Пособие по ИМК от заочницы нк-14-1з




 

Исторические периоды Мораль
Палеолит Система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема, неприкосновенность отца, вождя, жреца.
Неолит и Бронзовый век
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1.В Древнем Египте - верность долгу и четкое выполнение своих обязанностей. «Бог есть виновник всякого успеха, старайся угодить ему и не преступай его воли». Покорный богу и родительской воле, египтянин всегда проявлял уважение к старшим и мудрым. Умерший хвалится в своей надгробной надписи тем, что он был мужем вдовиц, отцом сирот, опорой малых и оказывал помощь потерпевшим кораблекрушение. 2.Древняя Месопотамия. С понятием о грехе соединялось прежде всего представление о нарушении воли богов, неисполнении религиозных требований и правил культа. Хотя встречаются и высокие нравственные понятия, пример, покаянные псалмы. 3. Древняя Индия Соблюдение правил культа, паломничества, обязательства содержать брахманов и священных коров. Табу в общении с неприкасаемыми или в употреблении запрещенных блюд (не только мяса, но и любой пищи, до которой дотрагивались лица низшей касты). Запрет на причинение вреда животным. Жалость, прощение и дружеское участие, гостеприимство. Мораль любви и прощения. 4.Древний Китай: культ послушания, почитание старших и предков, идея «недеяния» – пассивного, созерцательного отношения к действительности. 5.Древняя Греция Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. 6. Древний Рим Этика была типичной для рабовладельческого общества, в котором высокими моральными качествами наделялись лишь свободные граждане, а рабы находились вне сферы морали. Однако раздавались голоса в защиту достоинства человека независимо от его социального статуса. Семья была фундаментом, который удерживал общественную организацию Древнего Рима. Мораль испытала существенное влияния со стороны знаменитого римского права.
Феодализм Мораль Средних веков – традиционна, корпоративна, сакрализована и весьма противоречива. Утверждается идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Бог- высшая ценность во всем. Средневековый человек обретает смысл жизни, который состоит в служении Богу. Мораль крестьянства, духовенства, рыцарства, горожан в Средние века существенно разнилась.
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Опора на разум (девиз эпохи Нового времени – фраза французского философа Рене Декарта: Cogito ergo sum – Я мыслю, следовательно, существую). Принципы эпохи Просвещения: безграничная вера в человеческий разум, основным идейным содержанием эпохи становится рационализм 2) возможность перестроить общество на разумных основаниях; исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком» утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально преобразовывая» политические и социальные устои общества. 3) секуляризация общественного сознания. 4)торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – одна из главных идей эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.
XIX-XX век Принятие общих, общечеловеческих ценностей, к которым человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. Поведение людей отличали индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению.
XXI век информации Консьюмеризм (культура потребления для потребителей), Антиконсьюмеризм (осознанный протест против культуры потребления и возвращения к исконным культурным ценностям) и Футуризм (обращенность в будущее, наиболее подверженное влиянию техники и технологий направление). Перспективы социокультурного бытия людей XXI века не мыслятся без движения за демократизацию общества, развития чувства сопричастности целому, осознания ответственности за будущее мира, природы, культуры.

 


 

 

2. ИСКУССТВО

Исторические периоды Искусство
Палеолит Ритуальные танцы, мелкая пластика, наскальные изображения. Складываются древнейшие мифы. Формируется система обрядов. Мелкая пластика – это искусство малых форм или мобильное искусство. Это — три типа объектов: Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта). Уплощенные предметы с гравировками и росписями. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.  
Неолит и Бронзовый век Появляется первый искусственный материал - огнеупорная глина. Более сложные изображения. Декоративно-прикладное искусство - керамика, обработка металла. Луки, стрелы, глиняная посуда. Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Художественные ремесла - изделия из бронзы, золота, серебра. Архитектурные сооружения - крепости. Из огромных грубо отесанных камней. В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы.
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1. Древний Египет. Архитектура. Основные типы построек: гробницы, дворцы, пирамиды, жилые постройки, храмы, обелиски (дворец фараона Эхнатона, храм Рамсеса III). Основные сюжеты скульптур: изображения богов, фараонов, жрецов, вельмож, зооантропоморфных существ – сфинксов, химер. Жанр мелкой пластики – статуэтки ушебти. Живопись представлена в виде росписей храмов, гробниц, дворцов, предметов домашнего обихода. Сюжеты – мифологические, зарисовки из жизни фараонов и бытовые. Создаются надгробные «фаюмские портреты».   2.Древняя Месопотамия. Сохранилось много памятников древней шумеро-аккадской литературы, записанных на глиняных табличках, и почти все из них ученым удалось прочесть. Важнейшим памятником литературы является цикл сказаний о Гильгамеше (В др.Месопотамии царем Урука (сильного города-царства) был Гильгамеш. Он не питал уважения к богам, мог побороть быка или льва одними руками, как Самсон: после кончины народ высоко вознес в сказаниях царя). Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились и в архитектуре. Особенно важную роль играли храмы, посвященные богам (храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню (высота 90 м)). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - «висячие сады Семирамиды» (четырехуровневое сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных растениями. Для их полива использовался водоподъемник на 25 м).   3.Древняя Индия С 1 в.до н.э создан язык санскрит – один из видов наскальной графики. На этом языке были написаны древнейшие религиозно-философские произведения – Веды. В них излагались основы индуизма. Они включали басни и сказки порой с элементами сатиры. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, представлены эпическими поэмами: Махабхарата и Рамаяна (вторая половина 1 тыс. до н. э.). Эти поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Архитектура - древние городские поселения, удивительные храмы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники. 4. Древний Китай Развита поэзия. «Книга песен» и «Книга перемен». Самобытно изобразительное искусство и архитектура Китая. Жители Китая строили здания в три и более этажей с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV — III вв. до н. э. для защиты от кочевников. В Древнем Китае знали около 20 муз.инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили проф.музыкантов. Развито театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней. 5. Древняя Греция Греки очень любили театры. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы»), трагедия Софокла "Антигона", комедия Аристофана "Птицы". В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). Первые игры - 776 г до н э. Гомер "Илиада" и "Одиссея" - ХІІІ в до н э. Статуя Афини Палаады. В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота. В архитектуре греки славились колоннами. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин - кариатидами. Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет. Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа. 6. Древний Рим 75–80 гг. – амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей, 50 м в высоту, вмещал 50000 зрителей), многочисленные акведуки (мосты такие над водой с арочками, колоннами), триумфальная арка императора Тита (20 м), храм всех богов Пантеон при императоре Адриане, строятся грандиозные термы – бани императора Каракаллы, базилика императора Максенция, прообраз христианских базилик средневековья. Скульптура: статуя Октавиана Августа, уникальный рельеф и живопись колонны Траяна, Литература: возникновение реалистического романа («Сатирикон» Гая Петрония, «Золотой осел» Луция Апулея (сатира и эротика). Театр менее популярен, нежели зрелища в цирках и амфитеатрах, однако некоторые из драматических произведений оказали огромное влияние на развитие и римского, и средневекового театра (трагедии Луция Аннея Сенеки «Медея» и «Эдип»). III век – место трагедии занимает пантомима.
Феодализм Культура периода зрелого средневековья развивалась под влиянием двух важнейших факторов. Во-первых, это появление и рост городов, а во-вторых, – начало крестовых походов. В XI веке город становится культурно-политическим центром. Достаточно быстро формируется городская культура с собственной системой ценностей. Появляются специалисты нового типа – юристы, врачи, ученые, относительно независимые от монастырской культуры. В городах появляются светские (нерелигиозные школы) и университеты. в 12 в. был открыт Парижский университет. В 13 в. в Испании, Португалии, Неаполе возникли университеты, созданные королевской властью. В XI-XII вв. продолжает развиваться «романский» общеевропейский стиль, затем появление нового стиля – готики (собор Парижской Богоматери).
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Гуманизм и рационализм. В XVII веке в искусстве появляются два новых направления - классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность (королевский дворцовый комплекс в Версале). В барокко на первом месте были чувственность и динамичность (ансамбль площади перед собором Святого Петра в Риме). В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий. XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Новые музыкальные жанры – опера и симфония. В.А. Моцарт: оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", три симфонии, трагический "Реквием". Художники: Рубенс, Рембрандт "Возвращение блудного сына", Веласкес "Венера перед зеркалом". В XVII веке разворачивалась творчество великих драматургов - Пьера Корнеля, Жана Расина, Мольера. Прослеживаются реалистические тенденции: "Робинзон Крузо" Даниэль Дефо, политические сатиры Джонатана Свифта. Просветительский реалистический роман Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша".  
XIX-XX век Переход от идеологии Просвещения к романтизму, признававшему наличие противоречия между действительностью и идеалом. Утрата классицизмом своих позиций, возникновение реализма, импрессионизма, постимпрессионизма. Классицизм – первая треть XIX в. Романтизм – п. пол. XIX в. В живописи романтизм присущ французским художникам Теодору Жерико и Эжену Делакруа. В музыке романтизм представляли – Франц Шуберт, Иоганн Штраус (отец) и Иоганн Штраус (сын); Людвиг ван Бетховен, Роберт Шуман, Якоб Людвиг Феликс Мендельсон, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, ранний Клод Дебюсси, Франц Лист, Фридерик Шопен. Прерафаэлизм – п. пол. XIX в.Реализм – сер. XIX в. Натурализм – сер. XIX в. Салонное искусство – сер. XIX в. Символизм – к. XIX–нач. XX вв. В живописи символизм представлен творчеством Пьера Пюви де Шаванна, Гюстава Моро, Эжена Карьера, Одилона Редона, Мориса Дени, Эдуарда Вюйара, объединения молодых художников «Наби». Импрессионизм – 70–80 гг. XIX в. В скульптуре -Огюст Роден. Импрессионизм объединил независимых художников, оппозиционных идеалу официальной школы: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Камиля Писарро, Огюста Ренуара. В музыке - Клод Дебюсси, Морис Равель, Гюстав Шарпантье. Постимпрессионизм – к. XIX–н. XX вв. (Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Поль Синьяк, Жорж Сёра). XX в Модернизм (фовизм- Андре Дерен, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жорж Руо и Анри Матисс, экспрессионизм - Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, кубизм -Пабло Пикассо и Жорж Барак, футуризм - Джакомо Балла и Джино Северини. Литература (В.В. Маяковский, В. Хлебников), сюрреализм - Сальвадор Дали, Рене Магритт, Никас Сафронов, абстракционизм -Виктор Вазарели, поп-арт -Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Клас Ольденбург). Архитектура эпохи модерн: Хрустальный дворец в Лондоне, Эйфелева башня в Париже, Постмодернизм. С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура. Новая поп-музыка, рок-н-ролл в 50-х гг. XX в. Появление в 80-х г. XX в. Видеоклипов и эстрадный танец. Кинематограф-появление сериала
XXI век информации Одним из трендов современного мирового сообщества является т.н «креативный консьюмеризм». Потребление представляет собой процесс творческого конструирования идентичности, что находит свое отражение в искусстве и выражается либо через активный протест (например, Джереми Дин и его перформансы) или принятие (например, работы Криса Вудса). В сфере искусства можно говорить о трех основных направлениях технизации: -Техника, как средство помощи художнику и, одновременно, обязательная часть перформанса, а также инструмент создания имиджа художника. В качестве примера можно привести британскую художницу Шерон Джонстон, создающую свои произведения при помощи распылителя для воды и фотоаппарата. -Высокая технологичность современных музыки и кино позволяет получать такие произведения как «Аватар» Джеймса Камерона, где более 60% составляет компьютерная графика. В музыке толчок дальнейшему развитию дает звуковой и музыкальный компьютинг. В искусстве фотографии развитие техники привело к развитию макро- и микросъемки. Внедрение новых технологий расширяет горизонты в прикладном искусстве, позволяя применять новейшие методы конструирования, обработки и сочетания разного рода материалов.  

 


 

 

3. РЕЛИГИЯ

Исторические периоды Религия
Палеолит   Ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Тотемизм (от алгонкинского «ототем» — его род) — некогда весьма распространенная и до сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема. Тotem означает название название животного, являющегося у племени предметом особого культа. Фетишизм - вид религиозного действия, поклонение неодушевленным объектам, которые наделяются магическими свойствами и возможностями (объекты почитания называются фетишами). Анимизм – (anima — «душа») — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях. Магия - ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, вера в сверхъестественные свойства материальных вещей — как природных, так и сделанных человеком  
Неолит и Бронзовый век
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую)     1.Древний Египет: обожествление сил природы, происходит развитие ранних форм верований. В каждой области создается свой пантеон богов. Складываются первые космогонические сказания (Гелиопольское, Мемфисское, Гераклеопольское). Создаются мифологические циклы – космологические и теогонические, мифы об Озирисе. 2.Древняя Месопотамия: поклонение сложному пантеону богов и обожествление власти царя. Также присутствовала вера в магию и гадания. 3.Древняя Индия - возникают две древних религии — джайнизм, буддизм. 4.Древний Китай. В середине 1 тыс. до н.э в Китае зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм, конфуцианство, моизм, а после буддизм. 5. Древняя Греция - слияние культов египетских и греческих божеств. Распространяются мистика и астрология. Характерно стремление к универсализму религии, выразившееся в строительстве пантеонов – храмов всем богам. Растет роль монотеистического иудаизма. Процесс антропоморфизации богов. 6. Древний Рим. Возрастает влияние восточных культов, мистики в религиозной сфере. Процветают: культ Кибелы – матери богов, египетской Исиды, богини Маа, сирийских богов Атаргаты и Ваала, иранского Митры. В 311 г. Христианство становится официально дозволенной религией, в 313 –равноправной. 314 г. – начинается строительство христианских церковных зданий. 325 г. – собирается Никейский Собор, сформулировавший Символ Веры. 392 г. – император Феодосий запретил языческие культы.  
Феодализм Господство христианской католической церкви в сфере общественного сознания. Христианство влияло на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества. Ведущая роль церкви в жизни общества получила название теоцентризм (дословно – бог в центре) В руках церкви была сосредоточена система образования и воспитания. В 5-9 вв. в руках церкви находились школы. Искусство средневековья испытывало сильнейшее влияние церкви. Контроль над наукой. Мировоззрение средневековых людей имело религиозный или теологический характер. Наука была схоластической. Светская наука и культура преследовались. Особая роль в этом принадлежала инквизиции.  
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества. Толерантность (терпимость к инакомыслию, различным мнениям, верованиям), отсюда – разнообразие философских, эстетических, религиозных доктрин просветителей. Сам по себе капитализм – это религия, которая является неофициальной, но существующей де-факто. Она зиждется на вере в мамону – бога богатства (денег) и его чудодейственную силу. Отдельные авторы, обращающие внимание на современный капитализм как духовное явление, для обозначения религии капитализма используют термины, привязанные к названию ее бога: «религия денег», «религия мамоны».
XIX-XX век Утрата религиозной культурой своей мощи, рост сциентизма (представляет научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром). Кризис христианской космологии перерастает в кризис всего христианства. Общественное сознание все дальше движется по принципу «Я не нуждаюсь в Боге». Пропадает вера в сверхъествественое. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира (теории Дарвина) Внесла свой вклад в расшатывание христианского мировоззрения и историческая наука. Введение обязательного светского образования, лишение права надзора духовенства за начальными школами - все это ослабляло позиции церкви  
XXI век информации Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам: -более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием; - увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков); - возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий; - быстрое увеличение мусульманской части общества - попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне.  

 


 

 

4. ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Письменная культура (начиная со времен возникновения письменности)
Неолит и Бронзовый век Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) 1.Древний Египет. Пиктографическое и идеографическое письмо. Позже происходит переход к иероглифике. Складываются тексты заклятий, вошедших в «Тексты» пирамид. 2.Древняя Месопотамия. Изобретение письменности. Клинописные значки наносили заостренными палочками на таблички из сырой глины. Клинопись – самая древняя система письма. Возникновение клинописи привело к появлению разнообразных текстов. Возникали библиотеки, где накапливались таблички по разным отраслям науки. Наиболее известно собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. В этой библиотеке находилось более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. 3.Древняя Индия Языковая система сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. 4. Древний Китай Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь. 5. Древняя Греция Распространено иероглифическое письмо, развивается слоговое письмо. 6. Древний Рим Римляне говорили на латинском языке. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э.
Феодализм Поэзия вагантов, основными темами которой были лирические мотивы и морализаторские сентенции, а идеалом – братство добрых и веселых людей, несмотря на их социальную, имущественную, национальную принадлежность. Тогда же были сделаны литературные записи средневекового эпоса и героических песен, которые воспевали образы рыцарей – участников войны с «иноверцами». Широко известными стали в Европе «Песня о моем Сиде», «Песня о Нибелунгах». Важную роль в распространении научных знаний сыграло развитие книгопечатания. В середине 15 века Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных литер. Франческо Петрарка («Буколики», «Книга песен»), Джованни Боккаччо (Декамерон», «Жизнь Данте Алигьери»), Томас Мор («Утопия»), Уильям Шекспир («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»). Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Пьер Ронсар («Плеяды», «Оды», «Гимны», «Сонеты к Елене»), Себастьян Брант («Корабль дураков»), Эразм Роттердамский («Похвала глупости»), Ульрих фон Гуттен («Письма темных людей»). Мигель де Сервантес («Галатея», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»), Лопе де Вега («Звезда Севильи», «Собака на сене», «Учитель танцев»).
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Литераторы-просветители: Франция: Шарль Луи Монтескье («Персидские письма», «О духе законов»), Вольтер («Эдип», «Орлеанская девственница», «Простодушный»), Дени Дидро («Жак-фаталист», «Философские принципы материи и движения»), Жан Жак Руссо («Трактат о науках и искусствах», «Исповедь»), Пьер Огюстен Бомарше («Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник»). Италия: Карло Гольдони («Хитрая вдова», «Слуга двух господ», «Перекресток»), Карло Гоцци («Моральная философия», «Король- олень»), Витторио Альфери («Мария Стюарт», «Антигона», «Агамемнон»). Германия: Иммануил Кант («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»),, Иоганн Вольфганг Гёте («Страдания молодого Вертера», «Фауст», «Римские элегии»), Иоганн Фридрих Шиллер («Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «История тридцатилетней войны», «Вильгельм Телль»). Англия:Джонатан Свифт («Битва книг», «Рассуждение о механическом действии духа», «Путешествия Гулливера») и Ричард Бринсли Шеридан («Школа злословия», «Дуэнья», «День святого Патрика») резко критиковали пороки и недостатки современного им английского общества; Д. Дефо («Опыт о проектах», «Робинзон Крузо», «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии», «Дневник чумного года») и Сэмюэл Ричардсон придерживались апологетической или умеренной позиции, надеясь с помощью сатиры и моральных наставлений воспитать в людях гражданские чувства. Многие просветители опирались на взгляды Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении»), основателя Просвещения в Англии.  
XIX-XX век Писатели-романтики разработали новые жанры: психологическую повесть, лирическую поэму, балладу. Братья Гримм издали народные сказки, Ганс Христиан Андерсен тоже опирался на мораль народных сказок, сатирически изображая современное ему общество. Джордж Ноэль Гордон Байрон («Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», Вальтер Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард»,Виктор Мари Гюго («Собор Парижской богоматери», «Отверженные»); Генрих Гейне (поэтические и публицистические труды), Эрнст Теодор Амадей Гофман (роман «Эликсир дьявола», Элементы сатиры присущи творчеству Уильяма Теккерея («Ярмарка Тщеславия») и Чарльза Диккенса («Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»), представителей реалистической литературы Англии.  

