I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:
1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
6) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в том числе:
а) статьями 5, 6, 8 ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности низковольтного оборудования»;
б) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8 ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности упаковки»;
в) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 10, 13 ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»;
г) статьями 3, 4, 5, 6, 7 ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности игрушек»;
д) статьями 1, 2, 3, 4, 5, 7 ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»;
е) статьями 5, 6, 7, 12 ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования»;
ё) статьями 3, 4, 6, 8 ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности зерна»;
ж) статьями 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности»;
з) ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции»;
и) ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного Союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
й) статьями 3, 4, 5, 6, 7 ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного Союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
к) ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного Союза «Технический регламент на масложировую продукцию»;
л) статьями 4, 5, 6, 7 ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции»;
м) статьями 3, 6, 8 ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности маломерных судов»;
н) ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»;
о) ТР ТС 029/2012. Технический регламент Таможенного Союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;
п) ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности молока и молочной продукции»;
р) ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции»;
с) разделами II, III, IV, X, XI, XII, XIV ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного Союза «Технический регламент на табачную продукцию»;
т) решением Комиссии Таможенного союза «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»;
у) решением Комиссии Таможенного союза «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)»;
ф) разделами II, III, IV, IX, X, XII ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»;
х) разделами III, IV, VII, X ТР ЕАЭС 044/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»;
ц) положениями пункта 5 статьи 3, пункта 2 статьи 12, статьи 17, статьи 18, статьи 19, статьи 20 Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию».
4. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):
1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
2) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
3) федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказания, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войска национальной гвардии Российской Федерации, подразделения указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения;
4) федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:
1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главный государственный санитарный врач Российской Федерации (его заместители), руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации (их заместители), а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте (их заместители);
2) руководитель Федерального медико-биологического агентства, заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства - главный государственный санитарный врач по обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям (его заместитель), руководители территориальных органов Федерального медико-биологического агентства (их заместители);
3) руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Министерства обороны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
4) руководитель структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
5) руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы исполнения наказаний (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
6) руководитель структурного подразделения Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
7) руководитель структурного подразделения Управления делами Президента Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
8) руководитель структурного подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы безопасности Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
9) руководитель структурного подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы охраны Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
10) руководитель структурного подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (его территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
11) руководитель структурного подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации (его соответствующих органов управления, государственных учреждений) - главный государственный санитарный врач по объектам Службы внешней разведки Российской Федерации (его заместитель, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора);
12) должностные лица органов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);
13) должностные лица учреждений, подведомственных органам, указанным в пункте 4 настоящего Положения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются должностные, перечисленные в подпунктах 1-11 пункта 5 настоящего Положения.
7. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) (далее также – инспектор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «О техническом регулировании», а также следующими правами:
проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам.
8. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
9. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за следующими объектами контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
10. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальными органами) посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля информации, включая сведения о продукции (товарах), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», представляемой указанным органам, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, содержащейся в информационных системах.
11. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет учет объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
12. Федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказания, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войска национальной гвардии Российской Федерации, подразделения указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также государственных учреждений учет объектов контроля осуществляют в пределах установленных полномочий.
13. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемые лица контроля не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
14. Учет объектов контроля обеспечивается путем ведения перечня объектов контроля.
15. Перечень объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина;
2) основной государственный регистрационный номер юридического лица или гражданина;
3) адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, гражданина и используемых ими производственных объектов;
4) вид (виды) деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
5) реквизиты решения об отнесении к категории риска и указание на категорию риска.
16. Перечень объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) наименование продукции (товара), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;
2) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
17. Документы, направляемые контролируемым лицом органам государственного контроля (надзора)в электронном виде, могут быть подписаны:
1) простой электронной подписью;
2) простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
3) усиленной квалифицированной электронной подписью в случае в случае, установленном статьей 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
18. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроля (надзор) осуществляется Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством с применением риск-ориентированного подхода.
19. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) относят объекты контроля, указанные в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
20. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относит объекты контроля, указанные в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
21. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется:
1) решениями главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации или руководителей территориальных органов Федерального медико-биологического агентства - при отнесении объектов контроля, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 9 настоящего Положения, к категориям риска;
2) решением главного государственного санитарного врача Российской Федерации - при отнесении объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, к категориям риска.
22. В случае пересмотра, указанного в пункте 19 настоящего Положения решения об отнесении объекта контроля к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска.
23. При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
24. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство ведут перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска. Включение объектов контроля в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов контроля к соответствующим категориям риска.
25. Перечни объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, которым присвоены категории риска, содержат следующую информацию:
1) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;
2) основной государственный регистрационный номер;
3) индивидуальный номер налогоплательщика;
4) место нахождения объекта контроля;
5) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
26. Перечень объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, содержит следующую информацию:
1) наименование продукции (товара), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по перечню, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;
2) идентификацию опасности (биологическая (вирусная, бактериальная, паразитарная и иная), химическая, физическая (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) и иные опасности);
3) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, осуществляющего выпуск продукции (товара) в свободное обращение;
4) реквизиты решения о присвоении объекту контроля категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта контроля к категории риска.
27. На официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах контроля, предусмотренная пунктами 25 и 26 настоящего Положения, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков.
28. Размещение информации, указанной в пунктах 25 и 26 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
29. По запросу юридического лица или гражданина Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство (их территориальные органы) предоставляют им информацию о присвоенной их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам либо продукции (товарам) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов, продукции (товаров) к определенной категории риска.
30. Юридическое лицо или гражданин вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам, продукции (товарам) категории риска.
31. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Положению.
32. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичность, в том числе:
1) Для категории чрезвычайно высокого риска:
а) выездная проверка - один раз в календарном году;
б) документарная проверка - один раз в календарном году;
в) рейдовый осмотр - один раз в календарном году;
г) выборочный контроль - один раз в календарном году.
2) Для категории высокого риска:
а) выездная проверка - один раз в два года;
б) документарная проверка - один раз в два года;
в) рейдовый осмотр - один раз в два года;
г) выборочный контроль - один раз в два года.
3) Для категории значительного риска:
а) выездная проверка - один раз в три года;
б) документарная проверка - один раз в три года;
в) рейдовый осмотр - один раз в три года;
г) выборочный контроль - один раз в три года.
4) Для категории среднего риска - не чаще чем один раз в четыре года;
а) выездная проверка - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
б) документарная - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
в) инспекционный визит - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года;
г) выборочный контроль - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года.
5) Для категории умеренного риска:
а) выездная проверка - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
б) документарная - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
в) инспекционный визит - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет;
г) выборочный контроль - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет.
6) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
33. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться два и более раза в период, за исключением одного года, определенный для соответствующей категории риска, в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере.
34. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объекта контроля, указанного в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности, в том числе:
1) для категории чрезвычайно высокого риска – не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в год;
2) для категории высокого риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
3) для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
35. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1 пункта 19 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные надзорные мероприятия:
1) выборочный контроль;
2) инспекционный визит;
3) рейдовый осмотр;
4) выездная проверка;
5) выездное обследование.
36. В отношении объектов контроля, указанных в подпункте 2 пункта 19 настоящего Положения, проводятся следующие внеплановые контрольные надзорные мероприятия:
1) мониторинговая закупка;
2) выборочный контроль;
3) выездная проверка.
37. Для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством используются индикаторы риска нарушения обязательных требований.
38. При проведении плановых выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и гражданину обязательные требования.
39. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
40. Органы государственного контроля (надзора) могут проводить следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
41. Информирование осуществляется посредством размещения органами государственного контроля (надзора) соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
42. Доклады о правоприменительной практике по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) готовятся Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальных органов) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
43. Доклады о правоприменительной практике утверждаются приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов) и размещаются на соответствующих официальных сайтах в сети «Интернет» в срок до пяти рабочих дней со дня утверждения доклада.
44. При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федерального медико-биологического агентства (их территориальных органов) сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, указанные органы государственного контроля (надзора) объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
45. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
46. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом в течение двадцати рабочих дней могут быть поданы в органы государственного контроля (надзора), вынесшие соответствующее предостережение, возражения, в которых указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
2) идентификационный номер налогоплательщика – контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений, или их копии.
47. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью гражданина либо лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица или от имени гражданина, на указанный в предостережении адрес электронной почты в орган государственного контроля (надзора), либо иными указанными в предостережении способами.
48. По итогам рассмотрения возражения юридическому лицу, гражданину в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений направляется ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, гражданина способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения.
49. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Федеральным медико-биологическим агентством (их территориальными органами) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и граждан.
50. Консультирование осуществляться инспекторами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) порядок обжалования решений и (или) действий должн