Оценивание ответа студента на экзамене




Общие сведения

1. Кафедра Русской филологии и массовых коммуникаций
2. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Русский язык. Литература
3. Дисциплина (модуль) Б1.В.ОД.6 Современный русский язык: словообразование, морфология

 

Перечень компетенций

ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Критерии и показатели оценивания компетенций

Этап формирования компетенции (разделы, темы дисциплины) Формируемая компетенция Критерии и показатели оценивания компетенций Формы контроля сформированности компетенций
Знать: Уметь: Владеть:
Словообразование ОПК-5 ПК-1 важнейшие лингвистические понятия, исследовательские методы и научный аппарат современной русистики, применяемый в разделах «Словообразование» и «Морфология»; классификацию морфем, способы словообразования наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты, определять морфемный состав языковых единиц, определять словообразовательный тип, способы образования языковых единиц, значение производных слов владеть методами морфемного, словообразовательного, анализа языковых единиц тест 1  
Морфология: имена ОПК-5 ПК-1 принципы классификации частей речи в русском языке; категории, ЛГР, свойства имен делать морфологический анализ языковых единиц владеть методами морфологического анализа языковых единиц, грамматическими нормами тест 2  
Глагол ОПК-5 ПК-1 Категории, ЛГР, свойства, формы глагола делать морфологический анализ языковых единиц владеть методами морфологического анализа языковых единиц, грамматическими нормами тест 3 кейс-задание  
Другие части речи ОПК-5 ПК-1 Состав, ЛГР, морфологические признаки наречий, категории состояния, служебных слов делать морфологический анализ языковых единиц владеть методами морфологического анализа языковых единиц тест 3  
   
             

Критерии и шкалы оценивания

Тесты 1 и 2

Процент правильных ответов 10- 30 31-50 51 – 70 71 -90 91 -100
Количество баллов за решенный тест          

Тест 3

Процент правильных ответов 10- 30 31-50 51 – 70 71 -90 91 -100
Количество баллов за решенный тест 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10

 

Оценивание кейс-задания

 

Наименование оценочного средства Код компетенции (или ее части) Критерии оценки Шкала оценивания
кейс-задание ОПК-5 ПК-1 1) правильность определения грамматических категорий, 2) правильность использования терминов, 3) владение навыком анализа.   10 баллов: все категории и части речи определены правильно (допускается 2 негрубых ошибки); термины используются верно; владеет навыком анализа слов и форм. 9 – 5 баллов: ответ содержит ошибки в определении категорий, частей речи; допущены ошибки в употреблении терминов; допускает ошибки (непоследовательность) в анализе слов и форм. 4 – 1 балл: ответ содержит многочисленные ошибки в определении категорий, частей речи; допущены грубые ошибки в употреблении терминов; допускает ошибки (непоследовательность…) в анализе.  

 

 

Оценивание ответа студента на экзамене

Наименование оценочного средства Код компетенции (или ее части) Критерии оценки Шкала оценивания
экзамен ОПК-5 ПК-1 Уровень приобретен- ных компетенций бакалавра по составляющим «знать», «уметь», «владеть». 40 баллов. Студент показал знание основных понятий и категорий дисциплины; содержание ответов свидетельствует об его умении анализировать единицы и явления языка/речи; студент владеетсовременными методами научного исследования, терминологией. 39-30 б. Студент показал знание основных понятий и категорий дисциплины, однако допущены незначительные ошибки. Содержание ответов свидетельствует о недостаточном умении анализировать единицы и явления языка/речи. Студент в основном владеетсовременными методами научного исследования, терминологией, допускает неточности в употреблении терминов. 29-10 б. Студент обнаруживает недостаточное знание основных понятий и категорий дисциплины. Содержание ответов свидетельствует о недостаточном умении анализировать единицы и явления языка/речи, в анализе допускаются существенные ошибки. Студент недостаточно владеетсовременными методами научного исследования, терминологией, допускает ошибки в объяснении и употреблении терминов. 9 б. и менее. Студент не показал знания основных понятий и категорий дисциплины. Содержание ответов свидетельствует об его неумении анализировать единицы и явления языка/речи Студент не владеетсовременными методами научного исследования, терминологией.

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Тест 1 (типовой)

Словообразование

1. Морфема – это:

а) часть слова без окончания;

б) наименьшая значимая часть слова;

в) суффиксы и префиксы.

2. Морфема, расположенная перед корнем, служащая для образования новых слов, называется:

а) суффиксом; б) префиксом; в) флексией.

3. В слове «учиться » -ся является:

а) флексией; б) постфиксом; в) суффиксом.

4. В каком слове нет флексии?

а) грабли; б) шасси; в) степь.

5. В какой словоформе есть словоизменительный суффикс?

а) угадываю; б) столик; в) добрее.

6. Найдите слово, содержащее нулевой суффикс:

а) вата; б) бег; в) укладка.

7. Корни, которые употребляются только в соединении с суффиксами или префиксами, называются: а) связанными; б) свободными, в) несвязанными.

8. Основа, состоящая из двух и более морфем, является:

а) членимой; б) непроизводной; в) исторической.

9. Словообразовательный тип характеризуется общностью ряда элементов: 1) части речи производного и производящего слов, 2) словообразовательного значения, 3) способа словообразования. Назовите отсутствующий элемент.

10. Установите соответствие: а) рука – ручной, б) Ялта – ялтинский, в) далекий – отдалить; 1) усечение производящей основы, 2) чередование, 3) интерфиксация.

11. Установите соответствие между словами и способами образования: а) попудрить, б) мотивировка, в) довоенный, г) гостиная (сущ.); 1) префиксальный, 2) суффиксальный, 3) префиксально-суффиксальный, 4) субстантивация.

12. Назовите способ образования слов долгоиграющий, низкооплачиваемый, глубокоуважаемый.

13. Этот способ словообразования характерен только для существительных: а) суффиксация, б) сложение, в) субстантивация.

 

Ключ

Словообразование

 

вопрос ответ вопрос ответ вопрос ответ
  б   б   А1, б2, в3, г4
  б   а   сращение
  б   а   в
  б   Словообразовательное средство (формант)    
  в   А2, б3, в1    

 

Тест 2 (типовой)

Морфология. Имена

  1. Назовите часть речи, которой можно дать такое определение: «это знаменательные слова, которые обозначают признак предмета».
  2. Этот лексико-грамматический разряд составляют существительные, обозначающие предметы в виде отдельных экземпляров или особей:

а) конкретные;

б) вещественные;

в) собирательные.

  1. Нарицательные существительные общего рода имеют в начальной форме окончание: а) –а (-я), б) нулевое, в) –о (-е).
  2. Эта черта (черты) несвойственна вещественным существительным:

а) изменяются по числам,

б) сочетаются с количественными числительными, обозначающими целые числа,

в) сочетаются с дробными числительными и с наименованиями мер веса, объема.

  1. Существительные мужского рода с окончанием -а (-я) в им. пад. ед.ч. принадлежат склонению…
  2. У этих падежей совпадают вопросы:

а) у родительного и винительного;

б) у родительного и предложного;

в) у творительного и предложного.

  1. Определите, существительные какого склонения имеют следующие окончания в ед.ч.:

И. – -Ø, -о, -е В. – -Ø, -о, -е, -а (-я)

Р. – -а (-я) Т. – -ом (-ем)

Д. – -у (-ю) П. – -е

 

  1. Прилагательные этого лексико-грамматического разряда обозначают принадлежность лицу.
  2. Эта степень сравнения прилагательных образуется так: от основы положительной степени с помощью суффиксов – ейш-, - айш-:

а) простая превосходная,

б) составная превосходная

в) составная сравнительная

г) простая сравнительная.

  1. Какому типу склонения прилагательных, продуктивному или непродуктивному, соответствуют следующие окончания им. пад.: в ед.ч. –ый (-ий, -ой,), -ая (-яя), -ое (-ее), во мн.ч. –ые (-ие)?
  2. Перечислите возвратные местоимения.
  3. Определите, какие морфологические признаки имеют местоимения такой, твой, какой, иной:

а) род, число, лицо;

б) род, число, падеж.

  1. Эти числительные обозначают порядок предметов при счете:

а) количественные; б) собирательные; в) порядковые.

  1. Морфологические признаки большинства количественных числительных:

а) падеж; б) род, число, падеж.

 

Ключ

Морфология. Имена

 

вопрос ответ вопрос ответ вопрос ответ
  прилагательное   а   себя
  а   второго   б
  а   притяжательные   в
  а, б   а   а
  первому   продуктивному    

 

Тест 3 (типовой)

 

Вопросы 1 – 16 – тема «Категории глагола»

Вопросы 17 – 20 – тема «Неспрягаемые глагольные формы. Омонимия частей речи»

 

 

1.Укажите в предложении спрягаемые глагольные формы После такого блестящего (а) начала я сломя (б) голову бросился (в) домой сообщить (г) радостную новость:

а), б), в), г).

2. Глаголов какого класса нет в ряду снять, кидать, толкать, раздумывать, зеленеть, остыть, толковать, сжимать, стать, остужать:

а) I, б) II, в) III, г) V.

3. Видовой пары не имеют глаголы:

а) очутиться, б) запрячь, в) согнуть, г) спать.

4. Укажите двувидовые глаголы:

а) рисовать, б) жениться, в) винить, г) телеграфировать.

5. Укажите переходные глаголы в предложении Мы пришли (а) домой поздно, сели (б) ужинать, потом перечитывали (в) письмо брата и разговаривали (г):

а), б), в), г).

6. Укажите предложения, в которых глагол употреблен в страдательном залоге:

а) Этот факт признавался всеми участниками.

б) Я подошел к нему и поклонился.

в) Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев.

г) Прибор не используется по назначению.

7. Каких глагольных форм нет в отрывке: - Очень кстати заехал, как, бишь, тебя зовут… Поешь да выслушай.

Такой ласковый прием приятно изумил заседателя.

а) изъявительного наклонения прошедшего времени, б) повелительного наклонения, в) изъявительного наклонения настоящего времени, в) сослагательного наклонения.

8. В каких случаях формы одного наклонения употреблены в значении другого наклонения:

а) Нас отвели в маленькую светлую комнату.

б) Помог бы ты мне с этой задачей.

в) - Да покажите мне ее, - сказал я.

г) Встали ровно, ноги на ширине плеч, руки вытянули вперед.

9. В каких случаях формы одного времени употреблены в значении другого времени:

а) На темном небе уже начинали мелькать звезды.

б) Прощай, любимый город! Уходим завтра в море.

в) Бывало, кто ни проедет, всяк похвалит, никто не осудит.

г) Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал.

10. От этих глаголов не образуется повелительное наклонение:

а) слышать, б) размышлять, в) предшествовать, г) залезть.

11. От этих глаголов повелительное наклонение (форма 2 лица единственного числа) образуется при помощи нулевого суффикса:

а) класть, б) думать, в) махать, г) сесть.

12. В этих случаях личные глаголы употреблены в безличном значении:

а) Тревожно смотреть в глубину.

б) Катер не мог одолеть ветра, и его относило все дальше от берега.

в) Я сижу на клеенчатом диване, мне дремлется.

г) Вечерело. Тьма сырая, мозглая…

13. Глаголов этого спряжения нет среди указанных пойти, колоть, хотеть, есть, стелить:

а) I, б) II, в) архаического, б) разноспрягаемых.

14. Эти глаголы не образуют форму 1 лица единственного числа настоящего – будущего времени:

а) приходить, б) использовать, в) убедить, г) ржаветь.

15. Эти глаголы являются изобилующими:

а) брызгать, б) говорить, в) двигаться, г) ручаться.

16. Этим способом словообразования не образован ни один из указанных глаголов обновить, забыться, набегаться, посерьезнеть:

а) приставочным,

б) приставочно-постфиксальным,

в) приставочно-суффиксальным,

г) постфиксальным.

17. От этих глаголов можно образовать только два вида причастий:

а) сидеть, б) прочитать, в) читать, г) переплетать.

18. От этих глаголов нельзя образовать деепричастие:

а) снять, б) мыть, в) стыть, г) течь.

19. В этих случаях исходные причастия перешли в разряд прилагательных:

а) блестящий оратор, б) открытые глаза, в) цветущая яблоня, г) цветущая девушка.

20. В этих случаях исходные деепричастия перешли в разряд других частей речи:

а) шел, переваливаясь с ноги на ногу, б) выжил благодаря помощи врачей, в) провалился, невзирая на связи, г) читал стоя.

 

Ключ к тесту 3

 

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
  в   а, г   Б, г   А
  Г   В   б   А, б
  а, г   б, г   Б   в, г
  Б, г   б, в   г   А, г
  в   А, в   А, в   Б, в, г

 

Кейс-задание

Задания. 1) Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов, отмеченных цифрой 1, 2) Сделать морфологический разбор слов, отмеченных цифрой 2, 3) определить часть речи у всех слов из текста, 4) Для одного глагола из текста образовать все морфологические формы, подписать их, обозначить средства выражения грамматического значения.

Текст для анализа. Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые (1) аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки (1), уложенные одна к другой ровными(2) рядами, вспыхнули на свету таким богатством (1, 2), дороже которого для меня ничего не существовало (2). Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности (1). Я осторожно вынул одну трубочку, глянул, дунул в нее и, не в состоянии больше сдерживаться (2), стал жадно хрумкать (В. Распутин).

Образцы выполнения отдельных заданий.

1. Сваришь – н.ф. глагола – сварить – образован от ВАРИТЬ + С-, префиксальный способ. Морфемный разбор: с-вар-ишь.

2. Я же городской человек. Городской – имя прилагательное. Н.ф. – городской. Относительное, продуктивный тип склонения, в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода. Входит в состав сказуемого.

3. Почему – наречие, чтобы – союз, другой – местоимение.

4. Стирать.

Изъявительное наклонение. Настоящее время стира-ю, стира-ем, стира-ешь и т. д. Прошедшее время. Стира-л (нулевое окончание), стира-л-а и т. д.

 

Вопросы к экзамену



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: