Обсуждение правила работы в группе.




II. Основная часть.

Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.

Права человека:

· Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

· Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

· Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

· Вы имеете право менять свои взгляды.

· Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

· Вы имеете право сказать: “Я не знаю”.

· Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

· Вы имеете право на нелогичные решения.

· Вы имеете право сказать: “Я тебя не понимаю”.

· Вы имеете право сказать: “Меня это не волнует”.

 

С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

 

Упражнение «Оптимальные варианты».

Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

 

Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость"

 

Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

Слово "интеллигенция" происходит от латинского "intellegentia" - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к "интеллекту". Поэтому когда под словами "интеллигентный" и "интеллигентно" понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он "ведет себя интеллигентно", а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он "грубиян и хам".
Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
- Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
- Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
- Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя "интеллигентно так", а в других - "интеллигентно сяк"?
- Какие яркие примеры "интеллигентных грубиянов" можно вспомнить из истории, художественной литературы?
В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который в общении тоже не "вилял" и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма "Осенний марафон", в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять "интеллигентную грубость" ("Может, вам еще и полы помыть?..")
В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
- Чем отличается "просто грубость" от "интеллигентной грубости"?
- Каковы отличительные черты "интеллигентной грубости"?
- "Интеллигентная грубость" это самоцель или средство?
В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: