Автомобили целевого применения




ЛЕКЦИЯ

 

по учебной дисциплине «Пожарная техника»

 

Раздел № III «Основные и специальные пожарные автомобили»

Тема № 22. «Основные пожарные автомобили».

 

Занятие 22.2. «Основные пожарные автомобили целевого применения».

 

I. Цели и задачи

Цель:

1. Учебная: слушатели должны:

Знать: назначение, классификацию пожарных автомобилей целевого применения; основные конструктивные элементы; дополнительные системы и компоновочные схемы систем и коммуникаций и их комплектацию.

Уметь: определять тактические возможности ПА по их аббревиатуре

Уметь применять: метод сравнительной характеристики ПА по их тактическим возможностям.

Иметь представление: о перспективах развития основных пожарных автомобилей целевого применения.

2. Воспитательная: показать учащимся роль отечественных предприятий в деле развития современных пожарных автомобилей.

3. Развивающая: сформировать у учащихся знания о возможности реализации основных концепций развития ПА через внедрение в процесс реконструкции технической базы инновационных технологий.

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Классификация и маркировка пожарных автомобилей. 2. Аспекты и концепция развития пожарных автомобилей. 3. Компоновочные схемы пожарных автомобилей и их тактические возможности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    

 

III. Литература

Основная

  1. Иванов А.Ф. и др. Пожарная техника. Часть 2.Пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. стр. 5-11; 20-21; 93-137

2. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько - М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с. стр. 143-169

 

Дополнительная

 

  1. Справочник. Эксплуатация пожарной техники. – М.:Стройиздат,1991. стр. 18-24

Нормативные правовые документы

1. НПБ 163 – 97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. М., 1997. 104 с.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Классная доска, мел, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, макеты

Раздаточный материал: Отсутствует

V. Текст лекции

Вводная часть

Автомобили целевого применения

 

К основным ПА целевого применения относятся: АП, АПТ, АКТ, АГТ, АГВТ, ПНС, ППП.

АП - пожарный автомобиль порошкового тушения, предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, элек­трических подстанциях и аэропортах.

 

АП-4 (43105) - 222 АП-5 (53213) - 196

 

АП-4000-50 (43118) - 2-ТЛ АП-5000 (53215) - ПМ-567А

 

Рис. 1 Пожарные автомобили порошкового тушения

 

Таблица 1

Технические характеристики пожарных автомобилей порошкового тушения

Показатели АП-4 (43105) - 222 АП-5 (53213) - 196 АП-4000-50 (43118) - 2-ТЛ АП-5000 (53215) - ПМ-567А
Марка шасси КамАЗ-43105 КамАЗ-53213 КамАЗ-43118 КамАЗ-53213 (КамАЗ-43118)
Колёсная формула 6х6.1 6х4.2 6х6.1 6х4.2 (6х6.1)
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.        
Количество сосудов для огнетушащего порошка, шт.        
Масса огнетушащего порошка, кг        
Рабочее давление в сосудах для огнетушащего порошка, МПа 0,8 0,43 1,200 1,176
Расход порошка, кг/с через лафетный ствол 80,0 (не менее) 30,0 успокоитель d=75 50,0 успокоитель d=100 50,0 (не менее) 55,0 (не менее)
через ручной ствол 4,5 (не менее) нет данных 6,5 (не менее) 3,5
Дальность подачи порошка, м через лафетный ствол 45,0 (не менее) 30,0 (не менее) 50,0 (не менее) 50,0 (не менее)
через ручной ствол 18,0 (не менее) нет данных 15,0 (не менее) нет данных
Длина напорных рукавов, м     - -
Количество лафетных стволов, шт        
Полная масса, кг        
Габаритные размеры, м 7,9х2,5х3,6 8,8х2,5х3,35 8,735х2,5х3,4 8,2х2,5х3,4

АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения, предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехими­ческой промышленности и мест хранения нефтепродуктов.

Первоначальное название данного автомобиля было определено как, автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ), поэтому некоторые заводы ППО продолжают выпуск автомобилей АВ-20 (53215), АВ-40 (53215), АВ-40 (5557).

АВ-20 (53215) - ПМ-525 АВ-40 (53215) - 525М АВ-40 (5557) - 551А

 

Рис. 132 Автомобили воздушно-пенного тушения

 

Таблица 38

Технические характеристики пожарных автомобилей воздушно-пенного тушения

Показатели АВ-20 (53215) - ПМ-525 АВ-40 (53215) - 525М АВ-40 (5557) - 551А
Марка шасси КамАЗ-53215 КамАЗ-53215 КамАЗ-53228 УРАЛ-5557
Колёсная формула 6х4.2 6х4.2 6х6.2 6х6.1
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.      
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 7,5 7,0 5,0
Марка насоса ПН-1200ЛА ПН-40УВ, НЦПН-40/100 ПН-40УВ
Подача насоса, л/с      
Полная масса, кг      
Габаритные размеры, мм 8100х2500х2850 8100х2500х2850 нет данных
АПТ-7-40(43118)-16Д-ТВ АПТ-8,0-60 (43118)-23ВР АПТ -7-40 (53215)

Рис. 133 Пожарные автомобили пенного тушения

 

Таблица 39

Технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения

 

Показатели АПТ-7-40 (43118) - 16Д-ТВ АПТ-8,0-60 (43118)-23ВР АПТ -7-40 (53215)
Марка шасси КамАЗ-43118 КамАЗ-43118 КамАЗ-53215
Колёсная формула 6х6 6х6 6х4.2
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.      
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 7,0 + 0,35 (бак пенообразователя) 8,0 (нержавеющая сталь) 7,0 + 0,35 (бак пенообразователя)
Марка насоса ПН-40 УВ НПЦ-60/100 ПН-40 УВ
Подача насоса, л/с      
Полная масса, кг 19 700   18 260
Габаритные размеры, мм 8700х2500х3600 9440х2500х3350 8300х2500х3600

АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения, предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а так­же в населенных пунктах.

АКТ-1/1-40 (4320) АКТ-6/100-80/20
АКТ-10/750-80 АКТ-1,0/1000-40/40

 

Рис. 134 Пожарные автомобили комбинированного тушения

 

Таблица 40

Технические характеристики пожарных автомобилей комбинированного тушения

 

Показатели АКТ-1/1-40 (4320) АКТ-6/100-80/20 АКТ-10/750-80 АКТ-1,0/1000-40/40
Марка шасси УРАЛ-4320 КамАЗ-53229 КамАЗ-6460 ЗИЛ-433112
Колёсная формула 6х6.1 6х4.2 (4x2)
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.        
Вместимость цистерны для воды, л        
Вместимость пенобака, м3 1,15 6,0 1,5 0,1
Масса вывозимого порошка, кг   2/1000    
Марка насоса нет данных FP48/8-2H «ZIEGLER» FP48/8-2H «ZIEGLER» НЦПК-40/100-4/400
Номинальная подача насоса, л/с       40/4
Максимальный расход через лафетный ствол, л/с воды нет данных      
водного раствора пенообразователя нет данных      
Максимальный расход порошка через лафетный ствол, кг/с нет данных      
Полная масса, кг        
Габаритные размеры, м 8,0х2,5х3,5 8,8х2,5х3,2 9,3x2,5x3,3 7,7x2,5x3,2

АГТ - пожарный автомобиль газового тушения, предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находя­щегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара в труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.

Основным огнетушащим веществом на данных автомобилях является двуокись углерода. Новую разработку предлагают специалисты московского «Особого конструкторского бюро высокоэнергетических лазеров» «Гранат» имени Орлова - тушить огонь азотом. Для этого был разработан автомобиль газового тушения АГТ-4000 (133Г42), впервые в мире использующий для хранения огнетушащего вещества – изотермическую емкость низкого давления, это что-то вроде громадного термоса, в котором четыре тонны жидкого азота хранится при температуре около минус 70 градусов и давлении 1,1-1,5 МПа. Из цистерны азот выходит по специальным металлизированным рукавам. Внутри они из пластика, выдерживающего и низкие, и высокие температуры, снаружи имеют защитную металлическую оплетку. Длина шланга - 100 м, что дает возможность подавать ОТВ в верхние этажи зданий.

Идея в том, чтобы вытеснить воздух азотом, в почти инертной атмосфере которого огонь потухнет. Это было бы незаменимо при тушении библиотек, театров и т.п., когда вода или пена приносят большой материальный ущерб. Достоинства новинки очевидны. Во-первых, она вообще не наносит никакого вреда ни имуществу, ни оборудованию, ни зданию в целом. Во-вторых, тушить пожар новым способом можно, не отключая электроэнергию. И, наконец, бороться с огнем можно будет экологически совершенно безопасно, поскольку азот - химически инертен, и сравнительно недорого - ведь жидкий азот, хоть и дороже воды, зато дешевле используемой сейчас для тушения пожаров пены.

 

АГТ-0,25 (3303) - ПМ-571 АГТ-0,6 (3307) - ПМ-547

 

АГТ-1 (4331) - 001ТР ПМ-526 АГТ-4000 (133Г42)

 

Рис. 135 Пожарные автомобили газового тушения

 

Таблица 41

Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения

 

Показатели АГТ-0,25 (3303) - ПМ-571 АГТ-0,6 (3307) - ПМ-547 АГТ-1 (4331) - 001ТР ПМ-526 АГТ-4000 (133Г42)
Марка шасси УАЗ-3303 ГАЗ-3307 ЗИЛ-4331 КамАЗ-53229
Колёсная формула 4х4.1 4х2.2 4х2.2 6х4.2
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.        
Газовый огнетушащий состав двуокись углерода двуокись углерода двуокись углерода азот жидкий
Масса вывозимого ОТВ, кг        
Количество баллонов, шт.       -
Время выпуска всего огнетушащего вещества, с        
Количество рукавных линий, шт.        
Полная масса, кг        
Габаритные размеры, м 4,5х2,1х2,4 8,2х2,2х2,9 7,75х2,5х2,9 8,75х2,5х3,4

 

АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения, предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и хими­ческих предприятий и охлаждения объектов газоводяной струёй.

Способность турбореактив­ных двигателей (ТРД) со­здавать мощный целенаправ­ленный поток газов, обладаю­щих большой кинетической энергией совместно с охлаждающим эффектом воды, в этом и заключается основной механизм прекращения горения с использованием автомобилей газо­водяного тушения (АГВТ).

Автомобиль используется в комплексе с пожарной насосной станцией, обеспечивающей подачу воды не менее 100 л/с, забирающей воду из естественного источника, водопроводной сети или пожарных автоцистерн.

Все узлы и механизмы автомобиля газоводяного тушения смонтированы на базовом шасси. На автомобиле в качестве энергетического источника создания газоводяной струи использован авиационный турбореактивный двигатель (ТРД). Управление установкой ТРД происходит со щита управления, расположенного в кабине водителя. Управление движениями ТРД - с выносного пульта дистанционного управления. Для защиты автомобиля от воздействия высоких температур на нем предусмотрена система орошения и термическая защита топливного бака.

Схема приводов управления гидравлической системой турбореактивной установки представлена на рис. 136.

 

Рис. 136 Гидравлическая схема управления подъемно-поворотной платформой ТРД автомобиля газоводяного тушения.

 

АГВТ-150 (43114) - ПМ-586 АГВТ–150 (Volvo FL 6)

 

Рис. 137 Пожарные автомобили газоводяного тушения

 

Таблица 42

Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения

 

Показатели АГВТ-150 (43114) - ПМ-586 АГВТ–150 (Volvo FL 6)
Марка шасси КамАЗ-43114 VOLVO FL 6
Колёсная формула 6х6.1 6х6.1
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.    
Марка турбореактивного двигателя ВК-1 ВК-1
Производительность по газоводяной смеси, кг/с    
Расход воды на работу установки, л/с    
Вместимость цистерны для топлива, л    
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град 45 (влево и вправо) 45/45
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град 60 (вверх); 15 (вниз) 60 (вверх); 15 (вниз)
Полная масса, кг    

ПНС - пожарная автонасосная станция, предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рука­вам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервно­го запаса воды вблизи от места крупного пожара.

Пожарная автонасосная станция оборудована стационарной насосной установкой, с приводом дизельного двигателя, размещаемого в кузове автомобиля и укомплектована пожарно-техническим вооружением и оборудованием, необходимым для обеспечения подачи воды (раствора пенообразователя) от автомобиля по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм и 77 мм.

 

Рис. 138 Гидравлическая схема водопенных коммуникаций ПНС-110

 

ПНС-110 (131) - ПМ-562 ПНС-110 (43114) - ПМ-562А
ПНС-110 (131) - 131А ПНС-100 (5557) - 093

 

Рис. 139 Пожарные автонасосные станции

 

Таблица 43

Технические характеристики пожарных автонасосных станций

 

Показатели ПНС-110 (131) - ПМ-562 ПНС-100 (43114) - 1 ПНС-110 (43114) - ПМ-562А ПНС-110 (131) - 131А ПНС-100 (5557) - 093
Марка шасси ЗИЛ-131 КамАЗ-43114 КамАЗ-43114 ЗИЛ-131 УРАЛ-5557-0001151-40
Колёсная формула 6х6.1 6х6.1 6х6.1 6х6.1 6х6.1
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.          
Марка насоса ПН-110Б НЦПН-100/100 ПН-110Б ПН-110Б НЦПН-100/100
Тип двигателя для работы насосной установки 2Д12Б 2Д12БС2 2Д12БС2 2Д12Б ЯМЗ-236НЕ
Номинальная подача насоса, л/с          
Полная масса, кг          
Габаритные размеры, м 7х2,5х2,93 8х2,5х3,7 7,6х2,5х3,2 7,4х2,5х2,8 8,3х2,5х3,2

 

Продолжение таблицы

 

Показатели ПНС-110 (5557) - 010 ПНС-110 (43114)
Марка шасси Урал-5557-1152-40 КамАз-43114
Колёсная формула 6х6.1 6х6.1  
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.      
Марка насоса ПН-60 (2 шт.) ПН-60 (2 шт.)  
Тип приводного двигателя насоса ЯМЗ-236М2 (2шт.) ЯМЗ-236М2 (2 шт.) или КамАЗ-740.11-240 (2 шт.)
Номинальная подача насосной установки, л/с      
Полная масса, кг    
Габаритные размеры, м 8,5х2,5х3,3 8,1х2,5х3,3

 

ППП - пожарный пеноподъемннк, предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

 

ПП-30 ППК-35
ППП-21 (43118) ПП-37 (МГТ-Т) - ПМ-561

 

Рис. 140 Пожарные пеноподъемннки

 

Таблица 44

Технические характеристики пожарных пеноподъемников

 

Показатели ППП 21-40/60 (43118) - 01 ТМ ТУ ППП 32-70 (53228) - 01 ТМ ТУ ППП 33-80 (6540) - 01 УФ ТУ  
Марка шасси КамАЗ-43118 КамАЗ-53228 КамАЗ-6540  
Колёсная формула 6х6.1 6х6.2 8х4.2  
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.        
Количество генераторов пены, шт. 4 (или УКТП «Пурга», или монитор) 4 (или УКТП «Пурга», или монитор) 4 (или УКТП «Пурга», или монитор)  
Марка генераторов пены ГПС-2000М ГПС-2000М ГПС-2000М
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 2,0 2,0 5,0  
Подача насоса, л/с        
Максимальная рабочая высота, м 21,0 32,0    
Максимальный рабочий вылет, м 19,3 27,9 34,7  
Угол поворота стрелы, град. в вертикальной плоскости        
в горизонтальной плоскости        
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. в вертикальной плоскости        
в горизонтальной плоскости        
Полная масса, кг        
Габаритные размеры, м 10х2,5х3,8 10,2х2,5х3,8 11,4х2,5х3,925  

 

Продолжение таблицы 44

Показатели АКП-30 (53215) - ПМ-509Д ППК-35 (Т-815-2) - ПМ-565 ПП-37 (МГТ-Т) - ПМ-561 ПП-50 (6923) - ПМ-566
Марка шасси КамАЗ-53215 Татра-815-2 МГТ-Т МЗКТ-6923
Колёсная формула 6х4.2 6х6.1   8х4.2
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.     нет данных  
Количество генераторов пены, шт.        
Марка генераторов пены ГПС-2000 ГПС-2000 ГПС-2000 ГПС-2000
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 - 4,0 - -
Подача насоса, л/с -   - -
Максимальная рабочая высота, м        
Максимальный рабочий вылет, м        
Полная масса, кг        
Габаритные размеры, мм 14700х2500х3800 нет данных нет данных нет данных

 

Продолжение таблицы 44

Показатели ППП-21 (43118) - 5852 ППП-32 (53228) - 585220
Марка шасси КамАЗ-43118 (УРАЛ-4320-1922-30) КамАЗ-53228 (КамАЗ-53229, КамАЗ-6560)
Колёсная формула 6х6.1 6х6.2
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.    
Количество генераторов пены, шт. 5 (или УКТП «Пурга», или монитор) 5 (или УКТП «Пурга», или монитор)
Марка генераторов пены ГПС-2000М ГПС-2000М
Вместимость цистерны для пенообразователя, м3 2,0 2,0
Подача насоса, л/с    
Максимальная рабочая высота, м 21,0 (3 колена) 32,0 (4 колена)
Максимальный рабочий вылет, м 19,3 27,9
Угол поворота стрелы, град. в вертикальной плоскости    
в горизонтальной плоскости    
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. в вертикальной плоскости    
в горизонтальной плоскости    
Полная масса, кг    
Габаритные размеры, м 10х2,5х3,8 10,2х2,5х3,8

 

Разработал:

Преподаватель высшей категории УП ФГКУ

«1 отряд ФПС по Калининградской области» С.Н. Клевцов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: