Самостоятельная работа во внеурочное время.




Повторить:

1. Основы систематики и принципы классификации растений.

2. Основные таксономические единицы.

Изучить:

ü Классификацию отдела Моховидные (Bryophyta). Знать латинские названия таксонов.

ü Общую характеристику таксонов по плану:

1. среда обитания, распространение;

2. анатомо-морфологическое строение;

3. особенности размножения;

4. цикл развития;

5. значение.

ü Общую характеристику класса печеночники Hepaticopsida на примере рода маршанция, представитель Marchantia polymorpha

ü Общую характеристику и общие признаки класса настоящие мхи Bryopsida (Musci). Отличия Настоящих мхов от Печеночников.

§ Характеристику подкласса зеленые мхи Bryidae на примере рода Polytrihum – представитель Polytrihum communis.

§ Характеристику подкласса сфагновые, или Белые мхи Sphagniidae на примере рода Сфагнум - Sphagnum sp.

На занятии:

ü Изучение морфологического строения мужского и женского гаметофитов и спорофита маршанции, особенности её жизненного цикла.

ü Изучение строения генеративных органов маршанции.

ü Изучение морфологического строения коробочки кукушкина льна.

ü Изучение морфологического строения мужских половых органов кукушкина льна.

ü Изучение анатомического строения листа сфагнума.

ü Составление схемы жизненного цикла мохообразных на примере цикла развития маршанции или кукушкина льна.

Для этого рассмотреть: Микропрепараты: антеридий маршанции пост. м-п;. архегоний маршанции пост. м-п; спорогоний маршанции пост. м-п; антеридий кукушкина льна пост. м-п; спорогоний кукушкина льна пост. м-п; лист сфагнума врем. м-п. Гербарий: кукушкин лен; сфагнум. Таблицы и схемы: морфология жизненных циклов маршанции, кукушкина льна, сфагнума и видеоматериалы по теме занятия.

Литература:

1. Введение в систематику. Систематика низших растений: учебное пособие по ботанике для студентов 1-2 курсов фармацевтических вузов (факультетов)/В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина. – Самара: ООО «Офорт», 2006. -91 с.

2. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники, ч. II (Систематика растений). 1982, стр. 3-18, 32-81, 122-127.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. «Ботаника: учебник для вузов». – СПб.: СпецЛит, 2001 г., стр. 285 - 307.

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. «Практикум по курсу общей ботаники: Учебное пособие». - М.: Высшая школа, 1978. Стр. 198-228.

Дополнительная литература (см. список на стенде):

5. Малый практикум по низшим растениям (Н.П. Горбунова и др.). Учебное пособие для студентов-биологов университетов. Изд. 2; М.: Высшая школа, 1976.

6. «Жизнь растений» в 6 томах, т. 2. М.: «Просвещение», 1976.

7. Б.М. Миркин и др. «Краткий курс систематики с основами науки о растительности».М.: «Логос», 2001.

8. Лекции по теме занятия.

Вопросы и задания для самоконтроля усвоенного материала:

1. Какие черты строения и особенности жизненного цикла мхов свидетельствуют об их близости к водорослям? 2. Почему мхи рассматривают как самостоятельную ветвь в эволюции растений? 3. На каких признаках основана классификация мхов? 4. Охарактеризуйте жизненный цикл маршанции. 5. Перечислите способы размножения мхов на примере маршанции, кукушкина льна. 6.Назовите главные морфологические признаки зеленых мхов на примере кукушкина льна. 7. Дайте морфологическую характеристику этапам жизненного цикла мха кукушкин лен. Каково соотношение гаметофита и спорофита в нем? 8. В чем заключаются морфологические особенности сфагновых мхиов?

Задания: Заполните таблицу «Сравнительная характеристика высших растений » (см. приложение).

1. Маршанции Marchantia polymorpha

2. Кукушкина льна Polytrichum commune

3. Сфагнума Sphagnum sp.

Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.

Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.

 

январь 2013 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

 

Отдел плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Происхождение, строение, размножение, значение, представители.

 

Формируемые компетенции и актуальность темы: Изучение систематики растений, знакомство с разнообразием растительного мира на примере представителей изучаемых отделов способствует формированию у студентов биологического мышления, пониманию взаимосвязи живых организмов и окружающей среды; формирует теоретический фундамент для изучения специальных дисциплин.

 

Цель занятия:

1. Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.

2. Изучение особенностей морфологии, биологии и развития важнейших представителей отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

3. Знакомство с происхождением, эволюцией и классификацией растений изучаемых отделов.

4. Знакомство с ролью и значением хвощей, плаунов, папоротников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Общее время занятия 3 академических часа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: