Лилия ЛАДУТЬКО,
МАЙСТАР-КЛАС |
Зам. зав. по ОД,
ГУО «Ясли-сад № 92 г.Минска»
С |
ОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Начиная с педагогической теории Я.А. Коменского менялось отношение к этой проблеме. Прогрессивные деятели педагогики XIX века (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) считали, что воспитание ребёнка должно быть насыщено событиями из общественной жизни страны, взрослых людей, особенностями их культуры, быта и традиций [10].
В советские десятилетия понятие «социальный мир» понималось как «общественная жизнь взрослых людей, страны». Для 90-х годов прошлого века характерна тенденция поиска нового содержания и постановки задач социального развития детей.
В настоящее время учёные и практики подчёркивают: чтобы оказать ребёнку помощь в познании социального мира, педагогам следует включать его в такие виды деятельности, в основе которых лежит его собственная активность. Современные образовательные программы опираются на теорию А.В. Запорожца, согласно которой «основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства — это амплификация развития», т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для него специфически детскими формами, видами и способами деятельности. Социальное развитие рассматривается как одно из ведущих направлений личностного развития в целом.
С самого раннего возраста человек начинает накапливать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, со стилем жизни и системой взаимоотношений. В период дошкольного детства начинают формироваться черты личности, привычки, отвечающие нормам действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, умения ориентироваться в социуме.
Социализация ребёнка дошкольного возраста предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать
самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с нормами и традициями общества. Если у ребёнка есть возможность реализовать свой потенциал, если среда вокруг него насыщена и безопасна, если он является её со-проектировщиком, то формируется такой тип личности, который характеризуется позитивностью, активностью, созидательностью.
Это объясняет необходимость особого внимания педагогов к проблеме социального развития ребёнка. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать необходимые сведения, умело использовать их на практике для решения разнообразных проблем, творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Сегодня важны методы включения ребёнка в педагогическое взаимодействие, налаживание отношений с ним, в основе которых — равенство, диалог и партнёрство, поиск общих культурных и ценностных ориентиров. Возникшая проблема для дошкольника может стать моделируемой педагогической ситуацией, которая инициирует поиск нового ценностного значения, смысла деятельности.
Проблема успешной социализации интересует педагогов нашего учреждения уже на протяжении многих лет, о чём свидетельствуют богатый практический опыт, многочисленные публикации в периодических изданиях и научных сборниках. Результатом многолетней работы педагогического коллектива в приобщении ребёнка к социальному миру стала разработка методических рекомендаций к разделу «Я и мир вокруг меня» программы дошкольного образования «Пралеска», основным направлением которых является ознакомление с социальным миром.
Более углубленная работа по теме началась с разработки образовательного проекта «Использование метода проектов в социальном развитии дошкольников», получившего в 2008 году грант Мингорисполкома.
В основу нашей работы легли следующие ключевые позиции: социализация детской личности через освоение ребёнком себя и своей связи с социальной действительностью, обогащение и наполнение деятельности дошкольника наиболее значимыми для него специфическими видами и способами деятельности.
В связи с этим основной задачей педагогов при конструировании образовательного процесса стало наполнение повседневной жизни наших воспитанников интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого в содержательную деятельность. Участие в деятельности стимулировало детей к усвоению социального опыта, выражению своего отношения к усвоенному, накоплению эмоционально-чувственного опыта.
Следовательно, содержание образовательного процесса определялось не столько овладением ребёнком умениями, сколько становлением базовых свойств его личности, самооценки «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребёнка стала своего рода школой передачи социального опыта, а общение в совместной деятельности содействовало формированию личностных качеств, усвоению норм и правил поведения, что наглядно представлено в схеме (см. приложение 1).
Однако практика показала, что главными критериями социального развития ребёнка являются не только уровень представлений о социальном мире, степень усвоения социальных норм, но и умение проявлять самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, работать в коллективе.
Традиционные методы и приёмы организации образовательного процесса не в достаточной мере способствовали успешной социализации личности дошкольника. Это послужило причиной активизации поиска новых методов и приёмов в системе дошкольного образования, эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию подрастающего поколения.
В их число исследователи, учёные и передовые практики справедливо включают метод проектов, который позволяет использовать разнообразные формы и методы работы с детьми, актуализировать представления, полученные ребёнком в разных областях познания, налаживать партнёрские взаимоотношения между всеми участниками.
Такие особенности проекта позволяют рассматривать его как эффективную технологию формирования у детей социальной культуры, основанной на личностно-ориентированной образовательной парадигме. Мы увидели в этом методе богатый ресурс социализации.
В дошкольном образовании данная технология используется недостаточно широко, что объясняется как относительной её новизной и нетрадиционностью, так и тем, что её перенос в практику дошкольного образования требует специальной адаптации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, познавательной и социальной активности педагогов и детей.
В связи с этим перед педагогами дошкольного учреждения была поставлена цель: внедрить в образовательный процесс метод проектов как одно из важнейших средств социализации детей дошкольного возраста.
В ЧЁМ НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Она заключается во внедрении метода проектов в систему работы с детьми дошкольного возраста для наиболее успешной их социализации. Интерактивный характер данного метода позволяет включать ребёнка в разнообразную деятельность, в которой он становится активным участником, приобретает первые социальные ориентировки, имеет возможность осознать своё «Я», свои способности, проявить самостоятельность, инициативу, творчество, социальную компетентность, умение действовать в различных жизненных ситуациях, а значит, позволяет создать эффективные условия для успешной социализации.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней — стимулировать интерес детей к определённым проблемам и через проектную деятельность находить их решение, учиться практически применять полученные знания [3]. «Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идёт наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [8].
В основе метода проектов лежат развитие социальных и познавательных навыков, умения самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и развитие творческого мышления. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, удовлетворяющим в первую очередь самого ребёнка и оформленным тем или иным образом.
В современной педагогике целенаправленное использование проекта рассматривается как эффективное условие для развития умения самостоятельно действовать в разных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, развития коммуникативных способностей (А.В. Хуторской, В.В. Гузеев).
Таким образом, исследования современных учёных подтверждают, что метод проектов, являясь составной частью образовательного процесса, создаёт эффективные условия для развития у всех участников проекта умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации. Он развивает индивидуальную ответственность участников за выполненную работу учит их партнёрству кооперации, взаимодействию друг с другом и педагогом.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА ____________________
Решение задач социально-личностного и нравственного развития ребёнка дошкольного возраста наиболее эффективно при максимальном разнообразии и обогащении традиционных методов и приёмов организации образовательного процесса методом проектов.
В связи с этим на начальном этапе внедрения метода проектов назрела необходимость модернизировать структуру социализации дошкольника с использованием проектной деятельности, в которой важным являются создание условий осуществления этой деятельности и использование разнообразных форм и методов работы. Реализация такой
модели предполагает системное и целенаправленное формирование у наших воспитанников социально значимых умений и навыков (см. приложение 1).
Одним из важнейших условий эффективного использования метода проектов является профессиональная готовность педагогов к осуществлению проектной деятельности. Чтобы подготовить внедрение метода проектов в образовательный процесс дошкольного учреждения, необходимо также на начальном этапе определить состояние практики, уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях.
В результате мониторинга все педагоги образовательного учреждения были разделены на три условные группы.
Первая группа - те, кто заявил себя активным сторонником проектной деятельности, готовым к поиску новых, нестандартных решений. Эти представители коллектива вошли в творческую группу по внедрению проектной деятельности
Вторую группу составили пассивные сторонники проектной деятельности, готовые следовать за лидером, добивающимся хороших результатов. Впоследствии они присоединились к творческой группе, когда появились первые ощутимые результаты её деятельности.
В третьей группе оказались педагоги, которые пока не были готовы к реализации проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что при надлежность к этой группе не означала, что педагог не будет заниматься проектной деятельностью, просто его профессиональные возможности не позволяли заниматься инновациями сразу. Постепенно и они включились в проектную деятельность.
Таким образом, формирование личностной мотивации профессиональной деятельности педагогов в большей мере было связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.
В связи с поставленными задачами и на основании диагностики уровня профессиональной компетентности и уровня готовности к освоению инновационных технологий был разработан план повышения профессиональной компетентности педагогов: мастер-класс для членов творческой группы «Метод проектов как инновационная педагогическая технология», семинар-практикум для педагогов, проявивших готовность к данной инновационной деятельности (см. приложение 2).
Стимулирующей базой для занятий по программе мастер-класса стало изучение теоретических основ проектной деятельности, которое проходило с участием автора пособия «Метод проектов в образовании дошкольников» А.А. Петрикевич Так как задача социализации дошкольников являлась одной из основных в работе дошкольного учреждения на протяжении нескольких лет, педагоги пришли к выводу о реальной возможности применения метода проектов с целью оптимизации социального развития.
На семинарах педагоги осваивали технологию разработки проектов, методы активизации мыслительной деятельности, алгоритмы построения моделей проекта с учётом возрастной дифференциации (см. приложение 3).
Результатом семинаров явилась разработка нескольких собственных проектов Педагогами были продемонстрированы их результаты: разнообразные игры, макеты,
альбомы, выставки, демонстрация одежды, презентация книг, что развило интерес и подтолкнуло к участию в проектной деятельности и остальных.
Анализируя работу семинара, педагоги убедились, что средства решения поставленных в проектах проблем были выбраны правильно, т.к. удалось достичь желаемых результатов. Несмотря на различную первоначальную подготовку, каждый участвующий в проектной деятельности педагог справился с поставленной задачей и решил её творчески, оригинально. Важным показателем результативности семинара явилось и то, что все участники значительно повысили свою профессиональную компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических умений.
При этом несколько педагогов работали над обобщением опыта по проектной деятельности. Всё это позволило более детально рассмотреть потенциальные возможности внедрения в практику этого метода и обеспечить качественный уровень освоения данной технологии.
В процессе овладения навыками проектной деятельности каждым педагогом учреждения был разработан и апробирован на практике собственный проект для дошкольников. Все они были объединены социально-нравственной направленностью, актуальностью и отличались интересной проблематикой, своевременной корректировкой плана действий, а полученный результат превысил прогнозируемый.
Одним из условий достижения воспитанниками необходимого уровня эмоционального комфорта в проекте стало овладение педагогами технологий педагогической поддержки, которая воспринималась как встречная активность взрослого (понимания, принятия, оказания необходимой помощи). В связи с этим практическую значимость имели семинары-тренинги для педагогов «Школа сотрудничества», организованные педагогом-психологом дошкольного учреждения, семинар с участием авторов пособия «Психологическое здоровье педагога и ребёнка» Е.М. Семёновой, Е.П. Чесноковой, Е.А. Панько.
Таким образом, со стороны администрации учреждения были созданы благоприятные условия для внедрения метода проектов в образовательный процесс.
Целенаправленная методическая работа по обучению проектной деятельности позволила более грамотно анализировать и отбирать не только методы и приёмы организации деятельности в проектах, но и содержание из социального окружения, которое имело бы развивающий потенциал и способствовало приобщению ребёнка к социальному миру.
Огромная роль в решении этих задач отводилась ознакомлению воспитанников с объектами социальной сферы района, с социумом, составлению «социального портрета» ближайшего окружения. Важно было научить ребёнка свободно ориентироваться там, где он живёт, где находится его детский сад, школа, в которой он предположительно будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное отношение к ней.
Значимой задачей для педагогов учреждения стало создание в каждой группе предметно-развивающей среды для организации проекта, которая обеспечивала бы активизацию деятельности, соответствовала интересам, возможностям и потребностям детей. Всё необходимое оборудование для игр, творчества, труда, исследовательской деятельности по теме проекта в каждой группе подобрано и размещено таким образом, чтобы стиму-
лировать поисковую активность и формировать навыки исследовательского поведения.
Например, в группе, где «живут маленькие берегоши», повсюду размещены плакаты «Время менять привычки», памятки-напоминалки, календари наблюдений в микрогруппах. Все игры и пособия сосредоточены в игровом центре «Энергосберегайка». Многие из них педагоги изготавливали совместно с детьми и их родителями. Участвуя в проектах, дети с интересом собирали материал и оформляли в группе разнообразные выставки: «Старинная игрушка», «Игрушки наших мам и бабушек», «Игрушки-веселушки», «Необычная книга», «Мир сказок» и др.
Результатами создания и пополнения социальной среды в группах стали заметная активизация игрового взаимодействия воспитанников и более яркие проявления их социально-нравственных качеств в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, заметно пополнилась учебно-наглядная база учреждения разнообразными макетами, схемами, моделями, атрибутами к играм, мультимедийными презентациями, электронными информационными материалами. Погрузившись в процесс обогащения среды, дети получали хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, у них возникло желание украшать и улучшать мир вокруг себя, появилось удовлетворение от совместной работы и общения. Дети стали проявлять искренние чувства радости, удовлетворения от самостоятельно или совместно выполненного дела, желание оказывать посильную помощь окружающим.
ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ условий осуществления проектной деятельности является мотивированность её участников: традиция использования ритуалов (речёвок, песен, эмблем, элементов костюмов), участие сказочных персонажей, использование наград. Так, дети с интересом придумывают речёвки, которые придают деятельности рабочий настрой, ритм, организованность. Например, «приз от Знайки-Сберегайки», медаль «Маленький Бере-гоша», удостоверения «Юный спасатель», которые вручали ребятам пожарные-спасатели.
Так как в основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество», ещё одним из важнейших условий успешности проектной деятельности являются тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Характерной особенностью деятельности в проекте стала активность каждого её участника, что предполагает разделение детей на микрогруппы. Причём эффективность такого взаимодействия зависит от того, насколько успешно педагоги учитывают личностные характеристики детей, среди которых значимая роль принадлежит социальной активности.
Роль родителей дошкольников в каждом проекте становится многоплановой и разнообразной: они соучастники и организаторы различных мероприятий данной группы дошкольного учреждения, компаньоны ребёнка в решении проблемы, помощники в поиске и сборе информации, коллекции, в проведении эксперимента, проектных исследовательских заданий. Так, наиболее продуктивным с точки зрения участия родителей стал проект «Семейные традиции», в рамках которого каждая семья подготовила свой семейный проект, презентацию альбомов, герба и родословной семьи.
Многие родители отмечали ценность данного взаимодействия: они впервые разговаривали с детьми на такие
темы, с интересом занимались совместными видами деятельности со своим ребёнком, по-новому увидели свою семью, переосмыслили внутрисемейные взаимоотношения. Для родителей наших воспитанников и при их участии в дошкольном учреждении периодически выходит «Журнал для родителей» по актуальным проблемам и проектам. Активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на личную социальную позицию педагогов, детей и родителей.
Всё это позволяет утверждать, что с таким подходом к организации проектной деятельности дошкольное учреждение становится для детей школой социальных действий, в которой идёт ежедневная активная совместная деятельность детей и взрослых, способная увлечь и заинтересовать их. Овладевать приёмами взаимодействия с детьми педагогам и родителям помогают психолого-педагогические тренинги педагогов и родителей воспитанников, благодаря которым дети и взрослые получают большой социальный опыт.
Особый стимул имело и внешнее взаимодействие участников проектной деятельности с представителями ближайшего социального окружения. Так, не только дети, их родители, но и педагоги получили множество ярких впечатлений от экскурсий на разные промышленные выставки, в ближайшую районную пожарную часть, к предприятиям и спортивным объектам, строительной площадке. При этом сотрудники посещаемых объектов охотно откликались на возможность рассказать детям о своей профессии, о материалах и технике, о своих достижениях, умениях, о качествах, которые необходимы людям их профессии. Качество такого непосредственного общения проявлялось в длительном эмоциональном настрое после экскурсий. В процессе реализации проектов расширилось взаимодействие с учреждениями близлежащего окружения.
Таким образом, успешная реализация проекта возможна при выполнении определённых условий и технологии проектирования, которая предусматривает соблюдение последовательности этапов
ВАЖНЫЙ ШАГ в реализации первого этапа проекта - выбор темы с учётом интересов детей, разработка плана, подбор примерного содержания деятельности. Самым сложным на этом этапе было выявление проблемы, которая должна быть актуальной и значимой именно для ребёнка, а главное - посильной для решения. Педагоги стимулировали старших дошкольников находить проблемы в ближайшем окружении, при чтении детской литературы, просмотре мультфильмов.
В связи с этим в некоторых группах появилась «копилка проблем», которая периодически пополняется и разгружается за счёт решения проблемных ситуаций. Использовались разнообразные приёмы стимуляции познавательного интереса: появление сказочного героя, приглашение на бал, объявление конкурса на самый оригинальный наряд, постановка проблемного вопроса. Например, значимой для детей была проблема, как лучше и интереснее рассказать Незнайке и другим туристам о нашей стране, чтобы привлечь их путешествовать в проекте «Как прекрасна, как чудесна страна, где мы живём».
В работе с детьми важным было стимулировать их к выдвижению гипотез, предположений, путей решения проблемы: сделать плакаты, показать фильм, организовать туристическое бюро и т.д. Развитию умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы и искать на них ответы
способствовали специальные игры, игровые тренинги и упражнения: «Если бы...», «Что будет, если...», «Почему так произошло?», «Закончи фразу» и т.д. (см. приложение 4).
Осознание сути проблемы детьми позволяет сформулировать цель предстоящей работы в проекте, определить, какими методами можно воспользоваться при решении поставленной проблемы, а главное - почувствовать значимость своего участия. В таком случае проблема становится пусковым механизмом для начала проекта: изготавливается план-схема проекта, продумывается выбор доступных методов исследования (подумать самостоятельно посмотреть книги и энциклопедии, поискать информацию по интересующему вопросу в компьютере, познакомиться с фильмами по теме исследования, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Таким образом, первый этап проекта предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к определению и формулированию исследовательской задачи, способов её решения.
Второй - исследовательский этап проекта -
представляет собой процесс поиска ответов на поставленные проблемы и проверки гипотез, на котором многое зависит от умения педагога выбрать правильную стратегию. Первый шаг заключается в том, что педагог создаёт одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Второй шаг предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Например, если он интересуется книгами, ему предлагается подобрать интересную информацию по проблеме, собрать коллекцию книг по теме проекта и др. Третий шаг связан с привлечением родителей, которые совместно с ребёнком помогают решить задание проекта.
Соответственно, каждая микрогруппа получает своё проектное задание: например, изучить историю книги, хлебного каравая; провести исследования (откуда в хлебе много дырочек, почему бумага бывает волшебной, образ Бабы Яги в разных сказках); оформить выставку необычных книг, игрушек «хорошего настроения»; придумать собственную книгу и убедить героя и детей в ценности книг, подготовить их рекламу и презентацию.
Для стимулирования активности детей в микрогруппах ведутся дневники, экраны наблюдений, мини-альбомы, плакаты с промежуточными результатами исследований, поисков, в которых дети и их родители фиксируют своё участие в делах, заданиях микрогруппы. Отрадно, что дети с помощью определённых заданий, знаков, символов научились планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде, а также не отступать от намеченного плана.
Как показала практика, на втором этапе проектной деятельности заметно возрастает познавательная и социальная активность каждого ребёнка, формируется представление о себе как о части социума, что позволяет осознать значимость общего дела, принимать участие в решении важных проблем (безопасности жизни, энергосбережения и т.п.) и понимать собственную ответственность за их решение.
Последний этап проекта - защита - самый зрелищный. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Защита проекта демонстрирует вклад каждого ребёнка, родителя,
педагога в создание социально значимого продукта: дефиле, театр моды, сказочный бал, презентация выставки, игрового комплекса. При поддержке взрослых дети стали авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов, рисунков, плакатов, рассказов, проявляя изобретательность и оригинальность. Особый интерес у детей и взрослых вызвал фестиваль проектов, который проходил в рамках конкурса «Лучшее дошкольное учреждение года».
Кроме того, при подведении итогов определяются новые познавательные и нравственные задачи, проблемы и способы их решения. Именно такой путь познания, на наш взгляд, наиболее интересен и естественнен для ребёнка.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволило сфор мировать социально-личностные качества ребёнка: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; достигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом; обсуждать результаты деятельности.
Тематика и содержание проектов в нашем дошкольном учреждении отличается разнообразием, эмоциональностью, социальной значимостью. При выборе видов и тем проектов значимыми были, в первую очередь, интересы детей и проблемы, возникающие в группах: небрежное отношение к игрушкам и другим предметам рукотворного мира, проблема безопасности жизнедеятельности, вопросы нравственно-патриотического воспитания и др.
Опыт показал, что самыми любимыми проектами воспитанников являются игровые, в основе которых лежит игра, а конечным результатом — игровой комплекс, игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра.
Не менее интересными для детей были творческие проекты, основной деятельностью в которых является художественная, в результате чего они становятся организаторами выставок, мини-музея, дефиле, праздников, ярмарок, фестивалей, конкурсов.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, поэтому особенно актуальным оказался практико-ориентированный проект «Твой безопасный мир». Идея, лежащая в его основе, заключается в разработке особого подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе, социуме путём внедрения проектного метода. Дети сумели вжиться в образ спасателя, прочувствовать свою значимость и важность дела, которым они занялись для окружающих людей. Как следствие такого отношения всех участников к результатам этого проекта стало открытие в учреждении первого в городе среди детей дошкольного возраста клуба «Юный спасатель», который работает в тесном сотрудничестве с Фрунзенским отделом пропаганды по чрезвычайным ситуациям.
Эти примеры позволяют утверждать, что содержание всех проектов построено «вокруг человека»: опыт младших ребят тесно связан с домом и близкими людьми, домашними делами, любимыми предметами и событиями. В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определённый социальный опыт, что позволяет им перейти на новый развивающий уровень проектирования. Постепенно круг детских представлений расширяется от ближайшего окружения до интереса к жизни общества: труд взрослых, знаменательные события, даты и др. В этом
возрасте проекты становятся более сложными: в семейном проекте составляются родословные, генеалогическое дерево, изучаются традиции семьи.
Значимы также для социального развития воспитанников и другие виды проектов. Как индивидуальные, так и межгрупповые проекты содействовали налаживанию тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса не только в одной группе, но и всего учреждения. Результатом такого взаимодействия стало участие нашего ландшафтного проекта «Зямля, што дадзена нам лёсам» в городском конкурсе «Формула сада» (2009 г.), где он занял первое место.
Таким образом, виды и темы проектов, разработанные нашими педагогами, выбирались исходя из интересов и возрастных особенностей детей, выявленных проблем, возможностей ближайшего окружения и ориентированы на общественно значимые события.
РЕЗУЛЬТАТЫВНЕДРЕНИЯ проектной деятельности подтверждают, что проектирование представляет собой важную сферу познавательной и социальной деятельности детей. Измерить результаты проектной деятельности в учреждении дошкольного образования сразу достаточно трудно. Однако предварительные показатели свидетельствуют о её эффективности в условиях поэтапной и целенаправленной работы и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для наблюдения за формированием социальных умений и навыков нами были разработаны показатели, в основе которых лежат программа дошкольного образования «Пралеска» и диагностические методики, предложенные в пособии под редакцией ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько [5]. Кроме того, использовались анкеты для родителей и педагогов.
Сравнение данных психолого-педагогической диагностики социального развития детей старшего дошкольного возраста на 2008-2010 гг. свидетельствует о положительной тенденции в этой сфере:
• выявлен рост показателей в формировании у воспитанников социальных навыков и компетентности с 19% до 57%;
• сформированы представления о социальном мире и о самих себе в нём: этот показатель вырос с 37% до 84%;
• возросли самостоятельность детей, активность, их ответственность и социальная уверенность с 12% до 46%.
Результаты изучения процесса адаптации к обучению в школе подтверждают успешность наших выпускников, которая проявляется в положительном эмоциональном интересе детей к учебной деятельности, их мотивированности к обучению. Наряду с качественным ростом социальных умений и навыков у дошкольников отмечается развитие проектных умений:
• находить и формулировать проблемы;
• определять этапы реализации проекта, следовать плану;
• фиксировать результаты проектных заданий;
• публично выступать для изложения своих суждений, впечатлений.
Можно с уверенностью сказать, что в результате проектной деятельности большинство родителей стало активными участниками совместных мероприятий, праздников. Анкетирование родителей подтвердило их заинтересованность в решении поставленной в опыте проблемы.
Кроме того, проектная деятельность стимулирует самообразование педагогов: стремление реализовывать личностно-ориентированную парадигму; использовать множество дидактических подходов, о чём свидетельствует выбор темы индивидуальных планов профессионального развития педагогов.
Одним из важных показателей результативности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является постоянное увеличение активности педагогов, использующих этот метод (3 педагога в начале работы и 21 - на её завершающем этапе).
Опытом организации проектной деятельности наши педагоги активно делятся со своими коллегами: в процессе проведения районных и городских мастер-классов, семинаров, на международных научно-практических конференциях, методических объединениях.
Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на личную социальную позицию педагогов, детей и родителей. Все участники образовательного процесса получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи. Метод проектов является эффективным методом социального развития ребёнка, который активно внедряется в практику работы дошкольных учреждений. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательного процесса, она успешно интегрируется во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
В настоящее время педагоги работают над новыми проектами, осваивают метод коллективного проектирования, благодаря которому будут создаваться интегративные проекты, объединяющие всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алёшина. - М, 2002.
2. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, АН. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова, НА. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Данюкова, А Вы любите проекты? / А Данюкова // Обруч. - М., 2001. - № 4.
5. Диагностика развития личности и межличностных отношений в дошкольном возрасте / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. -Минск, 1993.
6. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи. - М, 1925.
7. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 2000. - С. 32-33.
8. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С.