Выбор направления исследования, темы и обоснование актуальности проблемы исследования




Структура КВКР. Введение.

Текст КВКР должен содержать в следующем порядке:

ü титульный лист (образец оформления обычно прилагается);

ü содержание;

ü перечень условных обозначений и сокращений (при необходимости);

ü введение;

ü основную часть (разделы);

ü заключение;

ü список использованных источников (образец оформления прилагается).

ü приложения (при необходимости);

 

2.1. Титульный лист КВКР

2.2. Содержание включает наименование и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в том числе введения, общих выводов, приложений (если есть), списка использованной литературы (см. образец № 4).

2.3. Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов, которые многократно повторяются (более трёх раз), может быть представлен в виде отдельного списка перед введением. Перечень печатается двумя колонками: слева – алфавитный перечень сокращений, справа – детальное описание символа, сокращения и др.

Если в КВКР специальные термины, сокращения и т. п. повторяются меньше трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

2.4. Введение раскрывает суть и состояние научной проблемы (задачи) и её значимость, обоснование необходимости проведения исследования.

Далее даётся общая характеристика исследования в рекомендованной ниже последовательности.

Актуальность темы

Путем критического анализа и сравнения с известными решениями проблемы (научной задачи) обусловливается актуальность и целесообразность работы для развития соответствующей отрасли науки или производства, особенно в интересах Украины.

Цель и задачи исследования

Формулируются цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не следует формулировать цель как „Исследование … ”, „Изучение …”, потому что эти слова указывают на средства достижения цели, а не на саму цель. Указание задач даётся в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить… и т. д.). Формулировку этих задач необходимо выполнять тщательно, поскольку описание их решения будет составлять содержание разделов КВКР и названия разделов должны быть соотнесены именно с формулированием задач исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования содержится в пределах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание пишущего, поскольку предмет исследования определяет тему КВКР, указанную на титульном листе в качестве её названия.

Методы исследования подаются в виде перечня использованных методов исследования для достижения поставленной в работе цели. Перечислять их следует не в отрыве от содержания работы, а кратко и содержательно очерчивать, что именно исследовалось тем или иным методом. Это даст возможность убедиться в логичности и целесообразности выбора соответствующих методов.

Научная новизна полученных результатов

Следует указать отличие полученных результатов от известных ранее, описать степень новизны (впервые получено…, усовершенствовано…, получило дальнейшее развитие…).

В этот пункт нельзя включать описание новых прикладных (практических) результатов, полученных в виде способов, методик, схем, алгоритмов и т. п. Следует всегда разграничивать полученные научные положения и новые прикладные результаты, которые вытекают из теоретических разработок.

Практическая значимость полученных результатов (кроме курсовых) представляется в виде сведений о практическом использовании полученных результатов или рекомендаций о возможности их использования. Определяя практическую ценность полученных результатов, необходимо представить информацию о степени их готовности к использованию, о сфере применения.

Апробация результатов КВКР

Указывается, на каких научных, научно-практических и др. конференциях представлены результаты исследования, изложенные в работе.

Публикации (если есть)

Указывается количество опубликованных статей, тезисов докладов, методических разработок, в которых опубликованы результаты исследования.

 

Выбор направления исследования, темы и обоснование актуальности проблемы исследования

В педагогической теории выделяются методологические характеристики, позволяющие оценить качество научного исследования.

К ним относятся проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость.

Кроме этого в исследовании оговариваются такие разделы как этапы исследования, апробация результатов, публикации, методологические основы и используемые методы исследования и др. все вместе они составляют научный аппарат исследования.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?". При выборе темы для лингвистического исследования важно знать об основных направлениях лингвистики, которые особенно развились за последние 100 лет. К ним относятся:

  • структурная лингвистика;
  • структурная генеративная грамматика Н. Хомского (к концу 70-х годов несостоятельность ее чисто формального и не основанного на фактах языка подхода становится ясной даже самому Хомскому и наука возвращается к семантике и к учету влияния на язык экстралингвистических факторов).
  • Семасиология;
  • герменевтика
  • семиотика, состоящая из трех частей: семантики, изучающей отношение знаков к обозначаемому, синтактики, рассматривающей отношения знаков между собой, и прагматики, исследующей отношения знаков и тех, кто ими пользуется.
  • коммуникативная лингвистика
  • этнолингвистика
  • интертекстуальность.

Соответственно, основные филологические направления могут быть предметом исследования.

Кроме того, разрабатывая тему для исследования, можно обратиться к таким разделам науки как методика преподавания предмета, педагогика и психология. Важно, чтобы исследователь шёл, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и в конечном счете решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает поэтому обращение к науке.

Можно также упомянуть соотношение процессов гуманизации и демократизации в образовании. Показательны проблемы, связанные с созданием системы непрерывного образования. Это, конечно, практическая задача. Но в процессе ее решения возникает множество вопросов, требующих исследования, например, о специфике дидактических принципов в каждом звене непрерывного образования: какие из них проходят насквозь через всю систему, и в чем состоит специфика их реализации в разных ее элементах, а также - какие являются единичными и специфическими для какого-либо звена.

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. Например, тема одной из диссертаций "Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся" отображает установку на изучение воспитательной функции этих методов в обучении в отличие от их развивающей функции, для реализации которой они, собственно, и предназначены.

Актуальность

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления - с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

В педагогике, в отличие от лингвистики исследование предпринимается не из "чистого" академического интереса, а ради преодоления каких-то недостатков, слабых мест в практической или, может быть, в исследовательской работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: