Возникновение общения у ребенка




Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:


Предмет общения (партнер по общению как субъект)


Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)


Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)


Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)


Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)


Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)


Продукты общения («общий результат» общения)


Функции общения:


Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)


Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)


Познание людьми друг друга


Значение общения:


Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности

 


Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

 


^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.


Глава 2

Возникновение общения у ребенка

^ Возраст ребенка Реакция на воздействие взрослого
Первые 2 недели Нет реакции
С 3-ей недели Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе
На 2-ом месяце «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация

 


И тог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.


Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:


Внимание и интерес ребенка к взрослому


Эмоциональные проявления ребенка к взрослому


Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого


Чувствительность ребенка к отношению взрослого

 


Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:


Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)


Деловые (потребность в активной деятельности)


Личностные (потребность в признании и поддержке)

 


Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.


С редства общения ребенка

^ Экспрессивно - мимические предметно - действенные речевые
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация локомоторные и предметные движения, позы высказывания, вопросы, ответы, реплики

 


^ Развитие в онтогенезе:

э кспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: