Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, основанной на признании значимости роли и ценности права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Правосознание – это совокупность идей, взглядов, представлений о том, каким должно быть право с точки зрения его справедливости, а также целесообразности, эффективности в утверждении ценностей, признанных в обществе и складывающихся на их основе оценок и чувств.
Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, с другой - определенное к нему отношение. Поэтому в правосознании выражается одобрение или неодобрение существующего права, представления о том, каким должно быть хорошее, нужное, необходимое право, на каких принципах, идеях оно должно строиться.
Специфика правового сознания состоит в том, что оно, в первую очередь, сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Из данной спецификиправосознания вытекают дериватные (производные) его особенности, а именно, то, что оно:
а) воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного;
б) требует установления общеобязательных норм поведения, т.е. очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного;
в) требует юридических мер для обеспечения права, ибо в отличие от других форм сознания правовому сознанию в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность, т.е. требование жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей.
Структура правосознания. Правосознание – сложное по своей структуре явление, включающее в себя следующие элементы: (1) знание права; (2) правовую идеологию; (3) правовую психологию; (4) поведенческий элемент.
(1)Знание права – информация о праве или конкретном законе, объем которой различен у разных субъектов, так как зависит от их жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и правосознание подразделяются на виды: а) обыденное (любого гражданина); б)профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью); в) научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).
(2) Правовая идеология — это идеи, взгляды, представления о том,
каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. В этой связи ценности можно разделить на: а) общечеловеческие личностные ценности (жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность); б) ценности публичного характера (демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.)
На основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.
(3)Правовая психология – это оценки права, т.е. чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам.
(4)Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках – определенных психологических состояниях субъекта, сформированных условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанных на принятии ценностей, закрепленных правом.
Виды правосознания. Если иметь в виду субъектов правосознания, то правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое, общественное. Здесь взаимосвязь такова, что индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер, а общественное и групповое правосознание не существуют вне индивидуального сознания. С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: (1) обыденное (эмпирическое); (2) научное теоретическое); (3) профессиональное.
Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
Теоретическое (научное) правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов, основанное на глубоком знании права и предполагающее уважительное отношение к праву.
Взаимодействие права и правосознания аналогично взаимодействию права и нравственности, так как:
- во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права;
- во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения, ибо на индивидуальные правовые решения, выносимые на основе закона, оказывает влияние фактор правосознания;
- в-третьих, уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права, что, в свою очередь, формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей.
Правовое воздействие на общественные отношения подразумевает учет диалектики взаимосвязи правосознания и правовой культуры. В данном контексте правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества с субъективной стороны, тогда как правовая культура воплощает объективную (материализованную) реальность.
Правовая культура
Правовая культура общества – часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества, как то: уровень правосознания, режим законности и правопорядка, состояние законодательства, юридической практики и др.
Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.
Правовая культура как социальное явление едина, ибо правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.
Правовая культура воплощает собой различные срезы правовой действительности:
- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
- надлежащую степень знания населением законов;
- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;
- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
- специфические способы правовой деятельности (работа
правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);
- результаты правовой деятельности в виде духовных и
материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации.
Основополагающей культурной ценностью является само право. По мнению некоторых ученых, «изобретение» законов можно уподобить изобретению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений – пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля.
Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным и гражданским делам.
Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не перечислять всех их, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре состояния правовой культуры:
- идеологогическое – идеалы права (правовые идеи);
- нормативное – совокупность норм права (правовые институты);
- поведенческое – характер правовых действий (правовые поступки);
- объективированное – результаты правовой деятельности (правовые учреждения).
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка – другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы.
История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, чтопозволяет определить следующие основные направления повышения правовой культуры:
- формирование чувства права и законности;
- освоение достижений логико-правового мышления;
- повышение уровня законопроектных работ;
- увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
- совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
- разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
- изучение памятников права и правоприменительной практики как
основы юридического образования.
Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная социальным группам, включающим в себя людей, которые профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки. Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.
Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Так, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников полиции различен, ибо здесь речь идет о правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений полиции. Это, однако, не отрицает общую закономерность, а именно то, что уровень профессиональной культуры сотрудников полиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.
Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.
Профессиональная культура юриста включает в себя:
- знание законодательства и возможностей юридической науки;
- убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости
- умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика – его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки (выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.).
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры Отсюда вытекают следующие задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях:
- обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;
- создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;
- обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;
- осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте
реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;
- активизировать правомерное поведение.
Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам, которыеактивно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти – злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказывается на уровне культуры в целом, включая политическую и нравственную. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц должно быть связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов, с признанием того, что в центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, нуждающаяся в помощи и защите со стороны государства. Этому не противоречит то требование, что в фокусе правовой деятельности должностных лиц должны оставаться общегосударственные интересы, когда принципиальным ориентиром становится не собственная выгода, а обеспечение права и правопорядка.
Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правового сознания и правовой культуры общества. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни.
Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.Правосознание и правовая культура – необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правосознания и правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучить этому будущих юристов-профессионалов, чтобы целью их профессиональной деятельности стал один из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры – защита прав и свобод человека от произвола общества и государства.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Что такое правовая культура личности?
2. Охарактеризуйте роль человеческого фактора в повышении уровня правовой культуры.
3. Какая структура правосознания и чем она определяется?
4. Что детерминирует правовые идеи?
5. Могут ли правовые идеи носить классовый характер?
6. Дайте характеристику правосознанию с точки зрения его субъектов.
7. Что означает понятие «правовой нигилизм»?