Второй - исследовательский этап проекта -




Лилия ЛАДУТЬКО,

МАЙСТАР-КЛАС

Зам. зав. по ОД,

ГУО «Ясли-сад № 92 г.Минска»



 


 


 


С

ОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осозна­ваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Начиная с педагогиче­ской теории Я.А. Коменского менялось отношение к этой проблеме. Прогрессивные деятели педагогики XIX века (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) считали, что воспитание ребёнка должно быть насыщено событиями из обще­ственной жизни страны, взрослых людей, особенностями их культуры, быта и традиций [10].

В советские десятилетия понятие «социальный мир» понималось как «общественная жизнь взрослых людей, страны». Для 90-х годов прошлого века характерна тен­денция поиска нового содержания и постановки задач социального развития детей.

В настоящее время учёные и практики подчёркивают: чтобы оказать ребёнку помощь в познании социально­го мира, педагогам следует включать его в такие виды деятельности, в основе которых лежит его собственная активность. Современные образовательные программы опираются на теорию А.В. Запорожца, согласно которой «основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства — это амплификация развития», т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для него специфически детскими формами, видами и способами деятельности. Социальное развитие рассматривается как одно из веду­щих направлений личностного развития в целом.

С самого раннего возраста человек начинает накапли­вать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, со стилем жизни и системой взаимоотно­шений. В период дошкольного детства начинают форми­роваться черты личности, привычки, отвечающие нормам действующей в рамках данной культуры системы ценно­стей и традиций, умения ориентироваться в социуме.

Социализация ребёнка дошкольного возраста пред­полагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать


самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с нормами и традициями общества. Если у ребёнка есть возможность реализовать свой потенциал, если среда вокруг него насыщена и безопасна, если он является её со-проектировщиком, то формируется такой тип личности, который характеризуется позитивностью, активностью, созидательностью.

Это объясняет необходимость особого внимания педа­гогов к проблеме социального развития ребёнка. Совре­менному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать необходимые сведения, умело использовать их на практике для решения разнообразных проблем, твор­чески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

Сегодня важны методы включения ребёнка в педагоги­ческое взаимодействие, налаживание отношений с ним, в основе которых — равенство, диалог и партнёрство, поиск общих культурных и ценностных ориентиров. Возникшая проблема для дошкольника может стать моделируемой педагогической ситуацией, которая инициирует поиск нового ценностного значения, смысла деятельности.

Проблема успешной социализации интересует педа­гогов нашего учреждения уже на протяжении многих лет, о чём свидетельствуют богатый практический опыт, многочисленные публикации в периодических изданиях и научных сборниках. Результатом многолетней работы педагогического коллектива в приобщении ребёнка к социальному миру стала разработка методических ре­комендаций к разделу «Я и мир вокруг меня» программы дошкольного образования «Пралеска», основным направ­лением которых является ознакомление с социальным миром.

Более углубленная работа по теме началась с разра­ботки образовательного проекта «Использование метода проектов в социальном развитии дошкольников», полу­чившего в 2008 году грант Мингорисполкома.

 

 

В основу нашей работы легли следующие ключевые позиции: социализация детской личности через освоение ребёнком себя и своей связи с социальной действительно­стью, обогащение и наполнение деятельности дошколь­ника наиболее значимыми для него специфическими видами и способами деятельности.

В связи с этим основной задачей педагогов при кон­струировании образовательного процесса стало наполне­ние повседневной жизни наших воспитанников интерес­ными делами, проблемами, идеями, включение каждого в содержательную деятельность. Участие в деятельности стимулировало детей к усвоению социального опыта, выражению своего отношения к усвоенному, накоплению эмоционально-чувственного опыта.

Следовательно, содержание образовательного процесса определялось не столько овладением ребёнком умениями, сколько становлением базовых свойств его личности, самооценки «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребёнка стала своего рода школой передачи социального опыта, а общение в совместной деятельности содейство­вало формированию личностных качеств, усвоению норм и правил поведения, что наглядно представлено в схеме (см. приложение 1).

Однако практика показала, что главными критериями социального развития ребёнка являются не только уро­вень представлений о социальном мире, степень усвоения социальных норм, но и умение проявлять самостоятель­ность, инициативность, ответственность, творчество, работать в коллективе.

Традиционные методы и приёмы организации обра­зовательного процесса не в достаточной мере способ­ствовали успешной социализации личности дошколь­ника. Это послужило причиной активизации поиска но­вых методов и приёмов в системе дошкольного образо­вания, эффективных педагогических технологий, способ­ствующих интеллектуальному, творческому, нравствен­ному, социальному развитию подрастающего поколения.

В их число исследователи, учёные и передовые прак­тики справедливо включают метод проектов, который позволяет использовать разнообразные формы и ме­тоды работы с детьми, актуализировать представления, полученные ребёнком в разных областях познания, налаживать партнёрские взаимоотношения между всеми участниками.

Такие особенности проекта позволяют рассматри­вать его как эффективную технологию формирования у детей социальной культуры, основанной на личностно-ориентированной образовательной парадигме. Мы увидели в этом методе богатый ресурс социализации.

В дошкольном образовании данная технология ис­пользуется недостаточно широко, что объясняется как относительной её новизной и нетрадиционностью, так и тем, что её перенос в практику дошкольного образования требует специальной адаптации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, познавательной и соци­альной активности педагогов и детей.

В связи с этим перед педагогами дошкольного уч­реждения была поставлена цель: внедрить в образо­вательный процесс метод проектов как одно из важнейших средств социализации детей дошколь­ного возраста.


В ЧЁМ НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Она заключается во внедрении метода проектов в систему работы с детьми дошкольного возраста для наиболее успешной их социализации. Интерактивный характер данного метода позволяет включать ребёнка в разнообразную деятельность, в которой он становится активным участником, приобретает первые социальные ориентировки, имеет возможность осознать своё «Я», свои способности, проявить самостоятельность, инициативу, творчество, социальную компетентность, умение дей­ствовать в различных жизненных ситуациях, а значит, позволяет создать эффективные условия для успешной социализации.

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоя­щее время проектная деятельность становится интегри­рованным компонентом вполне разработанной и струк­турированной системы образования. Но суть её остаётся прежней — стимулировать интерес детей к определённым проблемам и через проектную деятельность находить их решение, учиться практически применять полученные знания [3]. «Где нет вопроса или проблемы для разреше­ния, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идёт наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [8].

В основе метода проектов лежат развитие социаль­ных и познавательных навыков, умения самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информаци­онном пространстве и развитие творческого мышления. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, удовлетворяющим в первую очередь самого ребёнка и оформленным тем или иным образом.

В современной педагогике целенаправленное использо­вание проекта рассматривается как эффективное условие для развития умения самостоятельно действовать в разных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, развития коммуника­тивных способностей (А.В. Хуторской, В.В. Гузеев).

Таким образом, исследования современных учёных подтверждают, что метод проектов, являясь составной частью образовательного процесса, создаёт эффективные условия для развития у всех участников проекта умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуа­циях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации. Он развивает инди­видуальную ответственность участников за выполненную работу учит их партнёрству кооперации, взаимодействию друг с другом и педагогом.

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА ____________________

Решение задач социально-личностного и нравствен­ного развития ребёнка дошкольного возраста наиболее эффективно при максимальном разнообразии и обога­щении традиционных методов и приёмов организации образовательного процесса методом проектов.

В связи с этим на начальном этапе внедрения метода проектов назрела необходимость модернизировать струк­туру социализации дошкольника с использованием про­ектной деятельности, в которой важным являются создание условий осуществления этой деятельности и использование разнообразных форм и методов работы. Реализация такой

 

 

модели предполагает системное и целенаправленное фор­мирование у наших воспитанников социально значимых умений и навыков (см. приложение 1).

Одним из важнейших условий эффективного исполь­зования метода проектов является профессиональная готовность педагогов к осуществлению проектной дея­тельности. Чтобы подготовить внедрение метода проектов в образовательный процесс дошкольного учреждения, необходимо также на начальном этапе определить состоя­ние практики, уровень профессиональной компетентно­сти педагогов, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях.

В результате мониторинга все педагоги образова­тельного учреждения были разделены на три условные группы.

Первая группа - те, кто заявил себя активным сто­ронником проектной деятельности, готовым к поиску новых, нестандартных решений. Эти представители коллектива вошли в творческую группу по внедрению проектной деятельности

Вторую группу составили пассивные сторонники проектной деятельности, готовые следовать за лидером, добивающимся хороших результатов. Впоследствии они присоединились к творческой группе, когда появились первые ощутимые результаты её деятельности.

В третьей группе оказались педагоги, которые пока не были готовы к реализации проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что при надлежность к этой группе не означала, что педагог не будет заниматься проектной дея­тельностью, просто его профессиональные возможности не позволяли заниматься инновациями сразу. Постепенно и они включились в проектную деятельность.

Таким образом, формирование личностной мотивации профессиональной деятельности педагогов в большей мере было связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессио­нальных возможностей.

В связи с поставленными задачами и на основании диагностики уровня профессиональной компетентности и уровня готовности к освоению инновационных техно­логий был разработан план повышения профессиональ­ной компетентности педагогов: мастер-класс для членов творческой группы «Метод проектов как инновационная педагогическая технология», семинар-практикум для педа­гогов, проявивших готовность к данной инновационной деятельности (см. приложение 2).

Стимулирующей базой для занятий по программе мастер-класса стало изучение теоретических основ про­ектной деятельности, которое проходило с участием автора пособия «Метод проектов в образовании дошколь­ников» А.А. Петрикевич Так как задача социализации дошкольников являлась одной из основных в работе дошкольного учреждения на протяжении нескольких лет, педагоги пришли к выводу о реальной возможности применения метода проектов с целью оптимизации со­циального развития.

На семинарах педагоги осваивали технологию разработ­ки проектов, методы активизации мыслительной деятель­ности, алгоритмы построения моделей проекта с учётом возрастной дифференциации (см. приложение 3).

Результатом семинаров явилась разработка нескольких собственных проектов Педагогами были продемонстри­рованы их результаты: разнообразные игры, макеты,


альбомы, выставки, демонстрация одежды, презентация книг, что развило интерес и подтолкнуло к участию в проектной деятельности и остальных.

Анализируя работу семинара, педагоги убедились, что средства решения поставленных в проектах проблем были выбраны правильно, т.к. удалось достичь желаемых результатов. Несмотря на различную первоначальную подготовку, каждый участвующий в проектной деятель­ности педагог справился с поставленной задачей и решил её творчески, оригинально. Важным показателем результативности семинара явилось и то, что все участ­ники значительно повысили свою профессиональную компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитиче­ских, прогностических умений.

При этом несколько педагогов работали над обобщени­ем опыта по проектной деятельности. Всё это позволило более детально рассмотреть потенциальные возможности внедрения в практику этого метода и обеспечить каче­ственный уровень освоения данной технологии.

В процессе овладения навыками проектной деятель­ности каждым педагогом учреждения был разработан и апробирован на практике собственный проект для дошкольников. Все они были объединены социально-нравственной направленностью, актуальностью и от­личались интересной проблематикой, своевременной корректировкой плана действий, а полученный результат превысил прогнозируемый.

Одним из условий достижения воспитанниками не­обходимого уровня эмоционального комфорта в проекте стало овладение педагогами технологий педагогической поддержки, которая воспринималась как встречная активность взрослого (понимания, принятия, оказания необходимой помощи). В связи с этим практическую зна­чимость имели семинары-тренинги для педагогов «Школа сотрудничества», организованные педагогом-психологом дошкольного учреждения, семинар с участием авторов пособия «Психологическое здоровье педагога и ребёнка» Е.М. Семёновой, Е.П. Чесноковой, Е.А. Панько.

Таким образом, со стороны администрации учрежде­ния были созданы благоприятные условия для внедрения метода проектов в образовательный процесс.

Целенаправленная методическая работа по обучению проектной деятельности позволила более грамотно анализировать и отбирать не только методы и приёмы организации деятельности в проектах, но и содержание из социального окружения, которое имело бы развиваю­щий потенциал и способствовало приобщению ребёнка к социальному миру.

Огромная роль в решении этих задач отводилась озна­комлению воспитанников с объектами социальной сферы района, с социумом, составлению «социального портрета» ближайшего окружения. Важно было научить ребёнка сво­бодно ориентироваться там, где он живёт, где находится его детский сад, школа, в которой он предположительно будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное отношение к ней.

Значимой задачей для педагогов учреждения стало создание в каждой группе предметно-развивающей сре­ды для организации проекта, которая обеспечивала бы активизацию деятельности, соответствовала интересам, возможностям и потребностям детей. Всё необходимое оборудование для игр, творчества, труда, исследователь­ской деятельности по теме проекта в каждой группе подобрано и размещено таким образом, чтобы стиму-

 

лировать поисковую активность и формировать навыки исследовательского поведения.

Например, в группе, где «живут маленькие берегоши», повсюду размещены плакаты «Время менять привычки», памятки-напоминалки, календари наблюдений в микро­группах. Все игры и пособия сосредоточены в игровом центре «Энергосберегайка». Многие из них педагоги изготавливали совместно с детьми и их родителями. Уча­ствуя в проектах, дети с интересом собирали материал и оформляли в группе разнообразные выставки: «Старинная игрушка», «Игрушки наших мам и бабушек», «Игрушки-веселушки», «Необычная книга», «Мир сказок» и др.

Результатами создания и пополнения социальной среды в группах стали заметная активизация игрового взаимодействия воспитанников и более яркие проявления их социально-нравственных качеств в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, заметно пополнилась учебно-наглядная база учреждения разнообразными макетами, схемами, мо­делями, атрибутами к играм, мультимедийными презента­циями, электронными информационными материалами. Погрузившись в процесс обогащения среды, дети получа­ли хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, у них возникло желание украшать и улучшать мир вокруг себя, появилось удовлетворение от совместной работы и общения. Дети стали проявлять искренние чувства радо­сти, удовлетворения от самостоятельно или совместно выполненного дела, желание оказывать посильную по­мощь окружающим.

ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ условий осуществления про­ектной деятельности является мотивированность её участников: традиция использования ритуалов (речёвок, песен, эмблем, элементов костюмов), участие сказочных персонажей, использование наград. Так, дети с интересом придумывают речёвки, которые придают деятельности рабочий настрой, ритм, организованность. Например, «приз от Знайки-Сберегайки», медаль «Маленький Бере-гоша», удостоверения «Юный спасатель», которые вручали ребятам пожарные-спасатели.

Так как в основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество», ещё одним из важнейших условий успешности проектной деятельности являются тесное взаимодействие и сотруд­ничество всех участников образовательного процесса. Характерной особенностью деятельности в проекте стала активность каждого её участника, что предполагает разде­ление детей на микрогруппы. Причём эффективность та­кого взаимодействия зависит от того, насколько успешно педагоги учитывают личностные характеристики детей, среди которых значимая роль принадлежит социальной активности.

Роль родителей дошкольников в каждом проекте ста­новится многоплановой и разнообразной: они соучастники и организаторы различных мероприятий данной группы дошкольного учреждения, компаньоны ребёнка в решении проблемы, помощники в поиске и сборе информации, коллекции, в проведении эксперимента, проектных ис­следовательских заданий. Так, наиболее продуктивным с точки зрения участия родителей стал проект «Семейные традиции», в рамках которого каждая семья подготовила свой семейный проект, презентацию альбомов, герба и родословной семьи.

Многие родители отмечали ценность данного взаимо­действия: они впервые разговаривали с детьми на такие


темы, с интересом занимались совместными видами дея­тельности со своим ребёнком, по-новому увидели свою се­мью, переосмыслили внутрисемейные взаимоотношения. Для родителей наших воспитанников и при их участии в дошкольном учреждении периодически выходит «Журнал для родителей» по актуальным проблемам и проектам. Активная позиция дошкольного учреждения в плане по­строения образовательного процесса влияет на личную социальную позицию педагогов, детей и родителей.

Всё это позволяет утверждать, что с таким подходом к организации проектной деятельности дошкольное учреждение становится для детей школой социальных действий, в которой идёт ежедневная активная совмест­ная деятельность детей и взрослых, способная увлечь и заинтересовать их. Овладевать приёмами взаимодействия с детьми педагогам и родителям помогают психолого-педагогические тренинги педагогов и родителей воспи­танников, благодаря которым дети и взрослые получают большой социальный опыт.

Особый стимул имело и внешнее взаимодействие участников проектной деятельности с представителями ближайшего социального окружения. Так, не только дети, их родители, но и педагоги получили множество ярких впечатлений от экскурсий на разные промышленные выставки, в ближайшую районную пожарную часть, к предприятиям и спортивным объектам, строительной площадке. При этом сотрудники посещаемых объектов охотно откликались на возможность рассказать детям о своей профессии, о материалах и технике, о своих до­стижениях, умениях, о качествах, которые необходимы людям их профессии. Качество такого непосредственного общения проявлялось в длительном эмоциональном на­строе после экскурсий. В процессе реализации проектов расширилось взаимодействие с учреждениями близле­жащего окружения.

Таким образом, успешная реализация проекта возмож­на при выполнении определённых условий и техно­логии проектирования, которая предусматривает соблюдение последовательности этапов

ВАЖНЫЙ ШАГ в реализации первого этапа проек­та - выбор темы с учётом интересов детей, разработка плана, подбор примерного содержания деятельности. Самым сложным на этом этапе было выявление проблемы, которая должна быть актуальной и значимой именно для ребёнка, а главное - посильной для решения. Педагоги стимулировали старших дошкольников находить про­блемы в ближайшем окружении, при чтении детской литературы, просмотре мультфильмов.

В связи с этим в некоторых группах появилась «ко­пилка проблем», которая периодически пополняется и разгружается за счёт решения проблемных ситуаций. Использовались разнообразные приёмы стимуляции познавательного интереса: появление сказочного героя, приглашение на бал, объявление конкурса на самый оригинальный наряд, постановка проблемного вопроса. Например, значимой для детей была проблема, как лучше и интереснее рассказать Незнайке и другим туристам о нашей стране, чтобы привлечь их путешествовать в про­екте «Как прекрасна, как чудесна страна, где мы живём».

В работе с детьми важным было стимулировать их к выдвижению гипотез, предположений, путей решения проблемы: сделать плакаты, показать фильм, организо­вать туристическое бюро и т.д. Развитию умения выдви­гать гипотезы, ставить вопросы и искать на них ответы

 

способствовали специальные игры, игровые тренинги и упражнения: «Если бы...», «Что будет, если...», «Почему так произошло?», «Закончи фразу» и т.д. (см. приложение 4).

Осознание сути проблемы детьми позволяет сформу­лировать цель предстоящей работы в проекте, определить, какими методами можно воспользоваться при решении поставленной проблемы, а главное - почувствовать значимость своего участия. В таком случае проблема становится пусковым механизмом для начала проекта: изготавливается план-схема проекта, продумывается выбор доступных методов исследования (подумать само­стоятельно посмотреть книги и энциклопедии, поискать информацию по интересующему вопросу в компьютере, познакомиться с фильмами по теме исследования, пона­блюдать, провести эксперимент и др.).

Таким образом, первый этап проекта предполагает соз­дание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к определению и формулированию исследова­тельской задачи, способов её решения.

Второй - исследовательский этап проекта -

представляет собой процесс поиска ответов на постав­ленные проблемы и проверки гипотез, на котором многое зависит от умения педагога выбрать правильную стра­тегию. Первый шаг заключается в том, что педагог создаёт одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Второй шаг предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каж­дого ребёнка. Например, если он интересуется книгами, ему предлагается подобрать интересную информацию по проблеме, собрать коллекцию книг по теме проекта и др. Третий шаг связан с привлечением родителей, которые со­вместно с ребёнком помогают решить задание проекта.

Соответственно, каждая микрогруппа получает своё проектное задание: например, изучить историю книги, хлебного каравая; провести исследования (откуда в хлебе много дырочек, почему бумага бывает волшебной, образ Бабы Яги в разных сказках); оформить выставку необыч­ных книг, игрушек «хорошего настроения»; придумать собственную книгу и убедить героя и детей в ценности книг, подготовить их рекламу и презентацию.

Для стимулирования активности детей в микрогруппах ведутся дневники, экраны наблюдений, мини-альбомы, плакаты с промежуточными результатами исследований, поисков, в которых дети и их родители фиксируют своё участие в делах, заданиях микрогруппы. Отрадно, что дети с помощью определённых заданий, знаков, симво­лов научились планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде, а также не отступать от намеченного плана.

Как показала практика, на втором этапе проектной деятельности заметно возрастает познавательная и со­циальная активность каждого ребёнка, формируется представление о себе как о части социума, что позволяет осознать значимость общего дела, принимать участие в решении важных проблем (безопасности жизни, энер­госбережения и т.п.) и понимать собственную ответствен­ность за их решение.

Последний этап проекта - защита - самый зрелищный. Именно на этот момент приходится наи­высшая точка эмоционального накала, и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Защита про­екта демонстрирует вклад каждого ребёнка, родителя,


педагога в создание социально значимого продукта: де­филе, театр моды, сказочный бал, презентация выставки, игрового комплекса. При поддержке взрослых дети стали авторами своих собственных творческих, а также ис­следовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов, рисунков, плакатов, рас­сказов, проявляя изобретательность и оригинальность. Особый интерес у детей и взрослых вызвал фестиваль проектов, который проходил в рамках конкурса «Лучшее дошкольное учреждение года».

Кроме того, при подведении итогов определяются но­вые познавательные и нравственные задачи, проблемы и способы их решения. Именно такой путь познания, на наш взгляд, наиболее интересен и естественнен для ребёнка.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволило сфор мировать социально-личностные качества ребёнка: умение работать в кол­лективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; до­стигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом; обсуждать результаты деятельности.

Тематика и содержание проектов в нашем дошкольном учреждении отличается разнообразием, эмоционально­стью, социальной значимостью. При выборе видов и тем проектов значимыми были, в первую очередь, интересы детей и проблемы, возникающие в группах: небрежное отношение к игрушкам и другим предметам рукотворного мира, проблема безопасности жизнедеятельности, вопро­сы нравственно-патриотического воспитания и др.

Опыт показал, что самыми любимыми проектами вос­питанников являются игровые, в основе которых лежит игра, а конечным результатом — игровой комплекс, игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра.

Не менее интересными для детей были творческие проекты, основной деятельностью в которых является художественная, в результате чего они становятся орга­низаторами выставок, мини-музея, дефиле, праздников, ярмарок, фестивалей, конкурсов.

Современная жизнь доказала необходимость обеспе­чения безопасной жизнедеятельности, поэтому особенно актуальным оказался практико-ориентированный про­ект «Твой безопасный мир». Идея, лежащая в его основе, заключается в разработке особого подхода к формиро­ванию у детей навыков безопасного поведения в при­роде, социуме путём внедрения проектного метода. Дети сумели вжиться в образ спасателя, прочувствовать свою значимость и важность дела, которым они занялись для окружающих людей. Как следствие такого отношения всех участников к результатам этого проекта стало открытие в учреждении первого в городе среди детей дошкольного возраста клуба «Юный спасатель», который работает в тес­ном сотрудничестве с Фрунзенским отделом пропаганды по чрезвычайным ситуациям.

Эти примеры позволяют утверждать, что содержание всех проектов построено «вокруг человека»: опыт млад­ших ребят тесно связан с домом и близкими людьми, домашними делами, любимыми предметами и собы­тиями. В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определённый социальный опыт, что позволяет им перейти на новый развивающий уровень проектирования. Постепенно круг детских представлений расширяется от ближайшего окружения до интереса к жизни общества: труд взрослых, знаменательные события, даты и др. В этом

 

возрасте проекты становятся более сложными: в семейном проекте составляются родословные, генеалогическое дерево, изучаются традиции семьи.

Значимы также для социального развития воспитанни­ков и другие виды проектов. Как индивидуальные, так и межгрупповые проекты содействовали налаживанию тес­ного взаимодействия всех участников образовательного процесса не только в одной группе, но и всего учреждения. Результатом такого взаимодействия стало участие нашего ландшафтного проекта «Зямля, што дадзена нам лёсам» в городском конкурсе «Формула сада» (2009 г.), где он занял первое место.

Таким образом, виды и темы проектов, разработанные нашими педагогами, выбирались исходя из интересов и возрастных особенностей детей, выявленных проблем, возможностей ближайшего окружения и ориентированы на общественно значимые события.

РЕЗУЛЬТАТЫВНЕДРЕНИЯ проектной деятельности подтверждают, что проектирование представляет собой важную сферу познавательной и социальной деятель­ности детей. Измерить результаты проектной деятель­ности в учреждении дошкольного образования сразу достаточно трудно. Однако предварительные показатели свидетельствуют о её эффективности в условиях поэтап­ной и целенаправленной работы и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для наблюдения за формированием социальных умений и навыков нами были разработаны показатели, в основе которых лежат программа дошкольного образования «Пралеска» и диагностические методики, предложенные в пособии под редакцией ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько [5]. Кроме того, использовались анкеты для родителей и педагогов.

Сравнение данных психолого-педагогической диаг­ностики социального развития детей старшего до­школьного возраста на 2008-2010 гг. свидетельствует о положительной тенденции в этой сфере:

• выявлен рост показателей в формировании у вос­питанников социальных навыков и компетентности с 19% до 57%;

• сформированы представления о социальном мире и о самих себе в нём: этот показатель вырос с 37% до 84%;

• возросли самостоятельность детей, активность, их от­ветственность и социальная уверенность с 12% до 46%.

Результаты изучения процесса адаптации к обучению в школе подтверждают успешность наших выпускников, которая проявляется в положительном эмоциональном интересе детей к учебной деятельности, их мотивирован­ности к обучению. Наряду с качественным ростом соци­альных умений и навыков у дошкольников отмечается развитие проектных умений:

находить и формулировать проблемы;

• определять этапы реализации проекта, следовать плану;

• фиксировать результаты проектных заданий;

• публично выступать для изложения своих суждений, впечатлений.

Можно с уверенностью сказать, что в результате про­ектной деятельности большинство родителей стало активными участниками совместных мероприятий, праздников. Анкетирование родителей подтвердило их заинтересованность в решении поставленной в опыте проблемы.


Кроме того, проектная деятельность стимулирует самообразование педагогов: стремление реализовывать личностно-ориентированную парадигму; использовать множество дидактических подходов, о чём свидетельству­ет выбор темы индивидуальных планов профессиональ­ного развития педагогов.

Одним из важных показателей результативности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является постоянное увеличение активности педагогов, использующих этот метод (3 педагога в начале работы и 21 - на её завершающем этапе).

Опытом организации проектной деятельности наши педагоги активно делятся со своими коллегами: в про­цессе проведения районных и городских мастер-классов, семинаров, на международных научно-практических конференциях, методических объединениях.

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения обра­зовательного процесса влияет на личную социальную позицию педагогов, детей и родителей. Все участники образовательного процесса получили хорошие стиму­лы к сотрудничеству и взаимопомощи. Метод проектов является эффективным методом социального развития ребёнка, который активно внедряется в практику работы дошкольных учреждений. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образо­вательного процесса, она успешно интегрируется во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

В настоящее время педагоги работают над новыми про­ектами, осваивают метод коллективного проектирования, благодаря которому будут создаваться интегративные проекты, объединяющие всех участников образователь­ного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и со­циальной действительностью / Н.В. Алёшина. - М, 2002.

2. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, АН. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Виноградова, НА. Образовательные проекты в детском саду: по­собие для воспитателей / Н.А Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Данюкова, А Вы любите проекты? / А Данюкова // Обруч. - М., 2001. - № 4.

5. Диагностика развития личности и межличностных отношений в дошкольном возрасте / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А Панько. -Минск, 1993.

6. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи. - М, 1925.

7. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 2000. - С. 32-33.

 

8. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: