Русская философия19сер.20вв(Бердяев,Флоренский,Федоров,Циолковский,Чижевский).




Основые идеи марксистской философии.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Основные философские идеи марксизма.

Идея практики
Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие труда, у Маркса и Энгельса выступает практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека.
Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.
Материалистическая диалектика. Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".
Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.
Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Марксистская диалектика включает в себя:
* Представление о мире как целостной системе.
* Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.
* Проблему развития мира в целом и его частей.
* Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов: Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания - цель развития. Основные методологические принципы марксистской диалектики
* Принцип системности.
* Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
* Принцип единства исторического и логического. Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через:
* Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
* Общество исторично, оно развивается во времени. В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п. Концепция отчуждения - это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей - это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия. Маркс и Энгельс исходили из того, что причиной отчуждения является вовсе не невежество людей, а общественное разделение труда, которое дробит сущность человека, сужает горизонт его познания и деятельности. Несмотря на отрицательные последствия, разделение труда неизбежно и до известной стадии - прогрессивно. Маркс выделял такие формы отчуждения:
* Отчуждение условий труда от самого труда.
* Отчуждение результатов труда.
* Отчуждение социальных институтов от человека.
* Отчуждение идеологии от жизни.
Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность.

Русская философия19сер.20вв(Бердяев,Флоренский,Федоров,Циолковский,Чижевский).

Вторая половина XIX века – 1-я половина XX века. Учение русских философов, посвященное проблеме единства человека, Земли и космоса. Возник под влиянием развития естествознания и усиления внимания к человеку. Федоров Николай Федорович (1828 – 1903)Оригинальный религиозный мыслитель.Главная идея - победа над смертью: 1. Продление жизни, а затем человеческое бессмертие; 2. Воскрешение всех прежних поколений (для возвращения их Богу).Для этого необходимо:1. Использовать достижения будущей науки;2. Объединить усилия ученых всех стран, усилия всего человечества (идея единства человечества); 3. Преодолеть отчуждение людей, «небратские отношения» между ними; В перспективе: расселение людей на другие планеты по всему космосу (в этом - идея единства человека и космоса).Федоров первым высказал мысль о расселении людей на другие планеты (а не Циолковский).Задача человека: сознательно управлять эволюцией природы, господство над нею.Задача науки: обеспечить человека не только бессмертием, но и местом для существования (космос). Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)Непоследовательный материалист. Ученый в области астрономии.

Космическая философия К.Э. Циолковского:Сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и сам управляет собой. «Мысль - фактор эволюции космоса».Сторонник гилозоизма - теории о том, что вся природа одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется потенциальная возможность жизни).Три уровня живых существ в космосе:1. Совершенные существа;2. «Подающие надежду» на развитие (в т.ч. - люди). Им помогают в этом совершенные.3. Неспособные. Они избавляются от мучений совершенными - путем уничтожения. Разработал теорию ракетостроения, технического средства (ракеты) для реализации идеи Н. Федорова о переселении людей на другие планеты. Чижевский А лександр Леонидович(1897-1964) Русский мыслитель, основатель гелиобиологии. Основные идеи:1. Доказал существенное влияние солнечной активности на активизацию биологических и социальных процессов на Земле, и тем самым - тесную связь солнечной активности с жизнью на Земле. 2. Рассчитал 11-летний цикл наивысшей активности солнца (результат – периодические войны, бунты, революции. Бердяев Николай Александрович(1874-1948).Выдающийся философ, религиозный идеалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма.Свобода и творчество (отличие философии от науки) Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество, а не приспособление. В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней.Учение о свободе – главное в его творчестве. Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой), т.к. она оказывается подчиненной необходимости.Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека. Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека).Поэтому Бердяев категорически отвергал марксизм, поставивший на первое место класс и заслонивший им личность. В марксизме не может идти речи об активности и свободе личности. Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

20.Современная философия(неопозитивизм,постмодернизм,философия существования). Постмодерн – определенная общекультурная ситуация конца ХХ столетия, проявляющаяся во всех сферах жизни современного общества. В своих трудах философы постмодерна неоднократно заявляют о том, что исчерпаны традиционные формы философствования, необходимо переходить к новому – нетрадиционному, не скованному границами мышлению. Посмодернизм снимает саму проблему объективной реальности, переключаясь на субъективность индивида. В результате мир воспринимается как условность, действительность как нечто мнимое, которое хорошо описывается метафорой сновидения. Таким образом, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Логи́ческий позитиви́зм ( англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Экзистенциализм, или философия существования - одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

28.Сознание,как философская проблема.Происхождение сознания. Различные точки зрения о причинах возникновения созна-ния:Материализм: Сознание есть свойство высокоорганизован-ной материи (возникшее в процессе развития материи).Фактор, сыгравший решающую роль в возникновении сознания человека - предметно-практическая деятельность и речь.Религия (идеализм) – сознание человека есть дар, данный человеку Богом.Характеристики сущности сознания: идеальность, общест-венно-исторический характер.Сущность сознания заключается в целенаправленном и обобщенном воспроизведении (отражении) действительности в виде идеальных образов.Живые существа в природе отражают действительность на различном уровне. Формы отражения действительности в порядке возрастания уровня сложности:а) раздражимость; б) чувствительность; в) психика (у животных);г) сознание (высшая форма отражения действительности - у человека).Сознание обеспечивает человеку возможность мыслить.Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.Креативность есть способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом.

44.Духовная жизнь общества:мораль и право. Духовная жизнь общества – нематериальная форма освое-ния мира и общения между людьми с помощью разума.Наполненная богатым содержанием – создает благоприятную духовную атмосферу, хороший морально-психологический климат в обществе. И, наоборот, бедная и невыразительная – создает полную бездуховность в обществе.Духовная жизнь имеет весьма сложную структуру.Основные элементы духовной жизни:1. Духовная деятельность;2. Духовные ценности;3. Духовные потребности людей;4. Духовное потребление;5. Духовные отношения между людьми. Этика – наука о морали. Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе. Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей, выработанных обществом.Но в отличие от правовых норм, моральные нормы поддер-живаются не силой закона, а силой общественного мнения, воспитанием, привычками.Общество всегда предъявляет к своим членам определенные требования, выраженные в нормах морали. При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.Основные категории (нормы) морали – добро, зло, счастье, справедливость, долг, совесть.Уровни морали: общечеловеческая мораль (например, 10 заповедей Христа)- национальная (н-р, защита национальных интересов)- социальных слоев и групп (например, классовая). Право – система обязательных социальных норм и правил поведения людей, запрещающих или разрешающих им определенные действия.Правовые нормы устанавливаются государством, которое обеспечивает их выполнение. В праве используются два принципа:1. Запретительный: «Запрещено все, что не разрешено»; 2. Разрешительный: «Разрешено все, что не запрещено» (современный принцип правового государства). Разрешительный принцип в значительно большей степени обеспечивает свободу личности. Основная социальная роль и назначение права: 1. Регулирование отношений между людьми; 2. Поддержание в обществе формального юридического равенства(равенства всех перед законом);3. Обеспечение гражданских свобод и социальной справед-ливости.

Неотчуждаемые права: - на жизнь, на личную свободу, на собственность.Другие основные права и свободы: свобода деятельности, слова, печати, перемещения, вероис-поведания и др.Правосознание – есть понимание и признание действующе-го права членами общества.

45. Духовная жизнь общества:искусство и религия.. Духовная жизнь общества – нематериальная форма освое-ния мира и общения между людьми с помощью разума.Наполненная богатым содержанием – создает благоприятную духовную атмосферу, хороший морально-психологический климат в обществе. И, наоборот, бедная и невыразительная – создает полную бездуховность в обществе.Духовная жизнь имеет весьма сложную структуру.Основные элементы духовной жизни:1. Духовная деятельность;2. Духовные ценности;3. Духовные потребности людей;4. Духовное потребление;5. Духовные отношения между людьми. Искусство- особый вид духовного освоения мира. Искусство – отражение и осмысление действительности в художественных образах.Например: стихи.Источники художественных образов: Искусство, как правило - профессиональный вид духовной деятельности. Оно невозможно без существования определенных эстетических достоинств (Вознесенский «Когда…»). Играет существенную роль в духовной жизни общества.Основные функции искусства:1. Эстетическая (главная!) – учит видеть и ценить прекрасное (картины – Рафаэль, скульптура – Роден);2. Познавательная – знание о мире в эстетической форме.3. Воспитательная – как эффективное средство. Религия – одна из сфер духовной жизни, особый способ духовного освоения мира, основанный на вере в существование сверхъестественного (Бога). Особенности религии:1. Уверенность в реальном существовании сверхъестественного;

2. Эмоциональное отношение к сверхъестественному; 3. Убеждение в наличии двухсторонней связи между человеком и сверхъестественным, которое:а) может повлиять на жизнь человека;б) человек может привлечь к себе внимание сверхъестест-венного.Религиозный культ - совокупность символических дейст-вий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. Фетишизм - форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства.Мировые религии (те, которые исповедуются в различных странах):1. Буддизм (6 век до н.э.): 2. Христианство (1 век н.э.)3. Ислам (7 век н.э.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: