополучия является наиболее раннее выявление криминогенных и аморальных семей с тем, чтобы как можно быстрее исключить их отрицательное влияние на подростков.

Профилактика школьного неблагополучия. Семейное неблагополучие может и должно компенсироваться школьным благополучиемсновной путь преодоления школьного неблагополучия - устранение формализма и авторитарности из педагогического процесса. Индивидуальный подход заключается не в стремлении, во что бы то ни стало искоренять отдельные недостатки трудного подростка, а в апелляции к имеющимся у него достоинствам, в их стимулировании и развитии.

Профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп. Существует следующая практика нейтрализации и предупреждения отрицательного влияния стихийных подростковых групп. В зависимости от степени социальной опасности стихийных групп к ним могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, а именно: разобщение или переориентация. Разобщение - насильственное разъединение членов подростковой группы с целью предотвращения совершения ими преступлений. Переориентация - такой способ воздействия, цель которого - изменение направленности стихийной группы подростков в позитивную сторону.

32. Психологическая характеристика следственной деятельности.

Выделяют такие психологические особенности профессии следователя, как:

  • государственный и политический характер следственной деятельности;
  • ее правовая регламентация;
  • противодействие заинтересованных лиц;
  • наличие властных полномочий;
  • сохранение служебной тайны;
  • своеобразие общественно-психологической атмосферы расследования; разнообразие и творческий характер;
  • своеобразное сочетание коллегиальных и индивидуальных начал;

 

Экстремальность следственной работы. Ее специфика,, обусловлена тем, что она в подавляющем большинстве случаев создается не физическими факторами среды, а постоянно действующими эмоциональными факторами. К последним должны быть отнесены:

  • частый дефицит времени,
  • противодействие заинтересованных лиц,
  • интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или дефицитом информации.
  • Постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения
  • а также то обстоятельство, что при расследовании преступлений следователь сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками, которые не оставляют его безучастным.

Все это обусловливает постоянную эмоциональную напряженность

Для полноты психологической характеристики профессиональной деятельности и личности следователя необходимо учитывать, что в процессе этой деятельности у следователя могут возникать как внешние ("открытые"), так и внутренние ("закрытые") конфликты, то есть противоречия, достигающие такой степени остроты, когда предельно обнажаются и "сталкиваются" (проявляются) противоположные позиции, точки зрения, мотивы или убеждения. К внутренним конфликтам личности, приводящим к разладу с самим собой, у следователя можно отнести борьбу мотивов. У следователя могут возникать и межролевые конфликты, например, между социальной ролью профессионала и социальными ролями мужа (жены), отца (матери) и т. д.

33. Профессиональные качества следователя.

Составной часть успешной профессиональной деятельности следователя является глубокий интерес к своей профессии, представление о работе как деле большого государственного значения. Только такое отношение к профессии способствует формированию высокоразвитого чувства долга и ответственности за порученное дело, столь необходимых для успешной следственной деятельности.

Важнейшим условием успешной профессиональной деятельности следователя являются его моральный облик, высокие нравственные качества. Существуют профессии, предъявляющие повышенные нравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.).

Профессиональная мораль следователя является предметом следственной этики, представляющей собой раздел судебной этики как учения о нравственных началах осуществления правосудия и деятельности, с ним связанной.

В ценностях-целях выражаются нравственные ориентации и устремления следователя - добросовестная деятельность на благо общества. Критерием же и необходимым условием добросовестности такой деятельности в первую очередь является точное и неуклонное исполнение законов.

Вполне понятно, что для успешного осуществления процесса расследования требуется целый ряд высокоразвитых интеллектуальных качеств. Подчеркивается значение таких качеств, как высокоразвитое творческое воображение, острая наблюдательность, отличная память

Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение.

Характерологические качества следователя. Ему необходимы большая настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, выдержка и самообладание, словом, нужен цельный и твердый характер.

последовательность - способность следователя твердо и неуклонно реализовывать намеченный план действия, доводить начатое дело до конца. Важнейшей характерологической чертой следователя является целеустремленность.

Огромная роль в успешном решении профессиональных задач принадлежит таким качествам темперамента следователя, как длительная работоспособность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях

34. Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.

Такие особенности следственной деятельности, как ненормированный рабочий день, наличие стресс-факторов (дефицит времени, физические и информационные перегрузки и др., отсутствие ритмичности в работе) могут привести к появлению спешки и торопливости, неаккуратности и расхлябанности, недисциплинированности, волоките в расследовании уголовных дел.

Отмеченные выше особенности (стресс-факторы и др.) могут привести и к так называемому "правовому нигилизму", который имеет место тогда, когда некоторые работники начинают игнорировать уголовно-процессуальные нормы, закон: задерживают без достаточного основания лиц по подозрению в совершении преступления; добывают вещественные доказательства без их должного процессуального оформления; незаконно ограничивают права подозреваемого, обвиняемого и т. д.

Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию у следователя подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты, как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие)

Однако неправильное понимание своих полномочий и неумение пользоваться ими в случае бесконтрольности и безответственности может породить злоупотребление властью

Следование букве закона может способствовать появлению такой опасной черты, как формализм, в результате чего следователь становится равнодушным к людям, их судьбам.

Коммуникативная деятельность следователя протекает в конфликтных ситуациях, ему приходится общаться с исключительно трудными "собеседниками" - подозреваемым, обвиняемым, недобросовестными свидетелями. Понятно, что общение с такими лицами само по себе может приводить к появлению грубости, раздражительности, эмоциональных срывов и т. д.

1. Главное, что предупреждает и создает условия для успешного преодоления любых проявлений профессиональной деформации личности следователя - это его постоянная работа по совершенствованию своих, прежде всего морально-политических качеств, постоянное самовоспитание.

2. Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда - тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха.

3. Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки.

35. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

1. Одна из основных задач следователя при подготовке к допросу - создание его информационной базы, что достигается собиранием исходных данных. Они могут находиться в материалах дела, которые следователь тщательно изучает, - специально под углом зрения предстоящего допроса

2. К числу исходных данных для допроса относятся сведения о личности допрашиваемого. Социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, моральный облик и поведение в быту, отношение к коллективу и коллектива к нему и т.д.

3. Особое значение приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для проведения успешного допроса, но и для расследования в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осужденного.

4. Важным элементом подготовки к допросу является составление его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или мысленным. Он должен содержать перечень вопросов, которые в следственной тактике подразделяются на дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие.

5. Успешность допроса во многом определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицательно сказаться на дальнейшем расследовании.

6. Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в первую очередь подозреваемого и обвиняемого) является разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психологического контакта становится препятствием к раскрытию преступления вообще.

36./47 Психология допроса свидетеля и потерпевшего.

Допрос свидетелей и потерпевшего разделяется на четыре стадии:

  • установление психологического контакта с допрашиваемым;
  • свободный рассказ допрашиваемого;
  • постановка уточняющих вопросов;
  • ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Установление следователем психологического контакта с допрашиваемым является необходимой предпосылкой достижения цели допроса. На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).

После установления контакта с допрашиваемым следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Данный этап допроса называется свободным рассказом допрашиваемого, в процессе которого он излагает известные ему факты в той последовательности, которую он избирает сам или которую ему рекомендует следователь.

После изложения показаний следователь с помощью различных вопросов уточняет, восполняет пробелы, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе.

Если полученные показания, по мнению следователя, являются ложными, то он должен: 1) при добросовестном заблуждении допрашиваемого помочь ему исправить ошибки; 2) при умышленной даче ложных показаний - изобличить его во лжи и заставить дать правдивые показания.

В целях "оживления" памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы можно использовать также и при допросе подозреваемого и обвиняемого применяются следующие тактические приемы:

1. Допрос с использованием ассоциативных связей:

Чтобы помочь допрашиваемому припомнить интересующий факт, следователь напоминает ему о предмете или явлении, которые находились с предметами допроса в пространственной или временной связи.

2. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом допросе факты, обстоятельства.

37. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

Спокойный, ровный тон следователя, его эмоциональная уравновешенность снимает напряженность у допрашиваемого, а стремление следователя объективно, непредвзято разобраться во всем вызывает у допрашиваемого доверие к нему.

В большинстве случаев следователю приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда обвиняемый в начальной стадии расследования отказывается от дачи каких-либо показаний. Тогда следователю приходится оказывать на такого обвиняемого тактическое воздействие, которое осуществляется путем:

  • убеждения обвиняемого в неправильности занятой им позиции;
  • использования факта дачи показаний соучастниками обвиняемого;
  • использования противоречий между интересами соучастников.

Психология очной ставки. Очная ставка - следственное действие по одновременному допросу двух лиц, допрошенных ранее, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаниях.

38. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.

Чтобы изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний, следователю необходимо использовать тактические приемы. При изобличении во лжи свидетеля и потерпевшего можно прибегнуть к таким приемам:

  • убеждение в неправильности занятой позиции, ее антигражданском характере;
  • разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний;
  • разъяснение вредных последствий дачи ложных показаний для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;
  • воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого (чувство собственного достоинства, смелость, благородство, принципиальность и т. д.).

Следственная тактика располагает целым арсеналом приемов изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания:

1. Убеждение. Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосердечному признанию путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины

2. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих случаях приносит пользу.

3. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому "развертывать" ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса.

4. Выжидание. Этот прием применяется к лицам, у которых происходит борьба мотивов, один из которых побуждает к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний, а другой - к признанию своей вины, раскаянию в содеянном.

5. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или обвиняемый дает ложные показания - легенду, предоставляет ему возможность изложить ее.

6. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным.

7. Последовательность. С читается, что иногда бывает целесообразно предъявлять доказательства последовательно (по примеру нарастания доказательной силы) и систематически, подробно останавливаясь на каждом из них, чтобы дать обвиняемому "прочувствовать" всю силу отдельного доказательства и всего их комплекса.

8. Снятие напряжения. Нередко во время допроса обвиняемый не отказывается от разговора, но и не может его вести, так как чувствует себя скованным, чрезмерно напряженным.

9. Использование "слабых мест" личности обвиняемого. Под "слабым местом" личности следует понимать такие ее особенности, используя которые можно добиться правильных, правдивых показаний на допросе.

10. Отвлечение внимания. Обвиняемый всегда чутко и пристально следит за ходом допроса с целью уловить, что для следователя важно и что представляется ему второстепенным. Учитывая это обстоятельство следователи искусственно переводят внимание допрашиваемого на участки, не имеющие первенствующего значения, в расчете на то, что допрашиваемый будет относиться с меньшей осторож



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: