Предметом философской науки о праве у Гегеля выступает идея права — единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права есть свобода, бытие свободной воли, проявление естественного права. Он отвергает концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно его учению подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Она требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в трех основных значениях:
1) право как свобода;
2) право как определенная ступень и форма свободы (деление на три основных ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.
3) право как закон (позитивное право).
Определяя право как свободу, Гегель отмечает, что оно есть «наличное бытие свободной воли», «право есть вообще свобода как идея».
2. Абстрактное (формальное) право — право абстрактно свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На этой стадии положительное право еще не обнаружило себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве собственности. Философ обосновывает формальное правовое равенство людей — они равны именно как свободные личности — собственники. Одновременно с этим он подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу». Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества, уравнение собственности.
В опосредованной форме собственность проявляется в договоре лиц-собственников, в преступлении и наказании за его нарушение (неправо, обман и преступление). Способ, форма защиты прав личности, справедливости, осуществляемой в государстве, есть наказание. Преступление — сознательное нарушение права и наказание является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника как свободной личности.
Вторая ступень и форма свободы — сфера моральности. В ней абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и совесть). «Добро — это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира».
Третья, высшая, ступень развития понятия права — нравственность. В ней абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность. Здесь понятие свободы субъективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям.
3. Право как закон. Превращение права в себе в позитивное право путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние человеческие отношения, но не их внутренняя сфера. «Система права, — определяет Гегель, — есть царство реализованной свободы».
Различая право и закон, он исключает их противопоставление:
речь идет лишь о высшей ступени конкретизации права. В то же время философ признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства. Не все, данное в форме закона, есть право, т.е. правомерное, разумное. С другой стороны, — недостижимо и вредно стремление, по его мнению, придать праву абсолютно законченную, совершенную форму, ибо «существует постоянная потребность в новых правовых определениях». Закон — это конкретная форма выражения права, предписывающая его непосредственное применение. Право как свобода становится законом, полагает Гегель, приобретает общеобязательный характер при условии обнародования закона, его осуществление через публичное судопроизводство, суд присяжных.
Позитивная наука о праве, говорится в «Философии права», есть историческая наука. Вслед за Монтескье Гегель утверждает, что в законах отражается исторический опыт, национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия жизни и т.п.
22. Философско-правовое обоснование прав человека
Философско-правовое обоснование прав человека заключает два основных момента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права «первого поколения» (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко «второму поколению» прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права). Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок вещей.
В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.