 

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Политическая культура
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) Древний Египет: обожествление царской власти. Во главе государства – фараон. Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Котроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх. 2. Древняя Месопотамия Аккадский царь Саргон Великий впервые объединил всю территорию Месопотамии в единое государство, столицей которого стал город Аккад. Возникновение деспотии. 3. Древняя Индия Политико-правовая мысль сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Жрецы (брахманы) на протяжении многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни общества доминирующее положение. Общество подразделялось на 4 касты.   4. Древний Китай Рост имущественной дифференциации внутри общин повлёк возвышение зажиточных слоёв; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране – затяжной политический кризис. В поисках выхода из кризиса, в общественно – политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм. 5. Древняя Греция Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом (от греч. народ) и аристократией.С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия. 6. Древний Рим На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Во главе стояли цари. Сенат – совет старейшин рода. Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями. Формирование республики.  
Феодализм Идею божественного происхождения государственной власти развивает Фома Аквинский. Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям. Критику церковных учреждений мыслители того времени вели под знаменем “Реформации”: преобразования и демократизации церкви В соответствии с положениями раннего христианства (Дж.Савонарола, М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер). Никколо Макиавелли «Государь», который создал принцип реалистического видения политики.  
Капитализм Новое время Эпоха просвещения Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения. В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства». В этот период были сформулированы основы политических идеологий: этатизма, либерализма, демократии, консерватизма, социализма.  
XIX-XX век На рубеже XIX-XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Теория плебисцитарной демократии М.Вебера Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето. Одним из основателей партологии стал немецкий политолог Роберт Михельс. Заметный след оставил фашизм (Адольф Гитлер и Бенито Муссолини) Сталинизм (И.В. Сталин) Маоизм (Мао Цзедун) В XX в. интенсивно развиваются научные концепции отдельных политических явлений и процессов. Концепцию постиндустриального общества- Белл, Г.Кан, З.Бжезинский, Дж.Гелбрейт, А.Тоффлер, А.Турен. Концепции политического плюрализма Концепция бюрократии  
XXI век информации Начавшийся XXI в. создал ряд серьезных угроз дальнейшему развитию человечества: • растет число стран (КНДР, Индия, Пакистан), обладающих ядерным оружием, что подвигает планету к опасности ядерной войны; • огромную тревогу вызывает распространение международного терроризма, региональных и локальных войн в ситуации дефицита ресурсов; • неконтролируемый рост потребления привел к глобальному финансовому кризису (2008–2009 гг.), а бурное развитие промышленности нанесло невосполнимый ущерб природе, когда опасность экологической катастрофы становится реальной • стремительный рост народонаселения в развивающихся странах до предела обострил продовольственную проблему, привел не только к росту нищеты, эпидемий, но и поставил вопрос о выживании человечества; • глобализация привела в движение огромные массы людей из развивающихся стран, которые в поисках лучшей жизни мигрируют в Европу и США, создавая дополнительные риски для этих государств; • транзит демократии через "цветные революции" на страны, не подготовленные для этого, порождает источники новых угроз (приход к власти исламских фундаменталистов, установление теократических режимов).

 


 

 

6. ЮРИДИЧЕСКИ-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Исторические периоды Юридически-правовая культура
Эпоха рабовладения, включая Античность (Греческую, Римскую) Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Месопотамии (законы Хаммурапи), Индии (законы Ману), Китае. Эти учения были пронизаны мифологией, не имели четкого понятийно-категориального аппарата. Учения Древнего мира представляли собой «этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей». Не существовало однозначной границы между правом и моралью, а само писаное право, основанное на «божественном первоисточнике», зачастую выражало и закрепляло интересы одного лишь господствующего сословия. В Древней Греции неписаные правовые обычаи были источником права во всех полисах (законы Ликурга в Спарте). Запись законов велась в политических целях: остановить смуту в полисе можно письменной фиксацией законов (драконовские законы в Афинах были составлены как инструмент выхода из смуты). В результате реформ Салона в Афинах формулируются правовые принципы: принцип приоритета закона; право на публичный иск; право апелляции решений исполнительной власти. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личн


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: