Педагогические ситуации в ДОЛ




Педагогические ситуации – это совокупность условий и обстоятельств возникающих спонтанно в социально-педагогическом процессе

Что нужно знать вожатому для работы в лагере?

Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый оздоровительного лагеря должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, и человеком, к которому бы все прислушивались, умеющем чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, контролировать ситуацию, предотвращать возникшие конфликты и кроме всего, умело предоставлять детям разумную свободу.

Для этого вожатому необходимо:

- знать свои права и обязанности,

- с уважением относиться к детям и, если это возможно любить их в независимости от их нравственных качеств.

Вожатый должен понимать что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный выход, своё решение.

Далее мы приводим некоторые самые распространенные ситуации и варианты их решения в виде таблицы:

 

Как выражается Суть проблемы Как разрешить
6-10 лет
Слёзы   Раздражительность, тоска по дому   Множество вопросов   Быстрая утомляемость Отсутствуют навыки самообслуживания, четкого режима дня   Неуверенность в себе   Привычка есть медленно, всухомятку продолжительны по времени   Готовы пробовать все на вкус     Опасность травматизма     Потеря интересов к занятиям рассеянное внимание     Слезы и страхи в темноте   Желание играть со сверстниками     Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых   Постоянные опоздания     Впечатлительность   Энурез   Болезненно переживают разлуку с семьёй     Чувство страха перед неизвестным: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении)   Любознательность   Высокая активность Быстрее «бежать» к финишу, к результатам – в игре, труде Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи   Есть робкие и физически слабые дети   Повышенный интерес ко всему новому не известному     Мальчики демонстрируют свою смелость   Утомляемость от однообразия, не умение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель   Боязнь темноты   Чувство взрослости по отношению к младшим     Слепое подражание взрослым     Отсутствие чувства времени   Эмоциональная неуравновешенность     Стресс Отвлечь интересными делами, переключить внимание   Дать какое-либо задание, что бы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе   Внимательно выслушать и спокойно ответить, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания, можно сделать памятки     Терпеливо приучить к порядку. Проявить особое внимание вечером: какому-то сказку рассказать, какому-то спеть     Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на это внимания     Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций   Рассказать детям о ядовитых ягодах и растениях   Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдениями правил безопасности.   Частая смена видов деятельности, игр, конкурсов, соревнования не должны быть продолжительны по времени   Не оставлять одного в темноте Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей   Стремление не подавать дурного примера ни в чем   Не давать поручений, связанных с учётом времени   Не рассказывать сказки, истории с «плохими концами»   Избавить ребёнка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы воспитатели (вожатые)справлялись с ней тихо и аккуратно
9-11 лет
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости     Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление «взрослого лексикона», использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия     Замкнутость одиночество     Непослушание, действие «на перекор», постоянные споры     Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство шалость   Половое созревание     Внешнее проявления взрослости   Обостренное переживание своих недостатков   Стремление к самостоятельности   Неуёмная фантазия   Внимательность, доброе отношения к детям, стремление разобраться в причинах поведения   Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов. Приучить к выполнению разумного режима дня. Если не возможно избежать полностью ночных занятий, направлять их в приемлемое русло   Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения   Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними, наделять большей ответственностью   Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
12-16 лет
Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых   Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход «в себя»   Сексуальное поведение   Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе     Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.)   Проявление чрезмерной самостоятельности     Несбывающиеся мечты подростков   Самоутверждение     Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний   Может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым.   Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение   Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.)   Стремление освободиться от родительской опеки     Мечтательность   Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения сотрудничество с ними   Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви   Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и тактично, деликатно.   Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло   В индивидуальной беседе разъяснить подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе – находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их   Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности   Поразмышлять вместе с подростком о будущем  
Вне возраста
Проблемы со сном Лунатизм Деликатно обсудить эту тему с отрядом, дать инструкции как правильно вести себя с человеком в таком состоянии.
Воровство Когда обнаружится, что ребёнок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.
Гиперактивность. Ребёнок импульсивен, невнимателен и.излишне активен, гоняет взад-вперёд, редко занимается одним делом защитить ребёнка от его собственных действий, нужно постараться, чтобы ребёнок участвовал в обычной деятельности лагеря. Это требует значительного контроля и внимательности
Суицидальное поведение научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьёзностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений Признаки жестокого обращения можно заметить по необычным синякам или шрамам и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями — как своими, так и с друзьями ребёнка.
Химическое отравление Оздоровительный лагерь не изолирован от окружающего мира, здесь могут оказаться спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Обо всех случаях употребления детьми наркотиков должны немедленно знать администрация и медицинские работники. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.
Вандализм Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми — это признак серьёзных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении повреждённых или замене уничтоженных вещей.
Педагогические ситуации и рабочий коллектив
Хороший \ плохой вожатый Единство требований всех работающих в оздоровительном лагере. Чтобы детям было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, вожатые должны согласовывать свои действия. Между партнёрами должно быть доверие, желание понять другого, помочь ему.
К кому обратиться за помощью? Иногда в работе вожатого возникают ситуации. Когда ресурсов самого вожатого и его напарников не хватает. Соответственно возникает вопрос, где искать помощи? При возникновении сложных ситуаций первым делом необходимо сообщить старшему вожатому, если ситуация при обращении к старшему вожатому не разрешается, необходимо обращаться к администрации (директору лагеря).
Как избежать возможных конфликтов, выполняя общую задачу?   Вожатый — непосредственный организатор деятельности детей. На директора же возложены контрольные функции. Он не должен противопоставлять себя администрации. Он должен скрупулёзно разъяснять детям вопросы безопасности с тем, чтобы быть ответственным не только перед законом, но и, что ещё важнее, перед самим собой, перед своей совестью.
Педагогические ситуации и родители
Особенности общения На первой встрече с родителями стремитесь как можно больше узнать о будущих воспитанниках (увлечения, умения, проблемы, друзья, черты характера, особенности поведения, опасения детей и другие), обсудите полный перечень необходимых вещей. Установите доверительные отношения с родителями. В родительский день расскажите родителям об успехах ребенка, задайте волнующие Вас вопросы. Уважительно и бережно относитесь к каждому ребенку. Стремитесь в разговоре с родителями показать это отношение (независимо от «проделок» воспитанника). Помните, для родителей их ребенок - самый лучший.
Наговоры, небылицы Часто "домашние" дети, не привыкшие даже короткое время находится вдали от дома и желающие поскорее уехать из лагеря, при встрече с родителями рассказывают о лагере "небылицы". Прежде чем делать какие-либо выводы, постарайтесь понять причины, вызывающие такую реакцию, и вместе разберитесь в сложившейся ситуации. Беседуйте с родителями о возникших проблемах в присутствии ребенка, чтобы избежать наговора
Конфликтные ситуации В случае вызова родителей для решения конфликтных ситуаций, необходимо обсудить возникшую проблему с начальником лагеря и наметить совместную программу действий. О собственных опасениях и сомнениях в успехе предстоящего разговора расскажите Начальнику лагеря. Помните, что чаще всего, руководитель лагеря имеет больший жизненный и практический опыт, возраст, что поможет более продуктивно решить назревшие проблемы.

 

Ссылки:

1. Активное лето: в помощь вожатому, Иркутск 2019

2. Сысоева М. Что должен знать педагог о своих воспитанниках: Дет. оздоровит. Лагерь // Нар. образование. - 2000. - N 4-5. - С. 56-64

Дополнительная ссылка: Методические рекомендации для вожатых, Екатеринбург 2013 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: