Казачья интеллигенция, что это такое?




 

Для начала откроем первый, попавший под руку толковый словарь, например, В.В. Лопатина, который собрал наиболее употребительные словосочетания конца XX века, и посмотрим объяснения слова «Интеллигенция». Читаем «Интеллигенция - люди, профессионально занимающиеся умственным, преимущественно творческим трудом. Интеллигент, тот, кто принадлежит к интеллигенции. В советское время народ делили на классы и интеллигенцию называли в учебниках по научному коммунизму «прослойкой», подразделяя на научную, творческую и техническую, при этом обязательно придавая ей моральный смысл, считая воплощением высокой нравственности и демократизма, а также обязательной функции – распространение культуры. Вот так.

Сбежавший из России от уголовного преследования активист арт-группы «Война» Воротников (автор известного скандального рисунка на разводной части Литейного моста) ныне скитается без документов по Европе с семьей из трех детей заявил телеканалу «Вести 24», что разочаровался в ценностях западных стран и созрел для того, чтобы приехать в России и заняться обучением русской интеллигенции тому, как понимать и любить русское государство. Интересный прогресс в развитии. Но, речь не о том.

Существует ли ныне казачья интеллигенция? То, что до октябрьского переворота 1917 года она была, сомнений нет. Казачество развивалось как служилое сословие и безусловно, при этом развивалась и вносила весомый вклад в общее развитие и группа, выходцев из казачьего народа, занимающаяся умственным трудом. Имен таких множество из среды ученых, писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, знаменитых артистов, изобретателей и конструкторов. Во второй половине XIX начале XX в. Казаки по мере возрастания уровня образования среди народов России, не отставали от других, обучая своих детей грамоте в школах, направляя сыновей в военные учебные заведения. А в конце XVIII в., до начала царских реформ на Дону, грамотность казачьего населения составляла 90 процентов! Вспомним знаменитых ученых П. Короленко, И. Попов, Е. Фелицин, Ф. Щербина, Ф. Токарев, В. Карбышев, писателей Г. Данилевский, Н. Гоголь, Д. Мордовцев, В. Гиляровский, Т. Шевченко, М. Шолохов, К. Седых, Ф. Крюков, А. Серафимович, Я. Кухаренко, В. Мова-Лиманский, П. Краснов, художников И. Репин, В. Суриков., оперные певцы С. Власов и С. Брыкин и П.Болотин, скульптор В.Астапов, инженер –ученый В. Петрик. Все они потомки родовых природных казаков. Но суть не в этом, зная и понимая казачий народ, все они значительную часть своего творчества посвящали казачеству, в своих трудах воспевали казаков, умножая их славу и сохраняя память. Их смело можно назвать казачьей интеллигенцией. Известно, художник Василий Суриков, сын красноярского казака и казачки из рода терцев Черкасовых всегда с гордостью заявлял на вопрос о происхождении «Я 0 казак!».

А что ныне? Наверняка, среди современников, трудящихся на ниве умственного труда не мало потомков казачьего рода, но мы их, к сожалению, почти не знаем. То ли они скромно умалчивают о своем происхождении, то ли не считают для себя важным (ненужным) подчеркивать принадлежность к казачьему роду, то ли их деятельность, ни коим образом,не направлена на развитие российского казачества. Навскидку можно упомянуть известные фамилии, которые на слуху такие как государственный деятель В.С. Черномырдин, певица Н. Бабкина, писатель Б. Алмазов, композитор О. Бескровный, художник И. Дядченко. Отсюда вопрос: существует ли на деле казачья интеллигенция и готова ли она отстаивать интересы казачества, нести казачью культуру в массы, учить казачьих детей, своими трудами пропагандировать казачество? Ситуация внутри государства Россия складывается таким образом, что казачий компонент все более востребован и в народе и у государства. В момент, когда во всем мире пропагандируются и навязываются новые образы ценностей, новый нормы поведения, обладающие разрушительной силой для простого народа всех стран и конечно в первую голову России, Правительство ищет те скрепы, которые могли бы сплотить общество и наделить его позитивной силой. Такой скрепой вне всякого сомнения власть считает организованное казачество, да и народ российский видит в казаках и идеи казачества правильное зерно, смысловое содержание. Патриотизм, православие, товарищество, сохранение памяти, духовную крепость, мужество и солидарность, нравственные устои, присущие казачеству – вот на что надеется народ, вот о чем должна заботиться казачья интеллигенция, именно эти смыслы должны пестовать одаренные и талантливые люди, если они считают себя казаками, тем более, когда они громко об этом заявляют. Казачья интеллигенция в глазах казаков, должна стать образцом высокой нравственности и духовности и не только казаков, но и всего народа, чтобы можно было бы с гордостью сказать, вот это наш человек, наш казак. Наряду с духовенством, просвещенный человек, должен быть нравственной опорой, авторитетным наставником в делах, знающим и строго соблюдающим казачьи обычаи и уклад. По сути, наряду с атаманами, интеллигенты должны быть воспитателями чувств, качеств и характера. При чем, атаманы свои обязанности исполняют по воле казаков, а люди высоко грамотные и душевно нравственные исключительно по своей воле и исторической необходимости.

Пока же мы наблюдаем большей частью нечто противоположное. Многие, так называемые интеллигенты, обладая профессиональными навыками и творческими способностями, направляют их в русло собственных интересов, пренебрегая интересами казачества, спекулируя понятиями, отрицают очевидное и сами обычаи и устои казачества. Вместо того, чтобы трудится над созданием в российском обществе положительного образа казака занимаются пиаром, расколами, шельмованием и разрушением старинных ценностей, внедрением идей противных сути казачества. Такое мы прошли в период Февральской революции, в итоге большевитская идея, к которой примкнула и часть интеллигентов-казаки победила.

Сегодня мы не вспомним даже с трудом ни одной художественной выставки, ни одного кружка, ни одной программы, где бы казаки-интеллигенты выступили организаторами, нет ни одной серьезной публикации в СМИ или цикла передач, нет и системных занятий с казаками по истории, философии. А жаль. Ведь потенциал одаренных людей весьма высок, и их вклад был бы очень кстати для возрождения казачества. Зачастую интеллигент ограничивается тем, что раз в год умильно разглядывает старые фото предков-казаков, сидя на диване, и на этом все заканчивается. Ситуация требует того, чтобы именно высоко образованные и талантливые люди от казачьего роду стали в глазах общественности региона образцом казачьих традиций. Они должны быть на виду и у казаков и у горожан, но не за счет сомнительных акций, а позитивного опыта и бескорыстного служения казачьей идеи и заслуженного авторитета среди казаков. Пока простые казаки имеют больше позитива у населения, чем стоящие в стороне интеллигенты от казачества. А это неправильно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: