Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг




Государственные ценные бумаги

Введение

Актуальность темы. Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.

Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.

Целью работы - является изучение рынка государственных ценных бумаг, его состояние и перспективы

Задачи:

- изучение сущности государственных ценных бумаг;

- рассмотреть функции и классификацию государственных ценных бумаг;

-определение факторов, влияющих на рынок государственных ценных бумаг;

- проанализировать современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ, а также его перспективы;

Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг

1.1 Понятие и сущность государственных ценных бумаг и рынка государственных ценных бумаг

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантированны Правительством.

Под государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

В основе рынка государственных ценных бумаг экономически развитых стран лежат следующие функциональные составляющие:

мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета);

использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений (в частности, центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение);

обеспечение ликвидности балансов кредитно-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственные ценные бумаги.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, как показывает опыт зарубежной практики, охватывает:

инвестирование государственных целевых программ развития экономики;

достижение обеспечения ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов;

покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

погашение задолженностей по государственным займам.

В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.

Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики[1].

Рациональное функционирование рынка государственных ценных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения государственных ценных бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов, ведение депозитария.

В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений[2].

В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных ценных бумаг. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг уже в достаточной степени развит: существует целый ряд различных по своей сути государственных обязательств, которые могут являться объектами ценообразования.

1) Облигации федерального займа (для юридических лиц). Срок обращения более 1 года (378 дней), безбумажная форма выпуска. Все операции по ним ведутся на счете-депо. Выплачивается переменный ежеквартальный доход. Купонные среднесрочные ценные бумаги.

2) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Выпущены в обращение государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3, 6 и 12 месяцев, с июля 1994 г. эмиссия трехмесячных облигаций проводится дважды в месяц, а шестимесячных и годовых ¾ ежемесячно. По этому виду облигаций процентные выплаты не производятся, так что доход по ним в течение всего периода обращения равен дисконту, т. е. разнице между номиналом и ценой продажи на первичном рынке. Естественно, что для отдельного владельца облигации, приобретающего ее на первичном или вторичном рынке, доход определяется как разность между ценой последующей продажи (или погашения) и ценой покупки.

Доходность различается по сериям, безбумажная форма.

Начальные крупные сделки с ГКО совершаются в торговой системе Московской межбанковской валютной биржи, а также на Центральной фондовой бирже. К торгам допускаются уполномоченные дилеры, которые либо оперируют собственными денежными средствами и облигациями, либо выступают от лица клиентов. Доход, полученный от продажи ГКО, не облагается налогами[3].

С 1996 года операции с ГКО и ОФЗ ведутся также с нерезидентами.

3) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпущены после 1995 года разными сериями в бумажной форме. Срок обращения ¾ 1 год. Переменный ежеквартальный купонный доход. Предназначены для населения.

4) Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г., именуемые государственными долгосрочными облигациями (ГДО), выпущены на срок 30 лет. Выпускаются серией октябрь / апрель. По ним ежегодно производятся процентные выплаты в размере 15% от номинала, поэтому тридцатилетний заем фактически представляет совокупность тридцати годичных займов. Бескупонные, чаще всего инвесторами используются как годичные: каждый год определяется время для их погашения ¾ 1 неделя. Процентные выплаты, не облагаются налогом, тогда как доход от перепродажи этого вида ценных бумаг подлежит налогообложению.

5) Ценные бумаги нерыночного характера. Предназначены для страховых компаний, пенсионных и внебюджетных фондов. Максимальный доход равен 400 % годовых.

6) Облигации выигрышного займа 1992 года. Предназначаются для населения. Выпущены в бумажной форме. Долгосрочные: сроком на 16 лет. Доход выплачивается в виде выигрышей. В 1992 году облигации 1982 года были обменяны на эти облигации. Сейчас облигации 1982 года меняются также на ОГСЗ.

7) Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) выпущены в 1992-93 гг. под обеспечение замороженных счетов Внешэкономбанка СССР (ВЭБ-овки). В 1993 году было принято решение полностью погасить обязательства перед населением. Для юридических же лиц были выпущены в безбумажной форме ОВВЗ. Они деноминированы в долларах США. Заем состоит из 15 ежегодно и поочередно погашаемых траншей с разными сроками погашения (от года до 15 лет). Доход по этим облигациям выплачивается в размере 3% годовых и не подлежит налогообложению. Облигации свободно обращаются на рынке.

8) Золотые сертификаты (ЗС) обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т. е. относятся к числу погашенных ценных бумаг. Вполне возможны, однако, их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трехмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчет этой цены в рубли осуществлялся по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определенной таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период, прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной регистрации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался (информация о нем отсутствовала). Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена первичного размещения[4].

9) В 1995 году в обращения были выпущены казначейские обязательсятва (не те КО 90-ого года для населения), эмиссия осуществлялась в целях финансирования бюджетного дефицита. Ими можно было погашать налоговые платежи перед бюджетом, рассчитываться с другими предприятиями. После 5 индоссаментов (передаточная надпись на векселе) они могли поступать на свободный рынок. Доходность была 40% годовых, безбумажная форма, т. е. аналогично векселям.

По требованию МВФ выпуск КО прекращен, так как их посчитали денежным суррогатом, т. е. инфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

10) В 1995 году также выпущены казначейские векселя сроком обращения 10 лет, которые получили банки, потому что бюджет был им должен за льготное кредитование с/х предприятий.

Эмитентом государственных ценных бумаг в Российской Федерации выступает Минфин, а основным оператором по ним ¾ Банк России. Тогда возникает вопрос: в какой мере ценообразование на государственные ценные бумаги может быть отнесено к банковскому. Проблема состоит в том, что коммерческие банки не имеют прямого отношения к эмиссии этого вида ценных бумаг и их первичному распространению. Вместе с тем даже первичная продажа государственных ценных бумаг представляет собой операцию Центробанка, которая проводится на открытом рынке и в которую вовлекаются коммерческие банки. В последующем же они превращаются едва ли не в главных продавцов и покупателей государственных ценных бумаг. Данные обстоятельства и позволяют рассматривать цены на эти бумаги в качестве цен на банковский продукт (или включать формирование цен на государственные ценные бумаги в банковское ценообразование)[5].

1.2 Функции и классификация государственных ценных бумаг

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и другие. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение задач государственного значения (покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, покрытие целевых расходов правительства и др.).

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам.

По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1) Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

2) Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.

3) Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.

По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.

Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.

Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.

Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов[6].

Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для рассчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, они по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространятся на нерыночной основе.

Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти (например, в советской экономике широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные займы).

Таким образом, займы можно классифицировать:

в зависимости от эмитента;

от характера выплаты доходов:

выигрышные;

целевые;

беспроцентные;

с фиксированным и плавающим процентом;

с единовременной суммой выплаты и по частям;

бескупонные, где доход равен разнице цены покупки и погашения;

по предназначению:

для населения;

для юридических лиц;

по характеру оформления:

государственные ценные бумаги (бумажная форма / безбумажная);

договором (для внешних займов);

ценные бумаги свободно обращающиеся на рынке и займы нерыночного характера.

1.3 Факторы, влияющие на рынок государственных ценных бумаг

Вкладывая средства в какой-либо инструмент фондового рынка, необходимо четко представлять, какие факторы оказывают основное влияние на этот инструмент. Государственные ценные бумаги являются обыкновенным товаром и поэтому цена на них, как и на любой товар, зависит от соотношения спроса и предложения. Чем больше спрос на товар, тем более высокой будет цена при неизменном предложении, и, наоборот, чем меньше спрос, тем ниже будет цена. Регулируя соотношение спроса и предложения, эмитент может регулировать и процентные ставки на рынке.

Однако в каждый момент времени существует нижняя граница процентных ставок, переход за которую сделает инвестиции невыгодными. Для физических лиц эта граница связана с величиной инфляции (для юридических лиц, особенно для банков и инвестиционно-финансовых институтов, эта зависимость не столь однозначна). В принципе, вложения в государственные ценные бумаги должны приносить доход в реальном исчислении. Это означает, что процентные ставки по государственным ценным бумагам должны хотя бы ненамного превышать величину инфляции. Необходимо подчеркнуть, что должны, но не обязаны. Так как уровень инфляции есть величина статистическая, а инвестиционные проекты осуществляются на определенный срок, то уровень инфляции, который установится в будущем, может оказаться ниже, чем на момент осуществления инвестиций. В этом случае, инвестируя средства, каждый опирается на свои инфляционные ожидания, а они у всех различны. На рынок государственных ценных бумаг существенно влияет потребность государства в средствах (то есть, величина дефицита бюджета). Чем больше дефицит бюджета, тем сильнее потребность государства в денежных средствах, выше предложение государственных ценных бумаг и, следовательно (при неизменном спросе), выше процентные ставки на рынке государственных бумаг. Большое влияние на уровень процентных ставок по государственным облигациям оказывает уровень доходности в других секторах финансового рынка. Чем выше доходность от операций на валютном, кредитном рынке, рынке акций и так далее, тем ниже будет спрос на государственные ценные бумаги и соответственно при постоянном предложении бумаг - выше процентные ставки по ним.

Необходимо отметить, что в нормальных условиях уровень процентных ставок на рынке государственных бумаг оказывает гораздо более сильное воздействие на кредитный рынок и рынок акций, чем наоборот[7].

Оценка инвестиционных решений сводится к учету и оценке влияния всех факторов, действующих на рынке государственных ценных бумаг. Это требует от инвестора не только знания того, как тот или другой фактор влияет на рынок государственных ценных бумаг, но и досконального знания текущей ситуации, в противном случае возможно принятие неверных решений. В российских условиях степень информированности простых граждан о том, что происходит на финансовых рынках страны минимальна. Поэтому приоритетным становится вопрос о квалифицированном управляющем, который бы занимался анализом рынка и принятием инвестиционных решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: