Процесс обучения – помощь преподавателей обучаемым в осуществлении компонентов учения.
Процедуры обучения – объяснение как помощь в построении новых для учащихся знаний, отработка как помощь в закреплении знаний, контроль как помощь в самоконтроле содержания и уровней закрепления знаний.
Обеспечение процедур обучения – методы, формы и средства обучения.
Методы объяснения – информационный (монологический и диалогический), проблемный (выводной и творческий, поисковый).
Методы отработки – непроизвольное запоминание в упражнениях (без и с поэтапной интериоризацией), произвольное непосредственное запоминание (заучивание), произвольное опосредованное запоминание (логическое, мнемотехническое).
Методы контроля – исходный, промежуточный, конечный, с заданиями ввиде ответов на вопросы, приведения примеров, выведения следствий, выполнения действий, решения задач и с конструируемым или выборочным ответом.
Формы обучения как виды занятий – уроки, лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа и др.
Средства обучения их виды – средства получения, обработки и предъявления информации с помощью разных ее носителей (бумажных, электронных и др.)
Характеристики компонентов процесса обучения, влияющие на эффективность учения
Влияние видов методов объяснения на эффективность осуществления построения нового знания в учении
Информационный метод - быстрота уяснения содержания знаний, непосредственное личное воздействие преподавателя, в том числе эмоциональное, мотивационное, суггестивное (в варианте устного сообщения), возможность использования разных вариантов изложения и включения в содержание обучения новой информации.
Отрицательные качества метода: потери и искажения информации при устной передаче; возможность только воспринять, но не переработать информацию; трудность для обучаемых сочетать восприятие информации и ее фиксацию в конспекте; пассивность обучаемых,
Метод самостоятельного логического выведения частных знаний из общих (дедукция) весьма эффективен во всех случаях, когда существует сама возможность дедуктивного получения новых-знаний обучаемым, знания строятся дольше, но активнее и более мотивированно, способствует приобретению обобщенных знаний, значительно расширяет самостоятельность в учении.
Метод проблемного объяснения (на основе аналога исследования и изобретения — творческого овладения новыми знаниями) – требует больших затрат времени и напряжения, значительно менее эффективен для усвоения знаний, но наиболее эффективен для развития творческих способностей обучаемых, для чего в основном и применяется..
Влияние методов отработки знаний и умений на эффективность закрепления материала.
Основные критерии оценки эффективности методов отработки знаний - длительность и трудоемкость отработки при одних и тех же свойствах знаний. Свойства знаний достигаемые при отработке – уровни запоминания, осознаваемости, прочности.
Сравнительная эффективность отработки с применением вариантов произвольного и непроизвольного запоминания – произвольные менее длительны, но более напряженны и трудоемки, чем непроизвольные, кроме этого непроизвольная отработка в ходе порождения знаний или их применения в упражнениях может быть также вполне успешной при сложности и длительности процессов построения либо применения знаний.
Эффективность методов отработки с применением вариантов опосредованого и непосредственного запоминания – опосредованное запоминание более длительно и напряженно, чем непосредственное.
Влияние методов контроля знаний на эффективность учения
Задачи контроля - контроль содержания знаний (полнота, обобщенность, дифференцированность, рефлексивность) и уровней их запоминания (узнавание, воспроизведение с использованием внешних и внутрених образных и знаковых средств).
Зависимость влияния контроля на эффективность учения от места контроля в процессе учения (исходный, промежуточный и конечный,)
Исходный контроль как проверка готовности имеющихся знаний по содержанию и уровням запоминания к научению новому знанию — помогает учесть возможность успешного построения новых знаний, осуществляется с учетом необходимых для приобретения новых знаний уровней владения имеющимися знаниями по содержанию и степени закрепления (уровень узнавания или свободного воспроизведения)
Промежуточный контроль– как проверка завершенности построения содержания нового знания — дает информацию об успешности усвоения содержания знаний по полноте, обобщенности, дифференцированности до уровня узнавания.
Итоговый контроль - как оценка уровней закрепления знаний до требуемых уровней интериоризации и автоматизации.
Зависимость адекватности контроля характеристик содержания знаний от видов заданий и ответов, а уровней запоминания от условий выполнения заданий.
Эффективносить отдельных видов заданий и их сочетаний для контроля содержания знаний - вопросы по конкретным элементам содержания знаний с примерами, задания и задачи на подведение под понятия, выведения следствий из содержания знаний более эффективны чем задания на монологическое изложение содержания знаний.
Эффективность видов ответов — выборочные ответы менее эффективны чем конструируемые для контроля содержания. При выборочных ответах возможны угадывания правильных ответов, но зато они требуют меньше времени и при нормальной работе могут быть вполне трудными и адекватными.
Эффективность форм обучения
Свойства форм обучения (видов занятий) как критерии оценки их эффективности.
1 функциональное назначение — для проведения объяснений, отработки или контроля.
2 возможность применения разных методов обучения.
3 возможность живых, интерактивных, диалогических взаимодействий учащихся и преподавателей.
4 возможности учитывать индивидуальные качества учащихся.
5 экономические затраты.
Свойства и эффективность отдельных видов занятий в вузе
лекции: 1 - для проведения объяснений, 2- только информационный метод, 3 — частично (личностное), 4 — отсутствует, 5- самая дешевая.
Семинары: 1- для проведения объяснений, 2-любые методы объяснения
3- возможны полностью, 4- возможно в определенных пределах, 5 — дорогая форма занятий.
Практические занятия: 1- для закрепления знаний, 2- любые методы отработки, 3- возможны интерактивные методы отработки, 4- возможно в определенных пределах, 5- дорогая форма обучения.
Самостоятельная работа: 1- для всех процедур обучения (объяснения, отработки, контроля), 2- методы каждой процедуры любые при наличии соответствующих средств обучения, 3- возможны при наличии адекватных средств, 4- возможно, но сложно даже при наличии средств, 5- основные затраты на средства обучения.
Экзамены, зачеты: 1- для контроля приобретенных знаний, 2- любые методы контроля при наличии нужных средств, 3- возможны интерактивные методы, 4- возможен учет индивидуальных особенностей обучаемых, 5- относительно дорогая форма обучения.
Средства обучения как фактор учения
Средства обучения, их виды и характеристики
Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснения знаний, отработки знаний и умений и контроля усвоения.
Любая педагогическая процедура может включать (или обязательно включает) четыре основных вида действий преподавателя: предъявление информации (знаний и заданий); получение ответа анализ, обработка и оценка ответа; принятие решения о дальнейших действиях.
Так, например, при объяснении материала методом сообщения готового знания реализуется одно действие преподавателя предъявление материала, а при объяснении методом эвристического поиска осуществляются все четыре действия: предъявление знания и задания, получение знания, анализ и оценка, принятие решений. Отработка и контроль также требуют вьполнения четырех действий: предъявление заданий, получение ответов и их оценка, решение о дальнейших действиях.
Средства обучения это средства, используемые для осуществления указанных четырех видов универсальных педагогических действий в составе методов обучения и по существу являются разными материальными носителями информации и устройствами для ее обработки.
Выбрав в качестве основания классификации действия преподавателя, можно подразделить средства обучения на средства предъявления информации; средства получения ответа от обучаемых; средства анализа и оценки ответов; средства принятия решений о дальнейших действиях обучаемых.
В качестве носителей информации могут выступать бумага, слайды и фильмы, аудио- и видеозаписи и т.п. Носители информации и устройства для ее переработки могут быть автоматизированными в разной степени, вплоть до очень высокой степени, которая достигается с помощью современных ЭВМ.
Эффективность средств обучения
Для передачи и получения знаний (информации, образной и понятийной), содержащихся в источниках (учебники, тексты лекций, описания действий, разные изображения объектов, процессов и действий пригодны средства на любых носителях (бумажных, аудиовизуальных простых (магнитных, оптических и электронных) и автоматизированных (компьютеризованных).
Здесь для знаний об объектах средства на любых носителях эффективны при сочетании образных и вербально-понятийных форм презентации знаний, а для знаний о процессах и действиях использование, кроме описаний, образного представления динамики значительно повышает эффективность учения при использовании соответствующих средств обучения (фильмы, видео, компьютеры).
Для обработки информации и принятия решения пригодны только компьютерные устройства. Они позволяют не только давать и получать информацию от учащихся, но главное также и обрабатывать (оценивать) ее, принимать решения о дальнейших действиях учащихся (переходить к новым заданиям или обратную связь и помощь при ошибках для их исправления.) Это последнее очень важно при реализации комплексных обучающих программ с сообщениями знаний, постановкой вопросов и заданий для контроля и оценки хода учения, обеспечения обратной информации учащимся с указаниями по дальнейшим действиям. Такие программы могут быть весьма эффективными для объяснения, отработки и контроля на всех этапах обучения.