Раздел 1. Танкостроение СССР в период 1930-1945 годов




Введение

Актуальность: Вторая Мировая Война – одно из самых трагических, но, наверное, поэтому одно из самых интересных событий истории XX века. Для нашей страны, которая ценой жизни миллионов людей смогла сломить хребет фашизму – это не просто история, а личная драма и гордость каждой семьи. Дата 22 июня объединила абсолютное большинство советских людей одной главной задачей — отразить вероломное нападение врага.

Однако несколько десятилетий назад появился новый подход к этой дате. Был ли СССР готов к войне 22 июня 1941 года? Это дискуссионный вопрос, по которому в исторической науке, околонаучной публицистике и массовом сознании существуют различные точки зрения. Тема недостаточной готовности СССР к войне, приведшей к катастрофе лета 1941 года и в дальнейшем к огромным потерям в Великой Отечественной войне, использовалась для критики как личных качеств и политики И.В. Сталина, так и всего режима в целом. Такого рода критика была характерна для диссидентского движения, а также для публицистического дискурса эпохи Перестройки. Тема готовности СССР к войне тесно переплетается с вопросом о внезапности нападения Германии на СССР.

Вопрос о достаточности готовности СССР к войне был затронут уже в 1941 году И.В. Сталиным, который в докладе на торжественном заседании Московского совета 6 ноября заявил, что «причина временных неудач нашей армии состоит в недостатке у нас танков и отчасти авиации». В дальнейшем тема о недостаточной оснащенности Красной Армии бронетанковой и авиационной техникой накануне войны стала одной из основных в исторических работах советского периода.

Повышенное внимание к этому аспекту проблемы со стороны советской исторической науки отчасти может объясняться желанием советской военной и военно-промышленной элиты использовать тему недостаточной оснащенности Красной Армии накануне войны как аргумент в спорах о распределении ресурсов экономики между гражданскими и военными задачами. Критика правительства СССР в вопросе о готовности страны к войне легко переходит в критику всей советской системы государственного управления, а затем и общества в целом. В дальнейшем аналогичный переход был широко использован в период Перестройки, когда вопрос о готовности СССР к войне стал на некоторое время острой политической темой, широко используемой не только в околоисторической публицистике, но и в выступлениях политических деятелей.

Готовность к войне является многоаспектным понятием и включает в себя: готовность вооруженных сил, экономики, системы государственного управления и общества. Военное производство во время Второй мировой было ключевым фактором достижения победы в тотальной войне.

Далеко не самую последнюю роль в этой войне сыграли танки. Качественное и количественное превосходство в сфере бронетанковых войск – серьезная заявка на победу в войне, поэтому Германия и СССР уделяли самое серьезное внимание этому вопросу. Как говорил «отец танковой войны» Хайнц Гудериан: «Победа идет по следам танков». Поэтому я хотел бы исследовать эту тему, изучить танкостроение СССР и Германии в то время.

Цель работы: на основеизучения и сопоставления развития танковой промышленности СССР и Германии накануне и во время Второй Мировой Войны доказать, что одним из основных источников победы Советского Союза в Великой Отечественной войне явился огромный социально-экономический и военный потенциал страны.

Задачи:

- изучить танкостроение СССР и Германии накануне и во время Второй Мировой Войны

- сопоставить уровень его развития в этих странах

- определить у какой страны танкостроение было развито лучше.

Объект исследования: танкостроение СССР и Германии накануне и во время Второй Мировой Войны

Предмет исследования: предпосылки и особенности развития танкостроения СССР и Германии накануне и во время Второй Мировой Войны.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по данной теме

- изучение и анализ документации, архивных источников, таблиц

- сравнительный анализ и обобщение изученных материалов;

Новизна: В школьной программе истории данная тема освещена недостаточно полно. Я считаю, что она интересна и полезна для дальнейшего изучения истории. Поэтому я хочу провести исследовательскую работу конкретно по этой теме.

Гипотеза: танкостроение СССР было развито лучше, чем танкостроение Нацистской Германии на время окончания Второй Мировой Войны в 1945 году.

Теоретическая значимость: Я надеюсь, что моя исследовательская работа сможет помочь людям, изучающим историю. Что она сможет кому-то донести историю развития танковой промышленности, либо же просто освежить память.

Практическая значимость: эту работу можно будет преподносить, как учебный материал. Использовать её для обучения, выступать с ней на классных часах, или просто для саморазвития.


 

Раздел 1. Танкостроение СССР в период 1930-1945 годов

1.1 Начало активного развития танкостроения СССР с 1930 года

К 30-м годам ХХ века отношения СССР и Европы начали нормализоваться. Молодое социалистическое государство, разумеется, по-прежнему воспринимали с прохладой, однако в краткосрочной перспективе агрессивных планов против него пока никто не строил. Но в 1933 году прозвенел тревожный звонок: пост рейхсканцлера Германии занял Адольф Гитлер, отличавшийся весьма радикальными взглядами на государственную политику. И когда в 1934 году умер германский президент Гинденбург, а Гитлер был избран главой страны, всем здравомыслящим людям стало понятно, что новая война в Европе неизбежна.

В сложившейся ситуации вопрос технического переоснащения Красной армии нужно было решать как можно быстрее. Для этого требовалось очень срочно развивать промышленную базу страны и работать над созданием новых образцов вооружения, в том числе танков.

В конце 1929 года коллегия Главного управления военной промышленности пришла к выводу, что для полноценного решения вопроса обеспечения РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) военной техникой, соответствующей требованиям времени, необходимо воспользоваться зарубежным опытом в танкостроении. Была создана специальная закупочная комиссия под руководством начальника Управления механизации и моторизации РККА И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

В США комиссия вначале обратила внимание на разработки компании Cunningham, но оказалось, что эти машины не соответствуют требованиям РККА. И тогда советские делегаты заинтересовались колёсно-гусеничными танками выдающегося американского инженера Уолтера Дж. Кристи.

Танки Кристи были довольно интересными машинами. Им принадлежали рекорды скорости, не все из которых побиты до сих пор (только потому, что разгонять танки до скорости в 100 километров в час почти не имеет смысла).

Американских военных разработки Кристи не очень заинтересовали, поскольку не вписывались в схему бронетанковых войск США. Халепский, ознакомившись с машинами, также впал в сомнение.

В советскую бронетанковую концепцию танки Кристи укладывались ничуть не лучше, чем в американскую. С другой стороны, не избалованный вниманием конструктор охотно шёл на сотрудничество (возможность заработать перевешивала неприязнь к коммунистическому строю).

Были сомнения на счет закупки танков Кристи, но они разрешились, когда выяснилось, что Польша тоже поглядывает в их сторону. В итоге 28 апреля 1930 года был подписан договор на поставку в СССР двух машин Кристи с технической документацией.

Танки Кристи М1940 и «Виккерс шеститонный» стали знаковыми машинами для Красной армии. Первый послужил прототипом для серии колёсно-гусеничных танков БТ (быстроходные танки), а второй стал основой для Т-26, одного из самых массовых советских танков довоенного периода.

Демонстрация «Виккерсов» командованию РККА и Московского военного округа прошла успешно, танк постановили запустить в серийное

производство. Из-за наличия в оригинальной британской конструкции ряда недостатков конструкторы хотели производить танк, применяя конструктивные элементы от советской машины Т-19, которую разрабатывали примерно в это же время. Однако поначалу производство всё-таки приказали начинать без доработок, потому что советская агентура доложила о начале массового производства «Виккерсов» в Польше. Данные эти были ошибочными, но вердикт командования надо было исполнять. Выпуск танков, получивших индекс Т-26, начался на ленинградском заводе «Большевик».

Т-26 изначально выпускали с двумя пулеметными башнями, однако в 1933 году появилась модификация с одной башней под 45-мм пушку.

1.2 Разработка новых машин

Машины Кристи показали себя ненадежными и капризными. Поэтому решили их переработать и пустить их в серийный выпуск. Эти танки получили индекс БТ. Разработка этих танков велась на Харьковском заводе. Однако объем доработок вышел намного больше, чем ожидалось. Танк очень часто ломался, из-за чего получил сомнительную славу. В дальнейшем, конечно, удалось доработать танк и повысить его надежность, но образцом качества танк не стал.

В 1933 году на Харьковском заводе началось производство танка БТ-5. Главным новшеством его конструкции была усовершенствованная башня с 45-мм орудием. Устройство ходовой части осталось таким же, как и у БТ-2. Отрицательной чертой всех машин БТ было неудачное распределение массы танков и того, что ведущими были только задние колёса, возможность применения колёсного хода без риска забуксовать была очень ограниченной. Зато на гусеницах танки могли развивать очень хорошую скорость, и это было их достоинством.

Более серьёзным шагом вперёд стал танк БТ-7. Он получил двигатель М-17, который был значительно надежнее своего предшественника М-5, полностью сварной корпус, топливные баки увеличенной ёмкости и башню, рассчитанную на установку 76-мм пушки. Но последнее новшество поначалу не прижилось из-за неудачной компоновки орудия и пулемёта. Поэтому в 1935 году началось производство БТ-7 с уже отработанной в производстве башней от БТ-5.

Однако идею с установкой 76-мм пушки не забыли: Харьковскому заводу поручили разработку проекта по оснащению БТ-7 башней от танка Т-26-4. Результатом этой работы стало появление танка БТ-7А (артиллерийский). Башня от Т-26 не прижилась, поэтому вместо неё конструкторы создали другую, увеличенную по погону и больше напоминающую башню от Т-28. БТ-7А оснащался пушкой КТ-28 образца 1927–1932 годов. Этих машин было выпущено всего 154 экземпляра.

Кроме шеститонных танков у фирмы Vickers нашлась ещё одна машина, которая заинтересовала советских военных.

Это был трёхбашенный танк А6Е1, который в это время проходил полигонные испытания. С. Гинзбург захотел купить эту машину, но англичане отказали, ссылаясь на то, что в первую очередь А6Е1 нужен британской армии. Кое-как Гинзбургу удалось взять из представителей фирмы немного информации и сделать наброски машины. Спустя некоторое время СССР опять обратился к Великобритании с предложением о покупке данного танка, на этот раз англичане согласились, но они выдвинули совершенно неприемлемые для советской стороны условия: огромная цена и требование закупать технику только у фирмы Vickers. Сделка не состоялась, и УММ РККА постановило разработать трёхбашенный танк самостоятельно. Так появился первый в СССР серийный средний танк Т-28. Он считался штурмовым. Предназначался для укрепления сил частей при прорыве укрепленных точек противника.

Танк имел 3 башни. В главной башне устанавливалась 76-мм пушка КТ-28 и два пулемета ДТ. В двух малых башнях, которые находились в передней части корпуса ниже главной, находилось ещё по одному пулемёту такой же модели. Орудийная башня вращалась как электрическим приводом, так и вручную. Для удобства работы экипажа она была оборудована подвесным полом. Танк имел плавный ход и мог преодолевать достаточно серьёзные препятствия. Это было следствием удачной конструкции. Корпус сваривался из катаных бронелистов.

Во время войны с Финляндией 1939–1940 годов Т-28 показал себя очень неплохо, однако его бронирование было слабым местом.

Проблему пытались решить путём установки экранов, однако увеличение массы танка негативно сказывалось на динамических характеристиках. Т-28 принимал участие и в сражениях Великой Отечественной войны, но к тому моменту машина уже считалась устаревшой, к тому же подавляющее большинство оставшихся экземпляров были уже сильно изношены. Тем не менее последнее боевое применение Т-28 было зафиксировано в 1944 году.

Также существовал и Т-35, у которого было 5 башен. В битвах этот танк практически не участвовал. Так получилось, что основной его функцией являлось участие в парадах.

Также стоит уделить внимание самому известному и массовому танку тех времен. А именно Т-34.

Разрабатывался этот танк на Харьковском заводе под руководством Михаила Ильича Кошкина. Благодаря использованию новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2 танк получился очень маневренным, подвижным и проходимым. Также была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года). Она имела очень удачную конструкцию, что несомненно сказалось на популярности танка. Также с 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года). Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели.

Существовала и еще одна модификация Т-34 с орудием 85 калибра. Это Т-34-85.

Кроме этих танков в СССР разрабатывалось и производилось огромное количество разных машин.

Благодаря всему вышесказанному я пришел к выводу, что в СССР в период с 1930 по 1945 года произошел небывалый скачок в развитии танковой промышленности. Благодаря советским конструкторам и инженерам, а также зарубежному опыту в области танкостроения было создано и разработано множество боевых машин.

Новые танки шли на вооружение РККА. Это несомненно влияло на ее мощь и развитие. Без развитого танкостроения советская армия не была бы одной из самых сильных в мире.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: